Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Воспитание родителей! НУЖЕН ЛИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЬ?..


Знай, где стоишь и знай, за что ты стоишь. Это - твоя основа.

 

Приветствую вас РОДИТЕЛИ!

 Сегодня продолжение   выборки  из книги

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ОПУПЕМА»  Николай Курдюмов.

НУЖЕН ЛИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЬ?..

       

 Не подумайте плохого: у меня семь лет интересного, творческого и весьма успешного педстажа.   О нём я уже упоминал в  «Мечтая…».   То есть учителей я понимаю очень хорошо – сам такой. Но могу ответственно заявить: если бы тогда, в центре Дианетики, всё то же самое  мне преподавал  самый классный учитель,  результат был бы абсолютно другим.   Я бы, несомненно, узнал много нового, заинтересовался.  Но не понял бы и половины,  не наработал навыки – и не смог бы применить и десятой части изученного.    И не решил бы своих «неразрешимых» проблем.

 Итак, я пришёл туда с открытой душой увлечённого педагога.  С энтузиазмом взялся за курсы.  Постоянно хотелось обсудить, высказаться, поговорить с ребятами, отвечающими за  обучение.  Они назывались  «супервайзеры» (наблюдатели).  Нашим наблюдателем была Лена – хрупкая девочка, моложе меня на десять лет. И она просто издевалась!  Снуёт, деловая, от студента к студенту. Подходит только тогда, когда ты готов сдать очередное задание или упражнение.  Никаких разговоров.  Максимум – «пересмотрите то, проясните там-то». А если сдал – сдал такое трудное упражнение! –  ставит подпись, разворачивается и уходит.  Молча! Кошмар!!!

 Наконец, когда я готов был лопнуть от недостатка  «творческого общения»,  на перемене она отвела меня в сторону: «Николай, вы очень способный студент, вы всё делаете успешно – я это вижу. Но – какова цель вашей учёбы?  За что вы платили свои деньги: за то, чтобы мы с вами тут приятно пообщались, или за то, чтобы вы сумели избавиться от своих проблем?»   Моя челюсть медленно опустилась. Потом так же медленно встала на место.  Впервые в жизни юная девочка доходчиво объяснила мне, что такое обучение и что значит – обучаться!  Это  значит, создавать свою способность. Себе, для себя, в своих интересах. Шелуха «творческого педагога» слетела.  Осталось осознание того, зачем я здесь.  Дальше я вкалывал без помех.

Вот так. В то время, как вы ещё не въехали, что к чему, наблюдатель уже занят решением ваших проблем.  Вы этого не знаете – но он знает.

Братцы, я не против приобщения. Лекции, театр, игры, беседы, диспуты, викторины – это прекрасно.  Может быть, нужны чисто приобщательные школы. Но сейчас мы – про обучение.

А оно выглядело так.  Ты получаешь материалы учебного курса – буклет с текстами и рисунками.  Тексты написаны просто, насыщены примерами; главы короткие, ёмкие; рисунки изображают разные процессы, понятия и идеи; все специальные или специфические слова прояснены в сносках.  В конце буклета – «контрольный лист»: список заданий и  упражнений.  Этот лист – главная гарантия результата.

Сначала ты разбираешься с текстом: проясняешь все слова, все сомнительные фразы. Делаешь предельно понятной каждую мысль. Грамотный учитель скажет – достигаешь понимания.  И  ошибётся: до понимания ещё далеко!

Покончив с текстом, открываешь контрольный лист и видишь до десятка разных заданий.  Они подобраны и расположены так, что их проработка приводит к гарантированному учебному результату по данной главе.

1. Сначала нужно дать точное определение некоторым словам и понятиям. Это – тоже навык, о нём - позже.

2. Потом перевести главные понятия и процессы  в массу: нарисовать, вылепить из пластилина или показать с помощью набора простых предметов. Это называется «демо» - демонстрация. На столиках – коробки с разным канцелярским хламом.  Оказывается, нарисовать, показать и вылепить можно абсолютно всё!  И если это удалось – ты ПОНЯЛ.  Если же нет – спорь до драки, но понимание не достигнуто.  Слава Богу,  пока это не удалось, наблюдатель не пустит дальше! 

Вероятно, вы пока не поняли, о чём речь.  И не поймёте, пока не  сделаете это.  На досуге попробуйте продемонстрировать: тринадцать восьмых, подлежащее и сказуемое, деление клетки, школьный экзамен и реальный экзамен,  влюблённые ссорятся. Не поленитесь. Может быть, думать будете целый день. Но зато увидите, что такое – понимание!

3. Потом нужно связать понимание с реальностью: привести (письменно) несколько примеров изученного из жизни.

4. Теперь надо ввести в эту реальность себя – представить, решить и описать, каким образом ты применишь это для решения своей проблемы, для достижения успеха.

5.  Наконец, если есть навык, он отрабатывается с помощью тренировки до полного умения.

Налицо стандартный цикл: понять текст – перевести в массу – в реальность – в свою жизнь.  Натренировать навык.  Учебный продукт, результат цикла – СПОСОБНОСТЬ   ПРИМЕНЯТЬ. 

Не доделать, упустить хоть одно  задание в контрольном листе – значит, не получить способность.   Проверено. 

 Не получена способность – значит, вы занимались чем угодно, но не обучением. Вот для этого и нужен контрольный лист: гарантировать всё необходимое для получения способности.

«Но ведь все – разные! Кто-то лучше воспринимает на слух! А кто-то уже знает половину курса! Как можно всех – под одну гребёнку!?»  Это, коллеги, обычная учительская каша в голове.  Да, все разные. Но механизм понимания – одинаков.  «Лучше воспринимает на слух» - скорее всего,  просто не хочет учиться: способности на слух не создаются.  «Уже знает» - нет проблем, быстро сдаст задания и пойдёт дальше. За сорок лет в системе Хаббарда исследованы все препятствия и различия в учёбе.   Но сейчас мы – о наблюдателе.

Товарищи учителя, кто из вас может гарантированно создавать  способность применять?  Любой обученный наблюдатель – может.

Задача наблюдателя – добиться конечного результата по каждому упражнению курса. Он точно знает, что малейшая его поблажка – предательство. Он знает конечные результаты упражнений.  Он может определить малейшую недопонятость, недоделку. Он точно знает, где вы допустили ошибку или пропуск, и указывает, где его искать.  И он ни за что не позволит продолжать учёбу, пока не убедится в завершении упражнения.

           Наблюдатель  ничего не сообщает, не оценивает и не подсказывает.  Он точно знает: дать готовый ответ – значит обесценить работу студента, отменить обучение.  Понимание и способность нельзя дать извне – их можно только наработать самому.   Наблюдатель имеет карту.  И он следит, чтобы человек сам шёл по карте – и учился её читать. 

  Побочный продукт работы наблюдателя (а может, главный?!):  ты начинаешь понимать, как создаётся твоя способность, осваиваешь учебный цикл, и можешь  эффективно обучаться сам чему угодно.  Нехилый побочный продукт, верно? 

Итак, из чего же складывается продуктивное обучение?

1. Мастерюга, ас своего дела, способный написать учебный курс с учётом постепенности и полноты всех навыков.  Его продукт – курс, гарантирующий способность, если он пройден по контрольному листу.

2. Хорошо обученный наблюдатель курса.  Его работа – добиться от вас постепенной и доскональной проработки контрольного листа.  То есть  наработки нужной вам способности.

3.      Вы, принявший решение обучиться и приобрести способность.

Всё это выглядит механистично и безжизненно.  Но это работает.  И всякий раз, когда отточенный клюв жареного петуха угрожающе близок, мы учимся именно таким способом – сами тренируем себя до результата.    

Вот.  А что же такое – мы, учителя, самая почётная профессия?  Чем мы заняты на уроках?  Что побуждает нас работать с детьми? Ну, давайте совсем  честно.

 Во-первых,  нам нравится чувство собственной значимости.  Привычка быть в центре внимания. Это проще среди детей.  Не верите?  Представьте, что учите образованных взрослых. Или детей, которые умнее вас.

            Учитель – это статус.  Для очень многих это - всерьёз.  Учитель «обязан быть умнее».  Это быстро трансформируется  в «ученик обязан быть глупее».  И тогда умным  затыкают рты, а послушных ставят в пример. Какая уж тут учёба!

Ещё стимулы?.. У добрых и увлечённых, коих немного – потребность в отклике и благодарности.   У редких предметников-профи – удовлетворение: хоть кому-то реально помог.  Вероятно,  ради  этого некоторые  готовы  работать задаром.

Это всё – во-первых. Значит, во-вторых – зарплата и большой отпуск.  А в третьих - привычный уклад жизни, коллектив и прочее.

Наблюдателю всё равно, с кем работать – хоть с академиками.  Он – не заложник системы.  У него нет статуса, он не обязан быть умнее – но он точно знает, что делает. Поработав с ним пару дней, академики могут избавиться от многих иллюзий на свой счёт. В частности, они могут обнаружить, что их способность обучаться была близка к нулю, но очень быстро развивается.

Наблюдатель добивается конкретных способностей - и он их гарантирует. Он уверен в своём результате. Он постоянно видит озарения и победы своих студентов, и знает, что реально меняет жизнь  людей к лучшему.

«Почувствуйте разницу!..»

 

Продолжение следует…….

 

Интересны ваши комментария,  РОДИТЕЛИ!

Удачи!

Елена

 

http://andri.com.ua   авторские настольные детские развивающие игры

 

 

 


В избранное