Казалось бы, маленькая проблема -
нежелание вставать, но она подчас доставляет немало хлопот (родители
вынуждены тратить драгоценное утреннее время на уговоры, успокоение и
одевание малыша) и может даже стать причиной более серьезных
неприятностей - опоздания взрослых на работу, ссоры в семье, нервозности
в отношениях между родителями и детьми.
Мама
четырехлетнего Антона жалуется психологу в детском саду: "Утром
невозможно поднять его с постели - плачет, ноет. А вечером, даже если
днем не спал, не могу уложить. То давай еще поиграем, то почитаем,
говорит, что еще не хочет спать. А на утро та же самая картина.
Одеваться сам не хочет, в сад идти - тоже. Только и делаю, что его
успокаиваю". Да, действительно, с такой ситуацией сталкиваются многие
родители, когда их дети начинают ходить в детский сад. Кроме адаптации к
новым условиям, к новому коллективу, ребенку приходится привыкать к
новому режиму дня.
Почему ребенок не хочет вставать?
Чаще всего это связано с режимом дня.
Прежде
всего - это резкое изменение распорядка дня ребенка, когда он начинает
ходить в детский сад или ясли. Поэтому очень важно, чтобы родители
заранее поинтересовались, в какое время надо туда приходить, во сколько
дети обедают и укладываются спать, с тем, чтобы заранее дома
придерживаться такого же распорядка дня. Тогда переход на новый режим
пройдет постепенно и безболезненно.
Другим важным фактором
является продолжительность сна. В первые годы жизни ребенка дневной сон
так же важен, как и сон в течение ночи. Потребность спать днем должна
обязательно удовлетворяться. Но ребенок растет и зреет его нервная
система, и потребность во сне меняется. Ежедневный режим должен
постоянно приспосабливаться к этим изменениям. Нельзя не учитывать и
индивидуальные особенности, которые не должны идти в противоречие с
жестким графиком - сколько ребенок должен спать ночью, зависит от
продолжительности дневного сна. Если малыш по каким-либо причинам не
спал днем, то и ложиться вечером ему надо на час-полтора раньше. А есть и
такие дети, которые уже в 3 года вообще отказываются спать днем.
Потребность
в определенном количестве сна меняется также с изменением
психоэмоционального состояния человека и временем года. В летний период и
вообще в светлое время года люди спят в среднем на час меньше, чем
зимой.
Во сколько ребенок ложится спать и в какое время ему
приходится вставать, зависит от распорядка дня в семье. В правильный
режим дня надо вводить малыша постепенно, день за днем. Надо постараться
выяснить, сколько часов для сна нужно именно вашему ребенку, после
которого он бодрый и в хорошем настроении. Постарайтесь выработать
индивидуальное расписание, которое устраивает всех, и придерживаться
его, в особых же случаях проявляйте гибкость. Затем нужно ежедневно
стараться "подтянуть" его ночной сон к этому расписанию. Если родители
хотят, чтобы ребенок вечером раньше ложился спать, днем его лучше
укладывать пораньше, сразу после обеда.
Если ребенок привыкнет
постоянно ложиться спать в одно и то же время, его биологические часы
уже будут настроены на этот распорядок дня. Четкий разумный режим - это
важнейшее условие формирования условных рефлексов на время, привычек,
способствующих правильному развитию. Правильный режим обеспечивает
уравновешенное состояние ребенка, предохраняет нервную систему от
переутомления и создает благоприятные условия для физического и
психического развития малыша.
Как укладывать ребенка спать?
Прежде
всего необходима предварительная подготовка ко сну - она поможет
ребенку выработать привычку ложиться в одно и то же время. Без такой
подготовки детский организм очень легко сбивается с ритма.
Процедура укладывания не будет сложной и утомительной, если следовать нескольким основным правилам:
время
отхода ко сну должно быть всегда одно и то же и соответствовать его
возрасту. Причем это не значит, что укладывать надо минута в минуту -
надо учитывать, как прошел день ребенка, как он спал днем, его
настроение, играет ли он в данный момент и т. п.; ребенок должен ощутить ласку, заботу, внимание, уделенные именно ему; создать
приятную и спокойную атмосферу в доме, напоминающую о том, что пришло
время спать (приглушить свет, выключить телевизор и компьютер,
занавесить окна). Дети лучше засыпают и крепче спят в темноте.
Ребятишки, вынужденные спать при ярком свете, не редко становятся
нервными и беспокойными. Спальня ребенка может быть освещена лишь
слегка, приглушенным светом; за час-полтора до сна избегать
возбуждающих, подвижных, шумных игр, чтобы малыш не перевозбуждался.
Иначе ему будет трудно заснуть или сон его будет беспокойный и не
произойдет полноценного восстановления сил за ночь. Лучше всего
понаблюдать за ребенком и при первых признаках переутомления переключить
его внимание на какую-нибудь спокойную игру; укладывать спать, когда
ребенок действительно устал. Нужно позаботиться о том, чтобы ребенок
имел в течение дня достаточную физическую нагрузку (занятия спортом,
прогулки), тогда сложности с засыпанием не возникнет; процедура
укладывания должна состоять из своеобразных ритуалов, повторяющихся изо
дня в день, например, убрать игрушки, посмотреть "Спокойной ночи,
малыши", почистить зубы, почитать книгу. Последовательность всех этих
действий успокаивает ребенка. Среди взрослых людей, страдающих
расстройствами сна, у большинства с детства не сформировались подобные
ритуалы; не затягивать слишком надолго церемонию укладывания спать; сказка
на ночь, прочитанная или рассказанная тихим и мягким голосом, приятно
убаюкивает ребенка. Она не должна быть слишком длинной и наполненной
неприятными эпизодами; чтобы ребенок расслабился, можно погладить его, сделать легкий массаж; если
ребенок плохо засыпает, попробуйте укладывать его сразу после купания.
Теплые ванны, особенно с травами, действуют успокаивающе; все дети
очень любят засыпать с мягкими игрушками. Это очень хорошая и полезная
привычка, потому что любимый плюшевый мишка или зайчик придаст ребенку
чувство защищенности и уверенности; маленьких детей перед сном иногда надо брать на руки, чтобы они успокоились. Это облегчает их засыпание. Стремитесь
к тому, чтобы ребенок всегда засыпал в хорошем настроении, чтобы сон
был спокойным. Плохо, если его наказали или отругали за какой-то
проступок перед сном, и он переживает и не может уснуть. Еще хуже, если
ребенок засыпает в слезах. Ребенок может видеть кошмарные сны,
вздрагивать и вскрикивать. Такой сон совсем не приносит отдыха.
Чтобы сон ребенка был спокойным, и он спал, не просыпаясь, всю ночь, необходимо обратить внимание на следующие факторы: постельное белье должно быть мягким и не накрахмаленным, чтобы не раздражать нежную кожу малыша; одежда
малыша должна быть просторной и позволять коже дышать. Если ваш ребенок
часто раскрывается, позаботьтесь о том, чтобы пижама была из теплой
ткани с длинными рукавами и штанишками; оптимальная температура для спальни + 18 С. Перед сном желательно проветривать спальню; кровать
должна быть комфортной и удобной, чтобы ребенок мог спать в свободной
позе, и не возникало застоя крови или лимфы в той или иной части тела; если ребенок боится темноты, то он должен спать с неярким светом ночника; малыш не должен хотеть есть и пить. Также не нужно укладывать малыша спать на полный желудок. Если
ребенку некомфортно спать, он будет просыпаться, вертеться на постели,
его сон станет прерывистым, беспокойным, и, как следствие, отдых -
неполноценным. Как будить ребенка?
Согласно представлениям
физиолога И. П. Павлова, сон - это процесс торможения, который
распространяется на кору и подкорковые центры головного мозга человека.
Во время сна снижается обмен веществ, дыхание становится поверхностным и
редким. Температура тела снижается, уменьшается объем циркулирующей
крови, все крупные мышцы расслабляются. Чередование сна и бодрствования -
необходимое условие нормального функционирования человеческого
организма. Между сном и бодрствованием есть еще и промежуточное, так
называемое "просоночное" состояние. Специалисты объясняют это эффектом
инерции сна, т. е. после сна человеческому мозгу требуется время для
полного пробуждения и включения в работу. В этом состоянии человек уже
может слышать некоторые негромкие звуки, однако снижен объем
кратковременной памяти и человек еще не может активно действовать.
Поэтому
пробуждение должно быть медленным и спокойным, все действия родителей и
звуки - мягкими и ласковыми. Можно включить негромкую любимую музыку,
неяркий свет, погладить малыша и тихонько позвать его по имени. Будет
еще лучше, если создать определенный ритуал пробуждения, обнять и
поцеловать кроху, спросить, как ему спалось и что снилось. Благодаря
этому у ребенка выработается рефлекс приятного пробуждения.
Чтобы
день прошел удачно и ребенок чувствовал себя бодро, полезно научить его
сделать еще в постели несколько упражнений и потягиваний. Для
активизации сердечно-сосудистой и дыхательной системы надо лежа на спине
сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, при этом напрягая живот и
выпячивая его при вдохе, а при выдохе - втягивая его в себя. Для
растягивания позвоночника, лежа на боку, левую руку вытянуть вперед и
одновременно левую ногу назад. То же самое повторить с правыми
конечностями. Потом обеими руками потянуться вверх, а пятками - вниз.
После этого не надо сразу же вскакивать с постели, а немножко спокойно
посидеть.
Хорошо действует легкий массаж тела и стоп малыша. Еще
одно хорошее упражнение для пробуждения - большим и указательным
пальцами помассировать рефлексогенные зоны уха, расположенные на мочке,
что будет способствовать циркуляции крови и приливу энергии.
Через
несколько минут, когда ребенок уже окончательно проснулся, можно
позвать его обычным голосом, включить бодрую, веселую музыку.
Отправляйте его чистить зубы и умываться, без напоминания он может про
это и забыть.
Важно также, чтобы утренний распорядок был
полноценным. Не надо жалеть ребенка, чтобы он еще немного поспал и
оттягивать подъем. Лучше встать на час раньше и без волнений и суеты
спокойно собраться.
И еще надо остановиться на такой
наследственно обусловленной особенности человеческого организма, как
биологический ритм "засыпание - пробуждение", который естественным
образом связан с заходом и восходом солнца. Работой нашего организма
управляют внутренние биологические часы в соответствии с так называемым
циркадным ритмом (от латинского circa diem - околосуточный). К примеру,
именно они определяют время, когда отдельные органы становятся более или
менее активными и управляют интенсивностью выработки определенных
гормонов. Длина циркадного дня составляет обычно 24-25 часов. В
зависимости от этого ритма все люди делятся на "сов" и "жаворонков",
часто к ним добавляют промежуточный тип - "голуби".
"Жаворонки" - это люди, которые рано ложатся спать и рано просыпаются. Пик их активности приходится на 7-10 часов утра.
"Совы",
наоборот, ложатся поздно, а утром просыпаются медленно и с трудом, все
их психофизиологические функции заторможены, время их наибольшей
работоспособности приходится на вечер. "Голуби" лучше всего
приспосабливаются к обычному, усредненному режиму. Не стоит переделывать
"сов" в "жаворонков" и наоборот. Для психического благополучия ребенка
необходимо понаблюдать за ним и выяснить его биологический режим. И уже
исходя из этого, подобрать ему распорядок дня, чтобы он максимально
соответствовал его суточному ритму.
Городской ритм жизни и наша
цивилизация как будто специально подстроены под "жаворонков". "Совам" же
приходится приспосабливаться под этот ритм жизни, они не умеют сразу же
засыпать, а утром им требуется время, чтобы проснуться, и поэтому
правильное начало дня (т. е. медленное пробуждение) для них - это
гарантия того, что день сложится удачно. Иногда палочкой-выручалочкой
для них может быть дневной сон.
Треть своей жизни человек
проводит во сне. Это неотъемлемая часть естественного жизненного цикла,
дающая нам отдых, без которого мы чувствуем себя усталыми, раздраженными
и неспособными на следующий день как следует выполнять свою работу.
Жизненные
ритмы, заложенные в человеческий организм, оказывают сильное влияние на
все процессы в нем и самочувствие человека. Поэтому учет ритмов и
уважительное отношение к ним - основа человеческого здоровья. А особенно
это важно в детском возрасте, когда закладывается фундамент здоровья.
Как не надо будить ребенка? Резкое пробуждение может напугать ребенка и нанести ему психологическую травму, поэтому неприемлемо: будить ребенка резким командным голосом или криком; включать громкую музыку или будильник; включать яркий свет; будить в спешке и торопить ребенка. Анна Лосева Психолог Статья из журнала "Мама и Малыш" N9 2006 год