Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 8 апреля 2008 г.


8 апреля 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

РСПП формирует позицию по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере недропользования

Одной из важнейших проблем, мешающей эффективному использованию недр, отвлекающей огромное количество материальных и трудовых ресурсов недропользователей, существенно увеличивающей риски невыполнения ими лицензионных условий, является отсутствие четкой регламентации деятельности органов государственной власти по осуществлению ими полномочий в сфере пользования недрами. Такая регламентация требуется на всех этапах процесса недропользования, включая, в том числе, порядок формирования государственной программы геологического изучения недр, внесения изменений в условия пользования недрами и проектную документацию, изменения границ лицензионных участков по результатам геологоразведочных работ и т.п. На сегодняшний день отношения в сфере пользования недрами регулируются Законом Российской Федерации О недрах и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами. Данный закон действует с 1992 года, и, как большинство законов, принятых в начале девяностых годов, нуждается в существенной доработке. Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 предусмотрено внесение ряда законодательных инициатив по данному вопросу. Так, в настоящее время МПР России дорабатывает законопроекты о внесении изменений в закон О недрах в части конкретизации условий пользования недрами, оснований и порядка досрочного прекращения права пользования недрами, урегулирования порядка изменений лицензии и требований к содержанию проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых, установления возможности изменения границ горных отводов, порядка проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами. Комитет по энергетической политике формирует проект  позиции РСПП для ее последующего обсуждения с Правительством РФ. Перечень вопросов для рассмотрения и учета в проекте позиции РСПП по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере недропользования

1. Изменение границ горных отводов (по площади и глубине). Необходимо установить, что представляется в пользование, и порядок уточнения границ участка. Снять ограничения участков по глубине для проведения геологического изучения недр. Разработать порядок приведения границ участков недр в соответствие с выходящими за пределы участков естественными границами месторождений; 2. Возможность объединения нескольких участков недр в один, если месторождение находится на нескольких участках, принадлежащих одному недропользователю; 3. Увеличение срока действия лицензий на геологическое изучение до 10 лет; 4. При отборе претендентов на получение поисковых лицензий предпочтение должно отдаваться компаниям, проводящим работы по геологическому изучению недр и полностью обеспечивающих воспроизводство МСБ; 5. Исключение обязательной аукционной формы предоставления прав пользования недрами для геологического изучения в случае подачи на один участок более одной заявки. При предоставлении прав пользования недрами с целью геологического изучения, в случае подачи на один участок двух и более заявок, содействовать недропользователям в проведении совместного изучения недр; 6. Определение четких критериев оснований предоставления прав пользования недрами. Разработать критерии отнесения участков недр к аукционной или конкурсной формам предоставления; 7. Законодательно установить право собственности на получаемое в процессе испытания скважины и в процессе пробной эксплуатации скважин углеводородное сырье; 8. Предоставлять преимущественное право пользования месторождениями общераспространенных полезных ископаемых, недропользователям, осуществляющим подготовку месторождений полезных ископаемых; 9. Совершенствование норм, касающихся оснований и порядка досрочного прекращения права пользования участками недр (статьи 20, 21 Закона О недрах); 10. 10.Внесение изменений в Закон О недрах, обеспечивающих включение в сферу недропользования отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ (переуступка прав, залог права пользования участком недр и др.); 11 .Разработка нормативных документов, устанавливающих требования к процессу рекультивации либо к рекультивированным землям, а наделение соответствующих органов государственной власти полномочиями осуществлять нормотворчество в этой области. Необходимо внести изменения в статью 25 Лесного кодекса РФ Виды использования лесов в части использования лесов при проведении аварийно-спасательных работ. 12.Определение конкретных сроков подготовки и утверждения разрешительной документации (ОВОС, проекты и т.д.), которые не должны включаться в срок действия лицензии. Срок реализации права пользования недрами должен наступать с момента регистрации договора (лицензионного соглашения) после получения всей разрешительной документации в установленные сроки; 13.Определение сроков рассмотрения заявочных документов недропользователей на получение прав пользования недрами по факту открытия месторождений за счет собственных средств и выдачу лицензий на право разведки и добычи углеводородов. Лицензия должна быть выдана в установленный срок и не зависеть от срока согласования в органах государственной власти; 14.Определение порядка согласований технологических и проектных документов с разграничением полномочий разных органов исполнительной власти; 15.При разработке годовых программ лицензирования недр необходимо установить порядок рассмотрения и учета предложений недропользователей по включению в программу конкретных участков; 16.Определение порядка изменения лицензионных условий в случаях, когда в результате геологического изучения недр получены результаты, существенно отличающиеся от первоначальных. Необходимо учитывать то обстоятельство, что внесение дополнений зачастую занимает не менее одного года; 17.Разработка упрощенного порядка внесения изменений и дополнений в лицензионные соглашения; 18.Необходимость отказа от практики установления ежегодных обязательств недропользователей в договорах на изучение и освоение. Работы целесообразно проводить на основании ежегодных программ, согласованных с уполномоченными органами государственной власти. Согласованные программы должны являться неотъемлемой частью договора; 19. Делегирование дополнительных полномочий по корректировке лицензионных соглашений и по переоформлению лицензий с одного предприятия на другое территориальным органам Федерального агентства по недропользованию с целью оперативного внесения изменений и дополнений в лицензионные обязательства; 20.С целью воспроизводства минерально-сырьевой базы государство должно всячески поддерживать недропользователей, которые проводят или изъявляют желание проводить поисково-разведочные работы за счет собственных средств. При этом большое значение имеет дифференцированный подход к налогооблагаемой базе недропользователей, который должен предусматривать возможность льготного налогообложения, а в некоторых случаях и вообще освобождать недропользователя от налогов и платежей за пользование недрами на стадии проведения поисково-разведочных работ; 21.Следует упорядочить систему контроля за процессом недропользования со стороны государственных органов на федеральном и региональном уровнях. Количество проверок увеличивается, при этом имеют место случаи, когда проводятся они по одним и тем же вопросам. Необходимо упорядочить разного рода проверки выполнения условий пользования недрами, которые в настоящее время носят произвольный характер по количеству, наличию проверяющих организаций и срокам, принимая во внимание, что недропользователь в соответствии с требованиями лицензионного соглашения ежегодно отчитывается перед органами государственной власти. Предпочтительней представляется вариант единой комплексной ежегодной проверки выполнения условий пользования недрами; 22.Следует разграничить полномочия государственных органов в части контроля и надзора в области использования и охраны недр. Обязательные для выполнения требования по одним и тем же вопросам условий пользования недрами не должны устанавливаться разными государственными органами; 23.Необходимо законодательно установить перечень форм отчетности, которые должен предоставлять недропользователь; 24. Однозначное определение в Законе О недрах используемых в нем специальных терминов (горный отвод, геологический отвод, блоки недр, экспертные и конкурсные комиссии, месторождение, коммерческое открытие и т.д.),



Выскажите свое мнение


В избранное