Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология жизни человека

  Все выпуски  

Психология жизни человека Роль общения младенца со взрослым, связь между матерью и реб


Здравствуйте уважаемые читатели/
Продолжаем изучать психическое развитие ребенка в младенческом возрасте (до года).

В прошлой статье мы выяснили, что связь ребёнка и взрослого в период младенчества самая близкая и необходима ребёнку для развития.
Ученые психологи пристально изучали и изучают связь матери и младенца, многие обратили внимание, что при дефиците общения ребенка со взрослым, психическое развитие искажается и изменяется. Общение с матерью приносит младенцу не только радостные переживания, но и является важным условием физического и психического развития ребенка.

Во время Второй мировой войны это наблюдение лишь подтвердилось. Множество детей с самого рождения были разлучены с матерями и помещены в приюты. Имея квалифицированную медицинскую помощь и нормальное питание, дети заболевали неизвестной болезнью: теряли аппетит, переставали двигаться, их обычным занятием становилось – сосание пальца. Взгляд у детей был в «пустоту», устремлённый в одну точку. Очень много детей не доживало и до года. Детям не достаточно удовлетворять свои органические потребности (пить, есть, спать) им необходимо постоянно иметь контакт со взрослыми (слышать голос, видеть их улыбку, «чувствовать контакт»). С помощью таких «лекарств» и лечили тех детей.

В теориях, которые были рассмотрены ранее, ребенок воспринимался, как натуральное, природное существо, которое позже социализируется. А связь с матерью – источник комфорта и защиты.
В культурно-исторической психологии, как мы уже знаем, ребенок рассматривается, как социальное существо, а младенец так и вообще «максимально социальное существо».

Младенец изначально находится в общности со взрослым, но не стоит заблуждаться, что он выступает в силу своего возраста, как «пассивный приемник» воздействий от взрослого. С первых дней своей жизни, младенец активно реагирует на окружающих взрослых и мир.

Исследования показывают, взаимодействие ребёнка с матерью, происходит со специфической активностью ребенка в этой паре. Ребенок не только подчиняется, но и активно регулирует взаимоотношения с мамой. Он может привлечь её внимание, управлять её действиями, направить её взгляд на определённый предмет.

Множество исследований указывают на взаимосвязь между взглядами ребенка и матери, мимикой, вокализацией. Взаимодействие матери и ребенка происходит удивительно слаженно.

В исследовании Х.Р. Шеффера мать и ребенок помещались в светлую комнату с большим количеством мягких игрушек. По ходу эксперимента была замечена тенденция, смотреть на один предмет, причем первым на него смотрел ребенок.

Подобных экспериментов было проведено очень много и все они указывали на связь младенца с мамой и близкими взрослыми.
Синхронность и гармоничность взаимодействий матери и ребёнка составляет важный факт в детской психологии, а именно то, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и мама подстраивается под ребенка.
Ребенок и мама взаимно изменяют и развивают друг друга.

 


В избранное