Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология жизни человека

  Все выпуски  

Психология жизни человека Развитие общения ребенка с взрослым. Формы общения по М.И. Л


Здравствуйте уважаемые читатели.

Мы остановились с вами на понятии «сдвиг мотива на цель» и я для вас подчеркнула, что это возможно при получении ярких эмоций.

Сегодня я предлагаю вам рассмотреть вопросы:

  • Как возникают радостные эмоции обучения правил поведения и усвоения культурных норм?
  • Каким образом происходит в процессе обучения развитие деятельности?

 

Я думаю, вы уже понимаете, что роль взрослого в этих вопросах огромна (кто передаёт культурные ценности, как происходи обучение?)

Передача культурных ценностей происходит разными способами, но один из них стоит особняком –общение.

Советский психолог Май Ивановна Лисина разработала концепцию развития общения ребенка с взрослым. Мая Ивановна рассматривала общение, как особый вид деятельности (коммуникативный).

Структура деятельности общения: потребности – предмет – мотивы – средства, где

  • Потребность общения – стремление познания и оценки других людей, с помощью них (через них)самооценка и самопознание.
  • Предмет – другой человек.
  • Мотивы – качества других людей и самого человека (познавательные, деловые, личностные и т.д.)
  • Средства – способ общения (речевой, экспрессивно-мимический и т.д.)

В результате исследований М.И. Лисина выяснила, что для определенного возраста, по мере развития ребенка формируются четыре формы общения. (нажмите на таблицу)

формы общения по лисиной

формы общения по лисиной

 

Форма общения – коммуникативная деятельность, характеризующаяся определенными параметрами:

1)      Время возникновения данной формы.

2)      Потребность общения, удовлетворяемая детьми в данной форме общения.

3)      Мотивы, побуждающие ребенка в данной форме общения.

4)      Средства общения, каким способом ребенок в данной форме осуществляет коммуникацию.

 

Мая Ивановна сформулировала положение: общение – сквозной механизм смены деятельности ребенка. Для ребёнка взрослый не только носитель информации и образ действий, но и живая, уникальная личность, воплощающая свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он олицетворяет ценностные и мотивационные уровни, которые ребенку ещё не доступны, но может через совместную деятельность, общение и общие переживания с взрослым их постичь.

Мотивация, как и любая другая высшая функция «выходит на сцену дважды» (интер- и интрапсихическая функция), но способ передачи мотивации специфичен. Невозможно передать мотивацию путем сообщения новой информации, демонстрации образов действия или через подражание. Это из другой сферы – психологической, где действуют другие механизмы (вовлечение, эмоциональное заражение, создание общего смыслового поля и т.п.), которые подразумевают не только «активное присвоение»  со стороны ребенка, но и «активную отдачу» со стороны взрослого, т.е. открытие значимости культурных ценностей и норм. (the main point)

Сами по себе стимулы и окружающие предметы не станут «психологическими оружиями». Значение знаков открывается окружающими взрослыми, которые превращают нейтральные стимулы в мотивы деятельности ребенка.

Эльконин Даниил Борисович высказал очень интересную и важную мысль: «знак всегда несет в себе печать другого человека, его след». Знаки социальны, могут организовать поведение и психику ребенка.

Все выше сказанное подчеркивает роль отношений и общения  ребенка с взрослым в становлении психики. Выготский Лев Семенович назвал – систему отношений ребенка с взрослыми людьми, характерную для определенного периода онтогенеза – социальная ситуация развития.

Об этом в другой раз.


В избранное