Психология жизни человека Формирование и развитие личности ребенка
Здравствуйте уважаемые читатели.
В прошлой статье мы остановились на определении Л.С. Выготского «социальная ситуация развития», сегодня мы рассмотрим это более подробно.
Психическое развитие ребенка происходит поэтапно, качественные возрастные характеристики сменяют друг друга последовательно. В ранее рассмотренных нами теориях Эрика Эриксона и Жана Пиажеразвитие ребенка рассматривается совершенно по-разному. Эриксон рассматривал развитие личности ребёнка, но не учитывал изменения интеллектуальных возможностей, а Пиаже – интеллектуальное развитие, при этом не учитывал и не связывал развитие интеллекта с развитием чувств.
Но ведь ребенок и его психика неотделимы друг от друга, его нельзя разделить на две независимые части. Разрыв между развитием личности и умственными процессами являлся недостатком в этих теориях.
Даниил Борисович Эльконин, последователь
культурно – исторической психологии Выготского, смотрел на психическое развитие ребёнка иначе, как вы знаете, по Выготскому ребенок изначально включён в общество. Поэтому система «ребенок и общество» (как у Эриксона и Пиаже),
становится «ребенок в обществе».
Система «ребенок и общество» в понимании Эриксона и Пиаже выглядела так: «ребенок – взрослый» и «ребенок – предмет». Эльконин эти системы объединяет и рассматривает, как единую систему.
Система «ребёнок – предмет» превращается в «ребёнок – общественный предмет».
Действия с предметами не известны ребенку сразу, как физические характеристики некоторых вещей.Ребенку необходимо узнать, усвоить из общества способы действия с предметом, в сотрудничестве с взрослыми. Физические свойства же, становятся лишь вторичными, действуя
с предметами, как ориентиры, не определяют человеческий смысл предмета.
Система «ребёнок – общественный взрослый».
Взрослые для ребёнка не просто носители индивидуальных качеств, а также представителидеятельности, реализующие свои потребности, мотивы и задачи. Как, наверное, вы уже догадывайтесь, на деятельности взрослого не наклеен ярлык и уж тем более на его внешности не указаны его задачи и мотивы. Взрослому необходимо передать эти задачи
и мотивы, а ребенку принять их.
Это процесс изучен ещё не полностью, но от себя могу сказать — это происходит тогда, когда вы находитесь с ребёнком на «одной волне» (получение ярких эмоции), т.е. у ребёнка в процессе передачи происходит «сдвиг мотива на цель». (my thought) [1]
Эльконин полагал, что процесс усвоения детьми норм отношений и мотивов деятельности осуществляется через моделирование или воспроизведение этих отношений в собственной деятельности детей, в их группах, сообществах или коллективах.
Внутри этих взаимосвязанных систем формируется личность ребенка, ребенок в процессе развитияусваивает нормы отношения между людьми и мотивы
человеческой деятельности.
Эти две системы нельзя рассматривать изолированно, они дополняют друг друга, но в тоже время ребенок в каждой из систем осваивает разные деятельности, которые,
как правило, вытекают одна из другой, но об этом в следующей статье.