В
дошедших до нашего времени памятниках материальной культуры древности можно
встретить прекрасные женские украшения, предметы религиозного культа, изделия
бытового назначения, выполненные из тонких металлических кружев и мельчайших
зерен.
Техника, в которой исполнены эти поражающие своим изяществом и
тонкостью работы вещи, называется филигранью. Ажурные или наложенные на фон
узоры делали из гладкой круглой и развальцованной в ленточку проволоки или же
скручивали несколько проволочек в жгутик. Иногда орнамент украшали мелкими
металлическими шариками, завершавшими завитки и розетки. Когда из шариков
набирали самостоятельный узор на металлическом фоне, то такую разновидность
филиграни называли зернь.
Первые упоминания о технике филиграни связаны с Грецией,
Этрурией, Египтом. В VIII—X веках это искусство было завезено арабскими купцами
в Европу, где получило широкое распространение. Несколько позже — в X—XI веках —
филигрань появилась на Руси, где стала называться «сканью» (от русского слова «скать»
— скатывать, скручивать проволоку)...
Кудринская резьба
Богат
и разнообразен мир увлечений. Многие художники-любители охотно отдают свой досуг
прекрасному искусству — резьбе
по дереву.
Расскажем о декоративных особенностях, материалах, инструментах,
приемах исполнения одного из красивейших видов народной резьбы — кудринской.
Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В ее
названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни
Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и характер ее внешнего вида.
Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев,
цветов, ветвей вызывают ощущение «кудрявости» узоров.
Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные
гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — закругленных. Они
сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй
композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы — всадники,
птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы...
В
истории почти всех народов определенные изделия из камня становились особенно
приметными в культуре, в религии, в быту, превращаясь в некий символ той или
иной страны. У древних египтян им стало вырезанное из камня изображение жука
скарабея, в Древней Греции — изящные мраморные статуэтки, в Китае — изделия из
нефрита, хочкары — каменные надгробные плиты — у армян, в средневековой Европе —
четки и кресты, изготовленные из гагата, янтарные украшения — у народов Северной
Европы. В России с развитием камнерезного дела на Урале таким национальным
символом выступили изделия из малахита и особенно малахитовые шкатулки. Они были
чем-то большим, чем просто распространенным промыслом. Изделия из уральских
камней стали носителем традиций народного камнерезного искусства...
Искусство
эмали, или, как ее называли прежде, финифти, уходит в далекое прошлое. Богатые
художественные возможности, яркость красок, их вечная нетускнеющая свежесть,
блеск, равный самоцветам, позволили ювелирам на протяжении веков постоянно
находить новые формы применения эмали. Ею украшали предметы женского убора —
ожерелья, подвески, диадемы, серьги, отделывали драгоценную посуду и церковную
утварь, парадную конскую сбрую и оружие, предметы быта. Эмаль обычно сочетали с
драгоценными камнями, сканью, чеканкой, гравировкой на
золотой и серебряной основе.
И сегодня эмаль привлекает ювелиров, живописцев, графиков,
скульпторов, монументалистов. На основе изучения старинной техники расширяется
диапазон возможностей ее использования. Кроме традиционных изделий ювелирного и
прикладного характера, эмаль проникает в архитектуру: ведь это самый подходящий
и прочный материал, сохраняющий свой цвет невзирая на капризы погоды. Она
находит применение в оформлении интерьеров, в декоративно-прикладном искусстве,
дизайне и других областях...
Художественное литье из олова
Литье
из олова известно человечеству с древнейших времен. Еще за 6 тысяч лет до нашей
эры в Египте лили из олова украшения. Упоминания об этом металле встречаются в
древнеиндийской, греческой, римской литературах. В античные времена в ходу были
монеты и сосуды из олова.
Занимались литьем из олова и на Руси. До нас дошли утварь,
украшения, предметы культа времен Киевской Руси. В XIII—XV веках ремесло это
достигло большого развития на Украине, в городах Холм, Володимир, Перемышль,
Луцк. В XV веке в Киеве был основан литейный цех, вырабатывавший оловянные
изделия.
Оловянное литье широко распространилось при Петре I. В те времена
в быту пользовались оловянными пуговицами, кубками, посудой, встречались и
медали из олова. Тончайшим узором скрепляли слюдяные пластинки в
фонарях-светильниках...