Воспитание родителей! ЧТО МЕШАЕТ НАМ ОБУЧАТЬ И ОБУЧАТЬСЯ?
Истинная способность влияния не основананатехническихприемахили
наборе управления. Находись в Бытии, а не в Делании.
Приветствую вас РОДИТЕЛИ!
Сегодня продолжениевыборки из книги
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯОПУПЕМА»Николай Курдюмов.
2.ЧТО МЕШАЕТ НАМ ОБУЧАТЬ И ОБУЧАТЬСЯ
Нагородив массу красной пропаганды, половина из которой вызывает недоумение и раздражение - но зато избавившись от всех ненужных эмоций! – я приступаю ксутисамой учебной технологии.Прочитав сие, вы сможете, наконец,понять мою самоуверенность.
Для того,чтобы всерьёз научиться учиться, существует специальный учебный курс.За полтора месяца серьёзной, почти авральной учёбы вы узнаёте всё об основах обучения, о его проблемах и препятствиях, но, главное, выприобретаете способности с ними справляться.
Здесь я приведу очень простой, детский вариант самых основных данных этого курса, к тому же вольно пересказанныхи дополненных моими эмоциями.Посему, никаких способностей вы не приобретёте. Дай Бог, чтоб заинтересовались и хоть что-нибудь попробовали!
Обучение состоит из трёх основ: ПОНИМАНИЯ СЛОВ,УЧЕБНОЙ МАССЫ И ПОСТЕПЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ.Препятствий в обучении – всего три: ОТСУТСТВИЕ УЧЕБНОЙ МАССЫ, НАРУШЕНИЕ ПОСТЕПЕННОСТИ и НЕПОНЯТЫЕ СЛОВА.С самой началки школа занимается культивированием и бурным размножением этих препятствий, так что они врастают в умы и сплетаются в кучи. Детвора, за редким исключением,так глубоко тонет в них, что даже и не подозревает о поверхности, куда можно выплыть, вдохнуть и осмотреться. Открою секрет: учителя – не лучше. Они ведь учились в тех же школах.Вот и сидят они вместе с детьми на самом дне, давно забыв о способностях,которые можно создавать, вынырнувна поверхность.
Препятствия в обучении – явление и этическое, и социальное, и психо-физиологическое. Все три препятствия – это конкретный запрет жить, быть способным, управлять средой. Это боль и расстройство. Они напрямую воздействуют на ум и тело, и выражаются в конкретных физиологических и психических проявлениях.
1.ПЕРВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ:ОТСУТСТВИЕМАССЫ.
МАССА – это что-то материальное. Изображения, предметы, звуки, материальные процессы – всё, что можно воспринять и пронаблюдать.
Все вы помните, как неудержимо клонило вас в сон на лекциях.И какая тоска, а часто и недомогание разбирало при чтении сухих учебников. И как хотелось порвать тетрадь и вышвырнуть в окно учебник, когда кто-тонудно, долго и тщетно пыталсявам что-то объяснить.Причина очень проста:
НЕЛЬЗЯ ИЗУЧАТЬ ТРАКТОР, НЕ ИМЕЯ ПОД РУКАМИ ТРАКТОРА.
Делание предполагает массу, что-то материальное, реальное. Его нужно видеть, проследить, как работают все детали, узнать на ощупь, трогать, двигать, управлять.Теория тут – только объяснение того, как лучше это делать.
Умственное делание – тоже работа с массой, только масса тут умственная.Её легче всего создать с помощью реальной, физической массы. Разницы между ними, по сути, никакой. Вот пример.
Нас учат считать, перекладывая палочки или яблоки.И правильно делают! Мы видим, как в массе происходит сложение или вычитание. Эта масса становится умственной массой.Считая в уме, мы сначала двигаемумственные «костяшки счёт». Постепенно, в результате тренировки, эти массы усложняются, уменьшаются, сжимаются, отодвигаются на задний план
– создаётся умственный калькулятор.В конце концов он начинает работать автоматически, в режиме «скрыть».Но присмотритесь к нему – там всё равно работают какие-то массы: картинки, образы, схемы.
Точно так же мы осваиваем решение других логических задач, управление всеми жизненными ситуациями: сначала создаём умственную массу, потом превращаем её в скрытый, компактный инструмент – стандартную программу поведения.
Если, читая или слушая, мы не успеваем или не можем чётко вообразить то, о чём идёт речь, то есть создатьумственную массу – обучению кранты: мыотрываемся от реальности предмета.
Аэто вам не хухры-мухры. Недостаток массывызывает конкретные реакции: чувство подавленности, скуку, сонливость, головокружение или раздражение. Это может сопровождаться разными болезненными ощущениями в теле.Посмотрите на ваших ребят, когда вы им что-то долго объясняете.Знакомо?Сильные предметники
знают:дотошно объясняет тот, кто не может «показать на пальцах».То есть – сам не понимает то, о чём говорит.
В начальной школе – обилие картинок, моделей, масс, и обучение весьма близко к нормальному.Но чем ученик старше, тем меньше в обучении массы и больше пустых, «подвешенных» текстов.Это странно до дикости: ведь масса необходима в обучении независимо от возраста!Но это подтверждает мою гипотезу:школа искусственно вгоняет ребят в подавленное
состояние.И давить приходится тем сильнее, чем они старше- иначе их растущая дееспособность просто взорвёт нашу школьную систему.Ребята растут, а мы пытаемся сохранить их управляемость и послушностьна уровне начальной школы.И теоретизация учёбы – только одна из наших неосознанных реакций.Общеизвестно: к концу школыинтеллектуальные способности учеников снижаются.Вы можете это объяснить как-то иначе?..
Теперь глянем трезвым глазом на нашу лекционную систему обучения. «Можно ожидать самого высокого уровня самоубийств и заболеваний в тех областях образования, где изучаются отсутствующие массы» (Р. Хаббард). Nocomment.
Если студент впал в тоску и болезненное состояние – скорее всего, ему не хватает массы. Дайте её – и он сразу вылечится. Глоток массы – это глоток воздуха для ума.
КАК СОЗДАТЬ МАССУ?Способов много.Можно дать её в готовом виде. Вот трактор – пробуй, разбирай, изучай.Можно показать фильм, картинки, изобразить на пальцах, проиграть сценически. Это хорошо помогает понять текст или рассказ.Хорошие учителя так и делают: показывают, рисуют, создают опорные схемы.Точная масса заменяет кучу слов: «лучше один
раз увидеть»!
Но ещё на порядок лучше, если ученик создал массу САМ.Тогда он не просто поймёт изученное, носможет и применять его, и объяснить другому.
Можно создать массу в двух измерениях – НАРИСОВАТЬ.
Можно – в трёх: вылепить из пластилина.
А можно показать с помощью набора простых предметов. Не важно, каких – любых.Особенно удобно так показывать какой-то процесс.
Всё это называется – демонстрация, демо.
Закон:нарисовать, вылепить и показать можно всё, что угодно.
Закон: если вы не можете создать массу в двух или трёх измерениях, вы не поняли того, что изучили.Или того, что преподаёте!
Следствие: чтобы что-то очень хорошо понять, нужно это нарисовать, вылепить, показать с помощью предметов, а потом – на пальцах.«Показать на пальцах» - не метафора.Это очень, очень хороший уровень понимания.
Тренировочное упражнение.Продаю за так идею.Соберитесь – например, математик, биолог и литератор.Возьмите ваши родные понятия средней сложности. Например: производная, отбор, эпитет.И создавайте массу этих понятий всеми способами – до полного офонарения.И показывайте друг другу.Если, например,литератор
испытал озарение и увидел, что такое производная – значит, получилось.Вы даже не представляете, сколько открытий сделаете и сколько восторга испытаете, пытаясь понять то, чему давно учите!