Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология жизни человека

  Все выпуски  

Психология жизни человека Особенности социальной ситуации развития ребенка в первый го


Здравствуйте уважаемые читатели блога!

Вот мы и переходим к новой рубрике «психическое развитие ребенка младенческого возраста (до года)»

Сегодня я вам расскажу об особенностях социальной ситуации развития ребенка в первый год жизни.

На этом этапе младенец еще не освоил основное средство человеческого общения — речь, его существование ограничено удовлетворением простых потребностей жизни. Он, скорее, объект ухода, а не субъект социальной жизни. Возникает иллюзия, что младенец это биологическое существо, не имеющее специфических свойств человека. Но это не так, ребенок живет в особой социальной ситуации развития, когда он не может удовлетворить свои потребности, не имеет средств, для самостоятельного существования. Этим «средством» для него является взрослый. Все действия младенца опосредованы взрослым. При абсолютной зависимости ребенка от взрослого, у младенца происходит формирование своеобразного характера отношений его к действительности.

В этой связи Выготский Л.С. охарактеризовал ребенка — «Максимально социальное существо», так как любое его отношение к предметам связано с взрослым. Другими словами, взрослый — это центр всех ситуаций в первый год жизни, так как простое перемещение взрослого, приводит к изменению ситуации для малыша.

По мнению Выготского Л.С., при физическом отделении младенца от матери, он не отделен от нее ни психически, ни биологически. Эта связь неразрывна до тех пор, пока малыш не начнет ходить, а психологическая независимость от матери у ребенка появляется позже. Выготский обозначил это термином «пра-мы» и подразумевал под ним психическую общность матери и младенца.

Из этого следует, что первоначальная слитность младенца и матери приводит к осознанию своего собственного и отдельного Я.

Мнение Выготского Л.С. подтверждено наблюдениями за развитием младенца: вначале малыш свое тело не выделяет из мира окружающих предметов, смотрит на свои руки, ноги как на предметы и постепенно осознает, что они часть его тела.

Еще один факт подтверждает это мнение, для младенца физически удаленный предмет подразумевает психологическое отдаление, т.е. на расстоянии он не интересует малыша. Заинтересованность у младенца появляется тогда, когда рядом с вещью находится взрослый. Роль взрослого в этом случае, чтобы предмет стал интересен младенцу.

Если в прошлых теориях младенца представляли, как автономное существо, погруженное в собственный мир переживаний и с возрастом «вступающим» в социум. То с точки зрения Выготского, психика младенца с первых мгновений жизни включена в общее бытие с другими людьми.

Для малыша взрослый это не только внешняя среда, но и внутреннее содержание его психики. Вначале малыш как бы «живет в другом» и только потом психологически отделяется от взрослого. Поэтому младенец познает окружающие предметы, себя и т.д. только в непосредственной общности с близким взрослым.

Эта психологическая общность объясняет наклонность детей к подражанию. Ребенок, как бы сливается в своей действительности с объектом подражания и никогда не подражает движущимся неодушевленным предметам (катание мяча, маятнику и т.п.) Благодаря бессознательному подражанию, младенец осваивает для себя новые действия, незнакомые ему раньше.


В избранное