Воспитание родителей! НУЖЕН ЛИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЬ?..
Знай, где стоишь и знай, за что ты стоишь. Это - твоя основа.
Приветствую вас РОДИТЕЛИ!
Сегодня продолжениевыборки из книги
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯОПУПЕМА»Николай Курдюмов.
НУЖЕН ЛИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЬ?..
Не подумайте плохого: у меня семь лет интересного, творческого и весьма успешного педстажа.О нём я уже упоминал в«Мечтая…».То есть учителей я понимаю очень хорошо – сам такой. Но могу ответственно заявить: если бы тогда, в центре Дианетики, всё то же самоемне преподавалсамый классный учитель,результат был бы абсолютно другим.Я бы, несомненно, узнал много нового, заинтересовался.Но не понял бы и половины,не наработал навыки – и не смог бы применить и десятой части изученного.И не решил бы своих «неразрешимых» проблем.
Итак, я пришёл туда с открытой душой увлечённого педагога.С энтузиазмом взялся за курсы.Постоянно хотелось обсудить, высказаться, поговорить с ребятами, отвечающими заобучение.Они назывались«супервайзеры» (наблюдатели).Нашим наблюдателем была Лена – хрупкая девочка, моложе меня на
десять лет. И она просто издевалась!Снуёт, деловая, от студента к студенту. Подходит только тогда, когда ты готов сдать очередное задание или упражнение.Никаких разговоров.Максимум – «пересмотрите то, проясните там-то». А если сдал – сдал такое трудное упражнение! –ставит подпись, разворачивается и уходит.Молча! Кошмар!!!
Наконец, когда я готов был лопнуть от недостатка«творческого общения»,на перемене она отвела меня в сторону: «Николай, вы очень способный студент, вы всё делаете успешно – я это вижу. Но – какова цель вашей учёбы?За что вы платили свои деньги: за то, чтобы мы с вами тут приятно пообщались, или за то, чтобы вы сумели избавиться от
своих проблем?»Моя челюсть медленно опустилась. Потом так же медленно встала на место.Впервые в жизни юная девочка доходчиво объяснила мне, что такое обучение и что значит – обучаться!Этозначит, создавать свою способность. Себе, для себя, в своих интересах. Шелуха «творческого педагога» слетела.Осталось осознание того, зачем я здесь.Дальше я
вкалывал без помех.
Вот так. В то время, как вы ещё не въехали, что к чему, наблюдатель уже занят решением ваших проблем.Вы этого не знаете – но он знает.
Братцы, я не против приобщения. Лекции, театр, игры, беседы, диспуты, викторины – это прекрасно.Может быть, нужны чисто приобщательные школы. Но сейчас мы – про обучение.
А оно выглядело так.Ты получаешь материалы учебного курса – буклет с текстами и рисунками.Тексты написаны просто, насыщены примерами; главы короткие, ёмкие; рисунки изображают разные процессы, понятия и идеи; все специальные или специфические слова прояснены в сносках.В конце буклета – «контрольный лист»: список заданий иупражнений.Этот лист – главная гарантия результата.
Сначала ты разбираешься с текстом: проясняешь все слова, все сомнительные фразы. Делаешь предельно понятной каждую мысль. Грамотный учитель скажет – достигаешь понимания.Иошибётся: до понимания ещё далеко!
Покончив с текстом, открываешь контрольный лист и видишь до десятка разных заданий.Они подобраны и расположены так, что их проработка приводит к гарантированному учебному результату по данной главе.
1. Сначала нужно дать точное определение некоторым словам и понятиям. Это – тоже навык, о нём - позже.
2. Потом перевести главные понятия и процессыв массу: нарисовать, вылепить из пластилина или показать с помощью набора простых предметов. Это называется «демо» - демонстрация. На столиках – коробки с разным канцелярским хламом.Оказывается, нарисовать, показать и вылепить можно абсолютно всё!И если это удалось – ты ПОНЯЛ.Если
же нет – спорь до драки, но понимание не достигнуто.Слава Богу,пока это не удалось, наблюдатель не пустит дальше!
Вероятно, вы пока не поняли, о чём речь.И не поймёте, пока несделаете это.На досуге попробуйте продемонстрировать: тринадцать восьмых, подлежащее и сказуемое, деление клетки, школьный экзамен и реальный экзамен,влюблённые ссорятся. Не поленитесь. Может быть, думать будете целый день. Но зато увидите, что такое – понимание!
3. Потом нужно связать понимание с реальностью: привести (письменно) несколько примеров изученного из жизни.
4. Теперь надо ввести в эту реальность себя – представить, решить и описать, каким образом ты применишь это для решения своей проблемы, для достижения успеха.
5.Наконец, если есть навык, он отрабатывается с помощью тренировки до полного умения.
Налицо стандартный цикл: понять текст – перевести в массу – в реальность – в свою жизнь.Натренировать навык.Учебный продукт, результат цикла – СПОСОБНОСТЬПРИМЕНЯТЬ.
Не доделать, упустить хоть однозадание в контрольном листе – значит, не получить способность.Проверено.
Не получена способность – значит, вы занимались чем угодно, но не обучением. Вот для этого и нужен контрольный лист: гарантировать всё необходимое для получения способности.
«Но ведь все – разные! Кто-то лучше воспринимает на слух! А кто-то уже знает половину курса! Как можно всех – под одну гребёнку!?»Это, коллеги, обычная учительская каша в голове.Да, все разные. Но механизм понимания – одинаков.«Лучше воспринимает на слух» - скорее всего,просто не хочет учиться: способности на слух не создаются.«Уже знает» - нет проблем, быстро сдаст задания и пойдёт дальше. За сорок лет в системе Хаббарда исследованы все препятствия и различия в учёбе.Но сейчас мы – о наблюдателе.
Товарищи учителя, кто из вас может гарантированно создаватьспособность применять?Любой обученный наблюдатель – может.
Задача наблюдателя – добиться конечного результата по каждому упражнению курса. Он точно знает, что малейшая его поблажка – предательство. Он знает конечные результаты упражнений.Он может определить малейшую недопонятость, недоделку. Он точно знает, где вы допустили ошибку или пропуск, и указывает, где его искать.И он ни за что не позволит продолжать учёбу, пока не убедится в
завершении упражнения.
Наблюдательничего не сообщает, не оценивает и не подсказывает.Он точно знает: дать готовый ответ – значит обесценить работу
студента, отменить обучение.Понимание и способность нельзя дать извне – их можно только наработать самому.Наблюдатель имеет карту.И он следит, чтобы человек сам шёл по карте – и учился её читать.
Побочный продукт работы наблюдателя (а может, главный?!):ты начинаешь понимать, как создаётся твоя способность, осваиваешь учебный цикл, и можешьэффективно обучаться сам чему угодно.Нехилый побочный продукт, верно?
Итак, из чего же складывается продуктивное обучение?
1. Мастерюга, ас своего дела, способный написать учебный курс с учётом постепенности и полноты всех навыков.Его продукт – курс, гарантирующий способность, если он пройден по контрольному листу.
2. Хорошо обученный наблюдатель курса.Его работа – добиться от вас постепенной и доскональной проработки контрольного листа.То естьнаработки нужной вам способности.
3.Вы, принявший решение обучиться и приобрести способность.
Всё это выглядит механистично и безжизненно.Но это работает.И всякий раз, когда отточенный клюв жареного петуха угрожающе близок, мы учимся именно таким способом – сами тренируем себя до результата.
Вот.А что же такое – мы, учителя, самая почётная профессия?Чем мы заняты на уроках?Что побуждает нас работать с детьми? Ну, давайте совсемчестно.
Во-первых,нам нравится чувство собственной значимости.Привычка быть в центре внимания. Это проще среди детей.Не верите?Представьте, что учите образованных взрослых. Или детей, которые умнее вас.
Учитель – это статус.Для очень многих это - всерьёз.Учитель «обязан быть умнее».Это быстро трансформируетсяв «ученик обязан быть глупее».И тогда умнымзатыкают
рты, а послушных ставят в пример. Какая уж тут учёба!
Ещё стимулы?.. У добрых и увлечённых, коих немного – потребность в отклике и благодарности.У редких предметников-профи – удовлетворение: хоть кому-то реально помог.Вероятно,радиэтого некоторыеготовыработать задаром.
Это всё – во-первых. Значит, во-вторых – зарплата и большой отпуск.А в третьих - привычный уклад жизни, коллектив и прочее.
Наблюдателю всё равно, с кем работать – хоть с академиками.Он – не заложник системы.У него нет статуса, он не обязан быть умнее – но он точно знает, что делает. Поработав с ним пару дней, академики могут избавиться от многих иллюзий на свой счёт. В частности, они могут обнаружить, что их способность обучаться
была близка к нулю, но очень быстро развивается.
Наблюдатель добивается конкретных способностей - и он их гарантирует. Он уверен в своём результате. Он постоянно видит озарения и победы своих студентов, и знает, что реально меняет жизньлюдей к лучшему.