Перед тем, как перейти к более детальному разбору психического развития ребенка в определённом возрастном периоде, нужно подвести итоги того, что мы уже выяснили.
Поведение и психика человека не определяются биологической наследственностью или воздействием среды. Главная характеристика человека заключается в самодетерминации – способность человека выбирать и иметь собственный выбор. Самодетерминация делает человека сознательным и свободным субъектом собственной жизни. Это возможно благодаря сознанию и осознанию своего поведения.
Высшие психические функции имеют культурную основу, по происхождению: произвольны и опосредованны знаками. Психическое
развитие ребенка – процесс присвоения и освоения культурно заданных средств или развитие высших психических функций. Это возможно, только при участии в жизнедеятельности ребенка взрослых
людей, так как процесс психического развития имеет культурную природу происхождения.
Открытый закон высших психических функций Выготского говорит о том, что всякая психическая функция «выходит на сцену дважды» в интер- и интрапсихической форме.
Передача культуры происходит в процессе обучения от взрослых к детям. Обучение – взаимодействие ребенка с идеальной культурной формой, опосредованной взрослым. Согласно культурно-исторической теории обучение опережает развитие ребенка и введёт за собой («зона ближайшего развития»).
Не стоит думать, что любое обучение способно вести за собой развитие, между ними существует собственная деятельность ребенка, в которой раскрывается отношение ребенка к миру и собственно обучению. Согласно теории Леонтьева каждая стадия развития ребёнка, характеризуется ведущей деятельностью, которая обуславливает главные изменения психических процессов и личности ребенка в целом. Структура деятельности состоит из трёх уровней:
деятельность – действия – операция, им соответствует психический ряд: мотив – цель – задача. Важный механизм развития деятельности называется «сдвиг мотива на цель».
Общение ребенка с взрослым в процессе развития принимает разные формы. Развитие общения вконцепции Лисиной, рассматривается, как особый вид деятельности, имеющий структуру: потребности – предмет – мотивы – средства. В общении с взрослым ребенок усваивает не только способы деятельности и культурные нормы, но и олицетворяет новые мотивационные уровни и ценности.
Важнейшая проблема в детской психологии – периодизация детского развития. Эльконин выделял две группы деятельности ребенка: освоение человеческой деятельности и её мотивов и задач, освоение способов действий с предметами. Эти деятельности чередуются, причем освоение человеческой деятельности, предшествует освоению действий с предметами. Переход между
возрастными периодами характеризуется кризисами развития.
Зная и понимаю, всю информацию, которую я вам изложила, вы однозначно посмотрите на воспитание ребенка другими глазами.
Следующая статья уже будет посвящена развитию психики младенца.