Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 8 июля 2007 г.


8 июля 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Андрей Дементьев не выступил перед Сергеем Ивановым по вопросу транспортного машиностроения

12 апреля 2007 года заместител министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев докладывал на заседании Правительства РФ Стратегию развития транспортного машиностроения на 2007.2010 годы и на период до 2015 года. Министерству промышленности и энергетики РФ тогда был нанесен серьезный удар. Михаил Фрадков жестко раскритиковал и отправил на доработку предложенную Минпромэнерго стратегию развития транспортного машиностроения на 2007.2010 годы и на период до 2015 года. Фрадков отметил: "Стратегия является поверхностной и не отвечает на многие вопросы". Представлял Стратегию Андрей Дементьев, доклад которого получил следующий комментарий премьер-министра: "Если мы не знаем, что можно предложить, значит, менять место работы нужно". Далее Фрадков отметил: "Нельзя министерству промышленности и энергетики так безответственно подходить к формированию таких важных программ. В такой работе невозможно отделываться одними лишь ! общими разговорами и предложениями".
22 июня 2007 года на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта по данному вопросу выступил уже не Андрей Дементьев, а директор департамента Минпромэнерго Андрей Дейнеко.
 
 
Тезисы выступления директора Департамента промышленности Минпромэнерго России А.Д. Дейнеко на заседании
Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта
22 июня 2007
Уважаемый Сергей Борисович!
Уважаемые члены Правительственной комиссии!
В прошлом году состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором было рассмотрено состояние российского сельскохозяйственного машиностроения.
На момент рассмотрения отрасль испытывала серьезные трудности. По итогам 2005 года объем производства в комплексе упал в 10-15 раз к уровню 1990 года. Загрузка мощностей составила около 20%, рентабельность снизилась до 4,5%, что определило и низкие финансовые результаты предприятий и, соответственно, низкие объемы инвестиций и темпы технического перевооружения.  
Всё это также отрицательно сказалось на технологическом уровне выпускаемых машин и на их качестве.
На заседании Правительства были названы помимо прочих две существенные проблемы, ограничивающие развитие сельскохозяйственного машиностроения.
Во-первых . низкая платежеспособность потребителей отрасли. При технологически необходимом объеме закупок сельхозтехники в 90 млрд. рублей, определяемым состоянием парка машин и энерговооруженностью сельского хозяйства, фактические закупки в 2005 году не превысили 60 млрд. рублей .
Во-вторых . неравные конкурентные условия на внутреннем рынке сельхозтехники, в частности, комбайнов, для отечественных и зарубежных производителей. Российские предприятия проигрывали импортерам, использующим пробелы в российском таможенном и налоговом законодательстве для получения искусственных преференций.
  Ответом на эти вызовы стал принятый Правительством План мероприятий по развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения на 2006-2008 годы, который включил в себя 5 блоков мер, направленных на:
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной техники;
- стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения;
- развитие рынков сбыта сельскохозяйственной техники;
- создание и внедрение альтернативных видов топлива;
 - подготовку кадров.
План находится в стадии реализации. На данный момент 10 мероприятий Плана выполнено полностью, 7 . частично, не выполнено . 2.
Неделю назад Вы, Сергей Борисович, уже рассматривали вопросы развития сельскохозяйственного машиностроения на совещании в Ростове-на-Дону, поэтому позвольте мне остановиться лишь на некоторых, наиболее значимых мероприятиях обсуждаемого Плана.
Эффективными оказались принятые меры тарифной защиты от недостоверного декларирования.
В 2006 году, впервые за последние 4 года, удалось остановить рост импорта новых и в 2 раза сократить импорт бывших в эксплуатации комбайнов. В результате доля российских производителей комбайнов на внутреннем рынке возросла с 80% до 84%. Это позволило предприятиям начать реализацию среднесрочных программ по развитию производства комбайнов, что уже сказалось на показателях 1 квартала 2007 года.
На постоянной основе реализуются мероприятия по развитию экспорта  российской сельскохозяйственной техники. В 2006 году было оказано методическое содействие предприятиям отрасли по эффективному использованию механизма возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по экспортным кредитам. В итоге, как уже докладывалось, сумма выплат в целом по отрасли  составила в прошедшем году около 55 млн. рублей.  В этом году возможно увеличение выплат до 60-65 млн. рублей.
Кроме того, Министерством совместно с компаниями активизирована работа в рамках Межправительственных комиссий по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству по продвижению изделий российских производителей на внешние рынки.
Эти меры в определенной степени способствовали увеличению экспорта российских сельскохозяйственных машин - в 1 квартале 2007 года он вырос почти в 2 раза по сравнению с 1 -м кварталом 2006 года.
В прошедшем году Минпромэнерго начата реализация первых инновационных проектов с использованием механизмов частно-государственного партнерства, когда государство берет на себя финансирование части затрат на НИОКР в обмен на обязательства бизнеса по инвестированию в организацию серийного производства новой техники.
Этот механизм уже опробован в других отраслях при реализации так называемых мегапроектов и показал свою эффективность.
Нами запущен проект по разработке зерноуборочного комбайна 6-го класса, опытный образец которого Вы, Сергей Борисович, уже видели у победителя конкурса ОАО Ростсельмаш. Бюджетное финансирование по проекту составит 300 млн. рублей, финансирование из внебюджетных источников превысит 500 млн. рублей. Проектный объем производства установлен в 500 машинам в год, а обязательный объем продаж, который является частью технического задания, составит в период с 2009 по 2012 годы  не менее 5 млрд. рублей.
В этом году Минпромэнерго объявлен конкурс на реализацию проекта по разработке гусеничного трактора класса 5 тонн силы на аналогичных принципах.
При этом, технические характеристики разрабатываемой новой техники не уступают лучшим мировым аналогам.
Разработаны также концепции НИОКР по созданию оборудования для животноводства и кормопроизводства и модельного ряда дизельных двигателей с водяным охлаждением. Предусматривается начать финансирование этих проектов в 2008 году.
Минсельхозом России разработана система критериев качества, надежности и экономических показателей поступающей в агропромышленный комплекс России сельскохозяйственной техники, в том числе и закупаемой через государственную систему лизинга. Кроме того, организована система постоянного мониторинга внутреннего рынка сельскохозяйственной техники, на основе которого отслеживается динамика изменения емкости рынка и его структуры.
Эти меры дают возможность предприятиям отрасли планировать свою текущую деятельность как по загрузке производства, так и по проектированию эксплуатационных характеристик производимой техники, а также повышают стабильность функционирования всей системы отношений в данной отрасли.
Что касается сборочных производств сельскохозяйственной техники  на территории России, то их пока немного - ООО Клаас, г. Краснодар, ЗАО Евротехника, г. Самара, ЗАО Кировец-Ландтехник, г. Санкт-Петербург. Постановлением Правительства Российской Федерации   были обнулены таможенные пошлины на некоторые комплектующие изделия, ввозимые для производства тракторов
В настоящее время нами прорабатываются предложения по расширению списка комплектующих изделий, поставляемых с минимальной или нулевой ставкой таможенной пошлины для промышленной сборки сельскохозяйственной техники, узлов и агрегатов на территории России.
В соответствии с принятыми решениями, Минсельхозом России проведены мероприятия по совершенствованию действующей системы лизинга   сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводства. С целью расширения ассортимента закупаемой продукции, внесены дополнения в Реестр сельскохозяйственной техники и оборудования для реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям на условиях финансовой аренды (лизинга) в 2006 и 2007 годах, в рамках реализации приоритетного национального проекта Развитие агропромышленного комплекса утвержден  Порядок использования средств уставного капитала ОАО Росагролизинг .
Что касается кадрового обеспечения отрасли, то Минобрнауки России проведена работа по формированию макета государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования, которые предполагают дальнейшее развитие преемственности профессионального образования на разных уровнях, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания профессионального образования в соответствии с профессиональными стандартами.
В 2006 году подготовлены и изданы 5 учебников и свыше 20 учебных пособий по специальным дисциплинам государственных образовательных стандартов высшего  профессионального образования с целью обеспечения изучения новых перспективных технологий в сельскохозяйственном машиностроении.
Как уже отмечалось, часть мероприятий Плана находятся в стадии выполнения.
Проект технического регламента О безопасности тракторов, сельскохозяйственных и лесохозяйственных машин разработан, согласован со всеми заинтересованными сторонами и сейчас проводится приведение его в соответствие с нормами новой редакции Закона о техническом регулировании.
Минэкономразвития России и Минпромэнерго России подготовлен законопроект О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. В нем предусматривается освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) технологического оборудования, ввозимого в Россию в качестве вклада в уставной капитал только по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. С нашей точки зрения, перечень должен включать в себя именно технологическое оборудование, предназначенное для производства продукции, а не готовые изделия, как это зачастую происходит сегодня. Законопроект находится в стадии согласования.
И как уже отмечалось, реализация инновационных программ по созданию новой сельскохозяйственной техники несколько затянулась. Это связано с отсутствием целевого финансирования включенных в одобренный Правительством План мероприятий программ, а бюджет Минпромэнерго России не позволяет осуществлять финансирование всех этих проектов одновременно.
На данный момент не выполненными остаются пункты Плана,  касающиеся подготовки предложений по  применению защитных мер внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей сельскохозяйственной техники.
В итоге, во многом благодаря реализации Плана мероприятий,  в 2006 году ситуацию в сельхозмашиностроении удалось стабилизировать и придать определенную динамику развитию отрасли.
Прежде всего, вырос внутренний рынок сельскохозяйственной техники. В 2006 году его емкость превысила 80 млрд. рублей. По прогнозам, к 2010 году рост платежеспособного внутреннего потребления возрастет до 117 млрд. рублей. По нашему мнению, не использовать такой потенциал для ускоренного развития национальных производителей будет серьезной ошибкой.
Изменяется и структура рынка. В 2006 году возросла доля российских производителей в закупках комбайнов и тракторов, однако в других секторах рынка их присутствие уменьшилось.
Наметившиеся положительные тенденции сказались на результатах деятельности отрасли.
В прошедшем году объем производство сельскохозяйственной техники увеличилось почти на 20% - до 42 млрд. рублей
Улучшились финансово-экономические показатели отрасли в 2006 году:
  • средняя рентабельность увеличилась до 8%;
  • сальдированный финансовый результат вырос на 20% и составил 2 млрд. рублей;
  •  объем инвестиций увеличился на 18% до 1 млрд. рублей.
Это позволило предприятиям начать реализацию программ реструктуризации, технического перевооружения и разработки новых видов техники.
Однако достигнутая положительная динамика не стала устойчивым трендом, т.к. сохраняются и отрицательные тенденции в развитии отрасли.
Как уже было показано на, продолжает расти доля импорта в структуре внутреннего рынка, в основном за счет поставок прицепного оборудования,  оборудования для животноводства и кормопроизводства. В 2006 году доля импортной техники составила почти 2 млрд. долларов США (52 млрд. рублей) и выросла по сравнению с 2005 годом с 57% до 63%, что существенно сдерживает развитие отдельных секторов российского сельхозмашиностроения.
Безусловно, часть импортных закупок обусловлена
  • отсутствием в продуктовой линейке российских предприятий некоторых видов техники;
  • всё еще существенным технологическим отставанием отрасли, низкими эксплуатационными характеристиками и не всегда должным качеством техники.
Оставляют желать лучшего и темпы роста и объемы инвестиций в развитие производства сельскохозяйственных машин. Это связано как с недостаточными  финансовыми ресурсами самих предприятий, так и недоступностью  имеющихся механизмов государственной поддержки для большинства проектов в отрасли
Есть и другие проблемы и ограничения.
Поэтому для дальнейшего развития отрасли, стимулирования внутреннего рынка, инвестиционных процессов, освоения новой современной техники требуется как завершение выполнения принятого Плана мероприятий, так и дальнейшая корректировка мер государственной поддержки отрасли  сельскохозяйственного машиностроения.
Необходимо продолжать совершенствовать принципы деятельности государственного лизинга и повышать эффективность имеющихся финансовых инструментов.
Требуется также разработка работающих механизмов, обеспечивающих доступ к  государственным финансовым инструментам проектов, что называется, среднего уровня, которых в сельхозмашиностроении большинство.
Целесообразно также активизировать выставочно - рекламную деятельность, проводить ее более агрессивно как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Надеюсь, что сегодня в процессе обсуждения будут предложены и другие меры по развитию отрасли.
По мнению Минпромэнерго России, реализация Плана мероприятий  и дополнительных мер государственной поддержки отечественного сельскохозяйственного машиностроения позволит обеспечить производство  современной российской техники для села требуемого качества и в необходимых объемах, существенно повысить экспортный потенциал отрасли и обеспечить ее достойное место в экономике России.
Благодарю за  внимание!
 
 
 


Выскажите свое мнение


В избранное