Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Самое сокровенное из жизни наших мамочек от "Страны Мам"


Психомоторное развитие ребенка - оценим?

С физическим развитием малыша мы с вами уже определились, теперь необходимо поговорить о развитии психомоторном или по-другому оценить навыки и умения малыша, уровень его развития и соответствие его нормативным значениям, принятым для каждого возраста. И опять же, я не устаю повторяться, не стоит оценивать уровень развития ребенка, исходя из ваших субъективных знаний – при сравнении детей с соседскими, подружкиными, и т.д. Не факт, что у их детей все в порядке с здоровьем и развитием, хотя они думают иначе. У меня есть одна знакомая мама, в три года ее ребенок не произносит ни единого слова (вообще, слов не говорит никаких), общается писками-визгами, постоянно все грызет и тянет в рот, но ее это не беспокоит – она считает это нормальным...

На что опираться в оценке.

Не стоит опираться на свой опыт, даже если в семье растет не один, а несколько детей – темпы развития у детей разные, хотя общие черты и линии развития, конечно, есть у всех детей. Если же у вас в семье один ребенок, вам вообще сложно судить об уровне его развития, даже если на прогулке вы общаетесь с другими родителями и наблюдаете за их малышами. В психомоторном развитии есть достаточно четкие критерии развития детей по линиям развития и возрастам, опираться в оценках стоит именно на них, а не на собственные наблюдения.

Ребенок развивается в первые годы жизни очень быстро, у него месяц за месяцем формируется свой комплекс навыков, необходимый для существования в данных условиях и в данном возрасте. Есть критерии, которые являясь для новорожденных вполне нормальными, являются уже абсолютной патологией для ребенка в полгода. Поэтому, при оценке нужно сверяться с данными по своей возрастной группе, отмечая время возникновения навыка и время его уверенного выполнения (например, первые шаги и уверенная ходьба). Но нужно помнить, что психомоторное развитие – это динамический показатель, он колеблется в рамках возрастных норм и не может быть очень жестким, то есть для него устанавливаются сроки «от и до».

Что входит в понятие психомоторного развития.

Психомоторное развитие ребенка складывается из достаточно большого количества составляющих – чтобы ребенок развивался полноценно и гармонично, ему важно гармоничное и одновременное развитие органов зрения, слуха, обоняния и осязания, важна одновременная тренировка всех групп мышц, мелкой моторики, мышечный тонус и сухожильные рефлексы. Только целый комплекс всех этих составляющих даст полноценное развитие. По мере взросления ребенку важно развитие целенаправленных движений, развитие крупной, затем и мелкой моторики рук, формирование социальных навыков и навыков общения и социализации в коллективе. В медицине поэтапное становление, формирование, развитие навыков называют «ведущие линии развития».

Изначально развитием этих навыков занимаются родители и близкие родственники, по мере взросления подключается детский коллектив, группы раннего развития, садик, затем уже школа. Но на каждом этапе жизни ребенка важно отмечать своевременное овладение необходимыми навыками, совмещение этого навыка с другими, важными и необходимыми действиями. Так, при занятии с пирамидкой, малыш должен не только брать и удерживать колечко, но в дальнейшем проводить действия с ним, попытки надеть его на основание пирамидки. Тогда можно будет считать навык освоенным. Чтобы развитие психомоторных навыков считалось успешным, необходимо, чтобы малыш постоянно контактировал, общался с мамой и папой, другими членами семьи, был активным участником событии а не простым созерцателем.

Родителям важно уделять внимание правильному, постепенно, по мере развития и возможностей малыша, его развитию, чтобы двигательная и психическая сферы развивались параллельно и гармонично. При невнимании со стороны родителей, дефиците общения с ребенком, запущенности его в педагогическом плане происходит задержка его развития, не столько физического, сколько психического. Но, по мере торможения психического развития, постепенно начинает присоединяться и торможение в освоении новых двигательных навыков. В итоге может формироваться сильное отставание в развитии, нарушение социальной адаптации, ребенок становится слабо приспособленным к условиям окружающей жизни и социализации.

Как же оценить развитие ребенка правильно?

Все мы примерно знаем сроки, когда малыш должен начать делать то или иное действие – держать головку, садиться, стоять. Но чтобы это делать точно и правильно, необходимо наличие четко разработанных критериев и ориентиров, которые дадут представление о границах нормы и патологии. С начала девяностых годов в практику врачей-педиатров и неврологов были введены особые оценочные таблицы, их в дальнейшем включили в состав карты развития малыша (история развития). Этими таблицами очень просто пользоваться как врачам, так и самим родителям, в них много информации, изложенной просто и доступно, они легки в использовании и наглядны.

По этим таблицам оценивается психомоторное развитие малышей с возраста от рождения до семи лет. Таблички составляются в хронологическом порядке по годам развития малыша, внутри каждого года, при необходимости, происходит разбивка на более мелкие периоды (недели, месяцы, кварталы и полугодия). (смотрим таблички).


























Теперь как пользоваться этими табличками:

Крайний левый столбик указывает возраст ребенка, в котором он должен проявлять все те навыки, что перечисляются в следующих двух колонках. Именно эти навыки проявляются у средне-статистического ребенка в данный возрастной период за большое время наблюдений с большим количеством детей. Опять же повторяюсь – это усредненные данные и могут быть колебания возраста, это не страшно. По мере возраста количество различных показателей, по которым мы оцениваем малыша, увеличивается, так как он растет и приобретает все новые навыки и умения, поэтому необходимо проводить определение развития по всем параметрам. На первом году жизни оценка его навыков проводится ежемесячно, так как показатели меняются очень быстро и динамично.

Это таблица приблизительная и отразить в ней все мелочи и нюансы развития невозможно, доктора взяли для оценки пять основных, ключевых навыков, которые родители и доктора будут выявлять. Каждый месяц, в день рождения малыша (плюс-минус один день) нужно провести его тестирование. Вы смотрите на строчку, которая соответствует вашему возрасту и как бы «экзаменуете» малыша на проявление описанного навыка. Если ваш ребенок проявляет все описанные пять навыков, ему ставится оценка «отлично», то есть его развитие идеально соответствует средневозрастному. Врач проставляет точки или плюсики в клетках строки и столбца по возрасту, в котором ваш малыш начал проявлять тот или иной навык.

Если есть отклонения от нормы.

Да, это таблицы средних значений, и малыши могут несколько по иному выполнять свою программу развития. Это совсем не значит, что у них есть проблемы с развитием, пока выводы делать рано. Если есть возможность и малыш с честью выполнил свои средневозрастные нормы, попробуйте провести ему тестирование «экстерном» на следующий месяц или квартал (если малыш уже постарше). Вы с удивлением можете отметить, что он может выполнять и некоторые из линеек для более старших возрастов, и это совершенно не проблема – так бывает. Обычно про таких малышей врачи говорят – «развитие с опережением возраста по таким-то ведущим линиям развития».

Также, аналогично опережению, можно провести тест и при условии, если пока на свои возрастные нормы малыш не справляется. Если он не смог пока выполнить большую часть заданий из своей линейки, перейдите на строку выше и проведите тестирование по ней – важно, чтобы ребенок мог выполнить все задания с предыдущего этапа, возможно, он немного не дозрел до своей линии развития просто потому, что приболел в прошлом месяце или роды были трудными. Пока переживать рано. Также отметьте – какие линии развития и в каком возрасте малыш выполняет, сразу же будет видно – по какой линейке и в какой сфере выявляются отставания и на какие аспекты развития родителям нужно обратить прицельное внимание.

Если вы обнаружили у малыша отставания в развитии по таблице, прежде всего – исключите влияние погрешностей и влияния воспитания. Малыши могут не ползать при проблемах в мышцах и костях, а могут не ползать, потому что в квартире мало места или мамы боятся опускать их на холодный пол, им некогда следить за карапузом и т.д.
Сразу, при обнаружении каких-либо отклонений в развитии по этим таблицам, впадать в панику не нужно – сначала разберитесь, постарайтесь позаниматься с ребенком и потренировать навыки, многому детей учат сами родители, и если навыки опять не формируются, стоит переговорить с педиатром или неврологом, выяснить причины таких затруднений. Может быть у ребенка проявляются последствия ишемии мозга, травмы шейного отдела позвоночника в родах или он тяжело болел. Важно помнить, таблица эта не заменяет осмотров и консультаций докторов, она дана для того, чтобы вы замечали, какие линии развития и навыки у вас должны быть в приоритете и занимались их развитием.



Вот решила сшить себе косметичку. Первый блин у меня как всегда получился комом, вторая попытка тоже не блещет, но все же намного лучше =)
Размер вышел не маленький: 15см х 19см и дно 6,5см
В этой косметичке попробовала сделать внутри карманчик. Шов конечно хромает =) - ручки у меня кривые
Дно
И что бы не казалась косметичка скучной, добавила цветочек
Хотела сделать из этой косметички что-то наподобие трансформера - косметичка-сумочка. Читать далее»



Рецепт мной проверен неоднократно, но в этом году его закатывать не буду, по этому фото такое.
Из этого салата очень ароматный и вкусный получается суп, и еще его очень быстро готовить, картофель сварился, баночку заготовки бросил и все, приятного аппетита!
1 кг моркови на крупную терку
1 кг лука порубить как на суп
1 кг перца мелко покрошить
3 кг помидор
0,5 кг гречки Читать далее»

Инструменты :Машина Silver Reed 840
Пряжа 32\2 (бобины) в 3 нити. Расход пряжи менее 100 грамм.
Начало вязания : Каретка справа. Регулятор плотности на цифре « 3 « ; рычаги щеток на каретке (справа и слева) опущены в нижнее положение
Выдвигаем в положение « В « 138 игл
Отборной линейкой 1*1 выдвигаем в положение « С « каждую вторую иглу начиная справа т. е. первая игла остается в положении « В «, а вторую иглу выдвигаем в положение «С» и т. д. Читать далее»



Салатик готовит мой средний сынок Андрей
Две баночки консервированной фасоли, одна из которых в томате, другая без.
Шампиньоны жаренные с луком
Полу копчёная колбаса
морковка по корейски
лук
сухарики со вкусом бекона Читать далее»


Грызуны и насекомые во снах

1 августа 2013, рубрика В стране сновидений
Появляясь в наших снах, грызуны, и насекомые как животные символизируют привычные инстинктивные рефлексы, возникающие в связи с мелкими проблемами, часто являющимися источниками раздражения, не дающими покоя в повседневной жизни либо в вопросах быта. Грызуны – чуть большими, насекомые – малозначимыми. Читать далее »

В избранное