Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология жизни человека

  Все выпуски  

Психология жизни человека Формирование и развитие личности ребенка


Здравствуйте уважаемые читатели.

В прошлой статье мы остановились на определении Л.С. Выготского «социальная ситуация развития», сегодня мы рассмотрим это более подробно.

Психическое развитие ребенка происходит поэтапно, качественные возрастные характеристики сменяют друг друга последовательно. В ранее рассмотренных нами теориях Эрика Эриксона и Жана Пиажеразвитие ребенка рассматривается совершенно по-разному. Эриксон рассматривал развитие личности ребёнка, но не учитывал изменения интеллектуальных возможностей, а Пиаже – интеллектуальное развитие, при этом не учитывал и не связывал развитие интеллекта с развитием чувств.

Но ведь ребенок и его психика неотделимы друг от друга, его нельзя разделить на две независимые части. Разрыв между развитием личности и умственными процессами являлся недостатком в этих теориях.

Даниил Борисович Эльконин, последователь культурно – исторической психологии Выготского, смотрел на психическое развитие ребёнка иначе, как вы знаете, по Выготскому ребенок изначально включён в общество. Поэтому система «ребенок и общество» (как у Эриксона и Пиаже), становится «ребенок в обществе».

Система «ребенок и общество» в понимании Эриксона и Пиаже выглядела так: «ребенок – взрослый» и «ребенок – предмет». Эльконин эти системы объединяет и рассматривает, как единую систему.

Система «ребёнок – предмет» превращается в «ребёнок – общественный предмет».

Действия с предметами не известны ребенку сразу, как физические характеристики некоторых вещей.Ребенку необходимо узнать, усвоить из общества способы действия с предметом, в сотрудничестве с взрослыми. Физические свойства же, становятся лишь вторичными, действуя с предметами, как ориентиры, не определяют человеческий смысл предмета.

Система «ребёнок –  общественный взрослый».

Взрослые для ребёнка не просто носители индивидуальных качеств, а также представителидеятельности, реализующие свои потребности, мотивы и задачи. Как, наверное, вы уже догадывайтесь, на деятельности взрослого не наклеен ярлык и уж тем более на его внешности не указаны его задачи и мотивы. Взрослому необходимо передать эти задачи и мотивы, а ребенку принять их.

Это процесс изучен ещё не полностью, но от себя могу сказать — это происходит тогда, когда вы находитесь с ребёнком на «одной волне» (получение ярких эмоции), т.е. у ребёнка в процессе передачи происходит «сдвиг мотива на цель». (my thought) [1]

Эльконин полагал, что процесс усвоения детьми норм отношений и мотивов деятельности осуществляется через моделирование или воспроизведение этих отношений в собственной деятельности детей, в их группах, сообществах или коллективах.

Внутри этих взаимосвязанных систем формируется личность ребенка, ребенок в процессе развитияусваивает нормы отношения между людьми и мотивы человеческой деятельности.

Эти две системы нельзя рассматривать изолированно, они дополняют друг друга, но в тоже время ребенок в каждой из систем осваивает разные деятельности, которые, как правило, вытекают одна из другой, но об этом в следующей статье.


В избранное