Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 19 января 2007 г.


19 января 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Анатолий Кондратьев в журнале "Мировая энергетика" прокомментировал ситуацию с насосами для Восточного нефтепровода

Видный российский эксперт в сфере нефтегазового машиностроения, бывший директор головного института ВНИИНЕФТЕМАШ Анатолий Кондратьев в журнале "Мировая энергетика" рассказал о ситуации с работой АК "Транснефть" по созданию магистральных нефтяных насосов. Кондратьев, в частности, отметил: "После распада СССР единственное в стране производство магистральных насосов для перекачки нефти осталось в Украине. Сумское машиностроительное предприятие, из которого позднее выделился сумской завод "Насосэнергомаш", является монополистом - производителем этих насосов до сих пор.
В 2005 году руководство российской  "Транснефти" попыталось разрушить эту монополию, поставив себе задачу организовать альтернативное производство. Но почему-то ничего лучшего не было придумано, как организовать это самое производство в том же украинском городе Сумы - на базе Научно-исследовательского и проектно-! конструкторского института атомного и энергетического насосостроения (ВНИИАЭН). Основным аргументом в пользу такого решения стало наличие во ВНИИАЭН опытных кадров и технической документации.
Однако, по большому счету, для России мало что изменилось - производство по-прежнему находится в другой стране, не всегда дружественной, и доставку насосов сильно усложняет и делает дороже необходимость проходить таможни и множество бюрократических процедур.
Более того, работу нового предприятия, организованного с помощью "Транснефти" - ЗАО "НПО "Гидромаш", фактически парализовали судебные иски "старого" производителя - "Насосэнергомаша". Дело в том, что предприятия используют одну и ту же технологию, что стало основанием для "Насосэнергомаша" обвинить "Гидромаш" в нарушении прав интеллектуальной собственности, а, проще говоря, в воровстве документации. Суды продолжаются и по сей день с переменным успехом, в зависимости от политической ситуации в Украине. Но главное - из-з! а них срываются поставки насосов для национального проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО).
Чтобы не сорвать сроки строительства, которое находится под контролем государственных органов, "Транснефть" была вынуждена обратиться к старому поставщику - "Насосэнергомашу".
Но и здесь незадача. Первые насосы для нефтеперекачивающей станции (НПС) "Мариинск-2" в Кемеровской обл. (как известно, первоначально ВСТО будет заполняться нефтью не только Восточной, но и Западной Сибири. - Прим. ред.) должны были поставить в начале мая. Но они пришли более чем с двухмесячным опозданием, еще одна партия была обещана к концу июля, но она до сих пор в пути. Получается, что страна с самой протяженной системой магистральных нефтепроводов, но не имеющая собственного производства насосного оборудования для перекачки нефти, оказалась в зависимости от украинских поставок, которые осуществляются сейчас по крайне нерациональной и не выгодной для нас схеме.
Например, по уверению логистических фирм, дешевле всего везти оборудование из Украины в Россию ! либо через Европу, либо через балтийские страны, после чего растаможить его в Москве и доставить к месту дислокации.
Так оно и происходит на самом деле - оборудование преодолевает расстояние 7,5 тыс. км (от Сум до Тайшета 5,5 тыс. км плюс по Европе еще 2 тыс. км). На этот путь в среднем уходит 25 сут. А теперь подсчитаем стоимость перевозки. Средняя цена за 1 км - 23 руб. Но оплачивается дорога туда и обратно, хотя, конечно, не факт, что машины едут обратно пустыми. Итого перевозка груза одной машиной стоит 345 тыс. руб.
Например, расширяемому участку Мариинск - Качур - Вознесенская - Пойма, обслуживаемому "Транссибнефтью", потребуется 15 насосов типа НМ 7000-210 и 4 маслоустановки для них, то есть для транспортировки необходимо как минимум 12 машин, итого более 4 млн руб. плюс таможенные расходы (в среднем 21,4 тыс. руб. за единицу товара, на всю партию - более 400 тыс. руб.). Оплата услуг логистических фирм в среднем составляет более 1 млн руб. за транспортную еди! ницу (2 насоса в машине) и более 500 тыс. за маслоустановку (1 машина) Всего же на перевозку оборудования для этого расширяемого участка потребуется более 6 млн руб., или 230 тыс. дом.
Насосные станции (по 4 насоса в среднем на каждой) располагаются друг от друга на расстоянии примерно 180 км. Учитывая протяженность трубопровода потребуется всего 25 станций, или  100 насосов. С продвижением строительства километраж нарастает, и к концу он составит 12 тыс. км. Итого доставка всего оборудования обойдется в 120 млн руб. С учетом таможенных расходов, затрат на логистику и ГСМ, заработной платы водителя (в среднем - 1000 руб в сутки) набегает более 66 млн руб., или 2,5 млн долл!
Совершенно ясно, что необходимо срочно создавать свое производство магистральных насосов. Причем новые предприятия строить не нужно - у нас простаивает множество заводов с огромным потенциалом. Например, предприятия Омской области - крупнейшего машиностроительного центра,  выпускающего продукцию для ТЭК. С 1997 года  там! действует известная региональная программа "СиБВПКнефтегаз", в рамках которой на 40 заводах области создано более 200 видов импортозамещающего оборудования, систем и при приборов.
Омским машиностроителям, сохранившим высокую квалификацию, вполне по силам освоить производство регулируемых насосов нового поколения, виброгасящих рам для них, интеллектуальных ресурсосберегающих и технологических систем. На доставку оборудования из Омска уйдет всего 2-3 дня (до первого объекта ВСТО - ОКОIO 1000 км), И без расходов на растаможивание, естественно. Возможно, потребуется выкупить техническую документацию у 3АО "НПО "Гидромаш", освоение которой займет 3-4 мес".



Выскажите свое мнение


В избранное