Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология жизни человека

  Все выпуски  

Психология жизни человека Возрастная периодизация Эльконина Д.Б.


Здравствуйте уважаемые читатели.

Продолжим рассматривать процесс освоения деятельности ребенком и психическое развитие ребенка.

Даниил Борисович Эльконин выделял две группы деятельности детей: первая из системы «ребёнок – общественный взрослый» и соответственно вторая «ребёнок – общественный предмет».

В группу  (I) «ребёнок – общественный взрослый» входят деятельности, внутри которых происходит понимание основ: смысл человеческой деятельности, нормы отношений между людьми, освоение задач и мотивов.

В группу (II) «ребёнок – общественный предмет» входят деятельности, внутри которых происходит понимание способов действий с предметами.

Рассматривая ведущие деятельности детей для определенных  возрастных этапов Эльконин заметил, закономерность (периодизация), которая показывала чередование типов деятельности по группам (забыли, что такое ведущая деятельность?)

Младенческий возраст (от 0 до 1 года) – ведущей деятельностью является ситуационно-личностное общение или непосредственно-эмоциональное  общение с взрослым, внутри которой у ребёнка формируется предметная деятельность.

Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, у ребёнка происходит овладение предметами и орудийные действия во взаимодействии с взрослыми.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет) – ведущая деятельность – ролевая игра, дети моделируют (или воспроизводят) отношения между людьми и различные социальные роли.

Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет) – ведущая деятельность – учебная деятельность, дети с помощью учителя осваивают способы и правила учебных действий, внутри которой развиваются познавательные и интеллектуальные способности.

Подростковый возраст (от 11 до 15 лет) – ведущая деятельность – общение со сверстниками, в межличностных отношениях они воспроизводят отношения между взрослыми. У подростков оформляются взгляды на отношения между людьми, жизненный смысл, своё будущее. В общении со сверстниками у них появляются новые мотивы и задачи, которые в будущем, в юношеском возрасте влияют на учебно-профессиональную деятельность.

возрастная периодизация эльконина

возрастная периодизация эльконина

 

Из таблицы видно, развитии детей происходит следующим образом:

  • Освоение задач, мотивов, норм отношений между людьми, на основе чего развивается мотивационно-потребностная сфера.
  • Освоение способов действий с предметами, на основе чего формируется интеллектуально-познавательная сила детей, их операционно-технические возможности.

В одной группе, но в разном возрасте действия детей конечно различны, в овладение ложкой и математикой общего мало, но их действия направленны на овладение человеческой культурой, что является схожим.

Д.Б. Эльконин рассматривая смены периодов, заметил важную закономерность – период освоения мотивов и задач деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий.

Все эпохи в детстве состоят из двух связанных периодов, которые сопровождаются трудностями в отношениях с взрослыми. В психологии их называют – критическими или кризис возрастного развития.

Выделено 4 основных кризиса возраста в детской психологии:

  • Кризис первого года (переход к раннему возрасту).
  • Кризис 3-х лет (переход к дошкольному возрасту).
  • Кризис 7-ми лет (переход к младшему возрасту).
  • Кризис подросткового возраста.

Подведём промежуточные итоги.

Развитие ребенка следует рассматривать, как развитие эпох, состоящих из связанных периодов. Возникает логичный вопрос, как определить момент перехода от периода к периоду, от одной эпохи к другой?

Даниил Борисович Эльконин определял возраст, как относительно замкнутый период, который характеризуется следующими показателями:

1)      Определение социальной ситуации развития – форма отношений, в которой находится ребёнок с взрослым.

2)      Ведущий тип деятельности.

3)      Основные психические новообразования – приобретённые на данном этапе развития ребенка.

Следующая статья будет посвящена подведению итогов, перед тем, как начать рассматривать возрастную детскую психологию.


В избранное