Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 24 января 2007 г.


24 января 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Опубликована статья "ВСТО наступит на "сахалинские" грабли"

ВСТО наступит на сахалинские грабли


Зарубежные компании, производящие трубы и нефтегазовое оборудование, могут вытеснить российских производителей из проекта по строительству нефтепровода Восточная Сибирь . Тихий океан.

Строительство самого длинного в мире нефтепровода Восточная Сибирь . Тихий океан (ВСТО), которое обойдется в сумму свыше $15 млрд, . лакомый кусок для всех без исключения мировых производителей металлопродукции нефтегазового профиля. Лишь за несколько месяцев прошлого года на ВСТО ушло 800 тыс. тонн труб, а вообще только на первом участке до Сковородино предполагается использовать 1,8 млн тонн. Поэтому неудивительно, что конкуренция за то, чтобы стать поставщиками Транснефти, продолжает обостряться.

Российские компании рассчитывали на первоочередное заключение контрактов в рамках ВСТО, который является чисто отечественным проектом. Поэтому тот факт, что Транснефть все-та! ки допустила в него иностранных поставщиков, вызвал неоднозначную оценку в деловом сообществе.


География против русских

Российские трубники могут обеспечить внутренний рынок своей продукцией, причем высокого качества, . заявил Гудку президент Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) Александр Дейнека.

По его мнению, в предстоящие 3 . 5 лет суммарная потребность в трубах большого диаметра (ТБД) при строительстве всех трубопроводов страны, включая ВСТО и Штокмановский, составит 8 . 9 млн тонн. Промышленность за этот период способна произвести около 15 млн тонн ТБД. При этом пока поставки иностранных компаний для ВСТО не превышают 8% общего уровня поставок.

Но основания для беспокойства за обеспечение трубами ВСТО все же есть. Президент фонда выделяет две проблемы.

Первая связана с Китаем. Россия в соответствии с требованиями ООН один раз в пять лет составляет списки стран с развивающейся экономикой. В 2005 году такой списо! к был составлен, и Китай в него входит. Продукция этого государства не может облагаться пошлинами и квотами при экспорте в нашу страну.

Но Китай довольно быстро превратился в индустриальную державу. Он производит больше всех в мире металлургической продукции . 350 млн тонн в год, в том числе 22 млн тонн труб. Возможности Китая в производстве ТБД превосходят его потребности. Трубная промышленность этой страны ориентирована на экспорт. Пока качество российских труб выше, но года через два металлурги Поднебесной могут освоить производство вполне конкурентных ТБД и, пользуясь поддержкой правительства, стимулирующего экспорт, добиться возможности поставлять их в Россию, в том числе на строительство второй очереди ВСТО.

Вторая проблема . транспортная. Все трубные заводы размещены в европейской части России и на Урале. Преимуществом трубников Японии, Южной Кореи и Китая при строительстве ВСТО является более короткое транспортное плечо.

По мнению Александра Дейнеки, вопрос транспортной политики очень важен, потому что везти трубы ! экономически выгодно лишь на расстояние до 3 тыс. км. Однако для ВСТО их приходится возить на расстояние 5,3 . 7 тыс. км.

В результате при поставках ТБД на ВСТО стоимость одной тонны из-за транспортных расходов возрастает на $100 .150.

У нас нет претензий к ОАО РЖД. Эта компания четко выполняет свои обязательства, но государство должно начать субсидировать тарифные ставки для железнодорожников, . поясняет президент ФРТП.


Интересы сиюминутные и стратегические

Чем может обернуться транспортная проблема для товаропроизводителей, показывает опыт Сахалина-1 и Сахалина-2.

На этот остров российские ТБД не попали из-за дальности перевозок, несмотря на то что в соглашениях были указаны обязательные доли внутренних поставщиков. Но японские и американские компании воспользовались налоговыми льготами, и их продукция оказалась вне конкуренции.

В данном же случае ситуация усугубляется еще и тем, что Транснефть находится факти! чески в цейтноте (глава компании Семен Вайншток обещал, что, несмотря на удлинение трассы, нефтепровод будет построен в срок) и на конечном этапе ей будет объективно проще и дешевле закупать, к примеру, японские или корейские трубы.

По мнению Александра Дейнеки, государство обязано подсказать Транснефти, Транснефтепродукту, Газпрому, какие условия конкурса на поставку труб должны быть для того, чтобы эти компании не попали в зависимость от иностранных фирм. Это очень важно и на длительную перспективу, поскольку при ремонте трубопроводов используются трубы тех компаний, которые были куплены для первоначальной укладки.

Но если с трубами ситуация лишь потенциально опасная, то с насосным оборудованием иностранные компании уже обошли российские.

Президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин сообщил Гудку, что Транснефть закупила магистральные нефтеперекачивающие установки в Швейцарии. По его мнению, эта сделка грубо нарушает интересы российских товаропроизводителей. Одна доставка этих н! асосов через всю Европу и Россию на ВСТО делает их золотыми.

Кроме того, Транснефти придется платить огромные деньги за последующий ремонт, техобслуживание и доставку комплектующих деталей.

Нам известно, что завод в Сумах, на Украине, производящий магистральные насосы для нефтепроводов, не смог выполнить заказ Транснефти. Но в России есть ряд предприятий, таких как московский завод Борец или екатеринбургский Уралмаш, на которых можно было быстро начать производство таких насосов, . считает господин Романихин.

В качестве примера он приводит Газпром, который оказался в такой же ситуации, как и Транснефть, но не стал покупать оборудование для своих компрессорных станций за рубежом, а субсидировал их производство в России.

Кстати, точно так же поступает и ОАО РЖД, которое не покупает локомотивы и вагоны за рубежом, а пытается, несмотря на все сложности, организовать их производство в стране.

 
Газета "Гудок" - учредитель орган ОАО "РЖД"


Выскажите свое мнение


В избранное