Психология жизни человека Роль общения младенца со взрослым, связь между матерью и реб
Здравствуйте уважаемые читатели/ Продолжаем изучать психическое развитие ребенка в младенческом возрасте (до года).
В прошлой статье мы выяснили, что связь ребёнка и взрослого в период младенчества самая близкая и необходима ребёнку для развития. Ученые психологи пристально изучали и изучают связь матери и младенца,
многие обратили внимание, что при дефиците общения ребенка со взрослым, психическое развитие искажается и изменяется. Общение с матерью приносит младенцу не только радостные переживания, но и является важным условием физического и психического развития ребенка.
Во время Второй мировой войны это наблюдение лишь подтвердилось. Множество детей с самого рождения были разлучены с матерями и помещены в приюты. Имея квалифицированную медицинскую помощь и нормальное питание, дети заболевали неизвестной болезнью: теряли аппетит, переставали двигаться, их обычным занятием становилось – сосание пальца. Взгляд у детей был в «пустоту», устремлённый в одну точку. Очень много детей не доживало и до года. Детям не достаточно удовлетворять свои органические
потребности (пить, есть, спать) им необходимо постоянно иметь контакт со взрослыми (слышать голос, видеть их улыбку, «чувствовать контакт»). С помощью таких «лекарств» и лечили тех детей.
В теориях, которые были рассмотрены ранее, ребенок воспринимался, как натуральное, природное существо, которое позже социализируется. А связь с матерью – источник комфорта и защиты. В культурно-исторической психологии, как мы уже знаем, ребенок рассматривается, как социальное существо, а младенец так и вообще «максимально социальное существо».
Младенец изначально находится в общности со взрослым, но не стоит заблуждаться, что он выступает в силу своего возраста, как «пассивный приемник» воздействий от взрослого. С первых дней своей жизни, младенец активно реагирует на окружающих взрослых и мир.
Исследования
показывают, взаимодействие ребёнка с матерью, происходит со специфической активностью ребенка в этой паре. Ребенок не только подчиняется, но и активно регулирует взаимоотношения с мамой. Он может привлечь её внимание, управлять её действиями, направить её взгляд на определённый предмет.
Множество исследований
указывают на взаимосвязь между взглядами ребенка и матери, мимикой, вокализацией. Взаимодействие матери и ребенка происходит удивительно слаженно.
В исследовании Х.Р. Шеффера мать и ребенок помещались в светлую комнату с большим количеством мягких игрушек. По ходу эксперимента была замечена тенденция, смотреть
на один предмет, причем первым на него смотрел ребенок.
Подобных экспериментов было проведено очень много и все они указывали на связь младенца с мамой и близкими взрослыми. Синхронность и гармоничность взаимодействий матери и ребёнка составляет важный факт в детской психологии, а именно то, что не только
ребенок «приспосабливается» к матери, но и мама подстраивается под ребенка. Ребенок и мама взаимно изменяют и развивают друг друга.