Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
У рассылки несколько ведущих: Lora, Леночка, Julia и Гера (она же
автор "Малыш
растет"). Каждая из нас готовит отдельные выпуски, которые отличаются
друг от друга не только цветовым оформлением :) , но и подходом к обсуждаемым
темам. Мы не даем универсальных советов (их просто не существует в природе),
а только лишь делимся СВОИМ опытом, СВОИМИ мыслями, а так же опытом и мыслями
родителей со всего мира - из ваших писем.
Выпуск 88
25 Ноября 2003 г.
Всем здравствуйте! Сегодня с Вами снова я -
Lora, одна из соавторов этой рассылки.
На днях я вновь обрела своих друзей, с
которыми давным-давно не общалась, а они, в
свою очередь, обрели нашу рассылку :). И
поэтому сегодняшний мой привет летит в
славный город Краснодар!
Сегодня я
хочу вас немного "погрузить теорией".
Вы не задумывались, почему новорожденный
ребенок куда менее приспособлен к жизни чем,
скажем, новорожденный котенок или
жеребенок? Более того: детство человека
длится более десяти лет! С чем же все это
связано? Все дело - в мозге. К моменту
рождения мозг мыши сформирован на 80%,
шимпанзе - на 50%, человека - менее чем на 25%.
Какой кошмар: человек рождается с
недоразвитым мозгом! Что-то тут эволюция не
продумала. Оказывается - нет. Все очень даже
продумана и сейчас я объясню, почему так
важны первые два-три года в жизни ребенка.
Итак,
человек родился. Он еще не умеет ходить, не
умеет говорить, не умеет различать цвета и
формы - он почти ничего не умеет. Но зачатки
всех этих умений присутствуют в его мозге.
Кора головного мозга продолжает
формироваться уже после рождения ребенка, а
ведь именно в коре находятся двигательный
центр, чувствительный центр, зрительный
центр и слуховой центр. Не говоря уже о
центрах речи (ее воспроизведения и
понимания). Так вот: все это великолепие
формируется на протяжении первых лет жизни
ребенка, и способ формирования - это
соответствующая стимуляция и воздействие.
Таким образом, способности человека во
многом определяются той средой, в которой
он находится после рождения. Японцы считают,
что нет ничего страшнее для новорожденного
ребенка, чем белые стены, белый потолок и
люди в белых халатах с белыми масками на
лице. Все дети рождаются с одинаковыми
способностями, но в дальнейшем какие-то
способности получают большее развитие, а
какие-то не развиваются вовсе. Задумайтесь:
в возрасте шести лет российский ребенок
способен различать до 19 цветов, а его
японский ровесник - более 200! Здесь речь идет
не о возможности сравнить в стиле: "этот
лист немного зеленее, чем предыдущий, а этот
- светлее или темнее". И такие
колоссальные различия в способностях
объясняются различием наших культур. Как
все знают, в Японии цвет играет очень важную
роль и отношение к цвету там совсем иное,
нежели у нас. И ребенок, погруженный в эту
"цветовую" культуру, волей неволей
приобщается к ней.
О речи. Опять же
японский пример. Новорожденного ребенка в
силу каких-то там причин отправили на
воспитание из большого города к бабушке в
деревню. Когда малышу исполнился год - мать
забрала его обратно. Еще примерно через
полгода малыш начал говорить. И что
удивительно: ребенок начал говорить с теми
же интонациями, с которыми с ним общалась
бабушка! Еще не умея говорить, малыш как
губка впитывал в себя всю соответствующую
информацию, развивался его речевой центр в
коре головного мозга. А вот пример из нашей,
российской жизни. Девочки-двойняшки в
результате какой-то аномалии родились
глухими. Примерно лет в шесть им сделали
операцию и слух к ним вернулся, но... Они
способны слышать, они даже занимаются в
музыкальной школе, но они совершенно не
понимают человеческую речь на слух.
Представьте, что вы слушаете иностранца: вы
способны оценить его интонацию, но при этом
содержательная часть остается совершенно
за кадром. И что более удивительно: девочки-близняшки
способны понимать речь по губам. И опять же:
связано это с тем, что участок мозга,
отвечающий за воспроизведение и восприятие
человеческой речи формируется к двум-трем
годам. Слишком поздно девочкам сделали
операцию: к тому времени они уже были не
способны научиться понимать человеческий
язык.
Вывод: история
Маугли - не более чем интересная сказка.
Человек, воспитанный зверями, сам
становится зверем. Девочка, воспитанная
волками и найденная примерно в
десятилетнем возрасте из всех человеческих
способностей смогла освоить только
прямохождение и ковыряние в носу. Она так и
осталась волчонком.
Для чего я пишу все
эти страшилки? Чтобы стало понятно главное:
желая развить в ребенке какую-то
способность - не надо ждать, пока она
сформируется. Для развития слуха не надо
ждать, пока ребенок начнет петь фальшиво,
для развития цветового восприятия не надо
ждать 5-ти лет и отдавать ребенка в
художественную школу. Не побоюсь этого
слова: ВСЕ будущие способности и таланты
ребенка формируются в первые два-три года
жизни. А ведь некоторые родители таких
маленьких карапузов и за людей-то не
считают: мол, пусть сначала подрастет - а уж
потом я займусь его воспитанием и развитием.
А потом удивляются: я так замечательно пою,
а моему сыну медведь на ухо наступил...
Так вот,
если вы геройски дочитали эту статью до
конца, то теперь вы знаете, как вырастить
гениального ребенка. И рецепт очень просто:
больше звука, больше цвета, больше движения
и больше... терпения и любви! И еще: не зря
Масару Ибука назвал свою книгу "После
трех уже поздно".
Календарная зима еще не наступила, но
теплое солнышко и ласковый ветерок уже
давно в прошлом (или далеко в будущем :)). Моя
дочь уже успела довольно сильно переболеть,
и я в очередной раз задумалась над тем, как
можно укрепить иммунитет малышки. Хочу
поделиться парочкой советов с вами, мои
дорогие читатели.
Итак,
рецепт первый (от моей свекрови). Берем
половинку лимона, 7 долек чеснока, все это
дело прокручиваем на мясорубке,
получившуюся кашицу заливаем 0,5 литра
кипяченой воды - готово! Полученной "отравой
для микробов" угощаем ребенка раз в день
по чайной ложке, не забывая угостить мужа и
себя :). Чтобы коллеги вашего супруга (да и
ваши тоже) не попадали в обморок от чудного
запаха - можно енто дело употреблять перед
ужином. Слышала, что свежая петрушка тоже
очень качественно уничтожает чесночный
запах. Попробуйте! :)
Рецепт
второй, который я давным-давно подглядела в
какой-то утренней телепередаче. Берем
пластмассовый контейнер из киндер-сюрприза,
делаем в его верхней части несколько
маленьких дырочек (получилось что-то вроде
солонки). Вешаем полученную емкость на
веревочку или цепочку (тут полет вашей
фантазии ничем не ограничен), внутрь
нарезаем чесночную дольку (куда ж без нее,
родимой) - и вешаем это сооружение ребеночку
на шею! Полезно иметь такой амулет в
общественном транспорте, в детской
поликлинике, и вообще во всех людных местах.
Теоретически, неплохо бы такую штучку
надевать на ребенка в детском саду, но тут
надо быть уверенным в том, что шнурок на шее
не задушит вашего малыша. Моя дочка эту
игрушку очень любит, называет ее "духи"
(в смысле парфюм) и нюхает со словами "как
вкусно!"
Поделитесь
и вы своими рецептами здоровья! Не болейте!
Название
техники рисования "тампонирование"
происходит от слова "тампон" :)) Делается так. С одноразового
шприца отрезается нижняя часть так, чтобы получилась трубка. В низ вставляется губка,
чтобы она торчала, потом эта губка обмакивается в краску (мы
рисуем достаточно мокрой гуашью, налитой в палитру
или в крышечку). Ребенок макает сделанную "кисточку" в краску и оставляет отпечатки на бумаге: чпок, чпок, чпок.
Причем удовольствие от повторения слов "Чпок!
Чпок!" ничуть не меньше, чем удовольствие
от самого процесса чпокания :). Можно делать разные уровни сложности: просто чпокать одним
цветом по чистой бумаге или чпоками раскрашивать какой-то рисунок.
На одном из занятий в школе развития детки раскрашивали тучки - синим, елки - зеленым, и желтым делали
снежинки по всей поверхности листа (и по тучкам, и по елкам, и по
белым пятнам). Причем я не тыкала дочкину руку, куда ей надо ставить
очередной чпок, а спрашивала: "Елки будем раскрашивать
зеленым? Где
зеленый? Давай сделаем елки зеленым". И она сама чпокала туда, куда
надо. С таким видимым удовольствием она это делала!!! Зачпокала все
моментально :)
Я
описала главное - принцип. А дальше - куда
подскажет фантазия. Можно рисовать таким
образом снеговиков и неваляшек, делая из
губок круги разного диаметра. Можно
попытаться рисовать геометрическими
фигурами. Да много чего можно, о чем я не
догадываюсь :). Дерзайте! И творческим
успехов вам и вашим детям!
Наташа (Киев):
Анастасия, я вас очень хорошо понимаю, моя депрессия, длившаяся 8 месяцев, совсем недавно прошла. Мне показалось, что послеродовая депрессия
прямо пропорциональна усталости. Мы с мужем тоже живем сами, да еще и родилась двойня. Муж на работе, дети маленькие (по 2 кг родились) - кушают слабенько, ели по 40-60 минут, потом перерыв до 30 минут, и опять кушать... Спина болит от сидения-кормления (кормила грудью двоих одновременно сидя, наклонившись вперед, позу поменять невозможно), детки насмоктали огромные трещины на обеих грудях, которые не успевали не то что зажить, но и просто высохнуть от кормления до кормления. При этом при кормлении боль адская. Спят подряд не более 2 часов (днем и ночью), а потом опять кушать. Очень много плачут, хотят быть на руках. Пока одну ношу - вторая плачет, а от постоянного плача детей голова начинает болеть. А еще надо приготовить кушать себе и мужу. И еще желательно найти время собственно покушать. Для моего отдыха очень важен сон не очень длинный (пусть 5-6 часов), но обязательно беспробудный,
а так как я первые 6 месяцев не спала дольше 2 часов, то круглосуточно была как зомби. Да еще и на улицу не могла выйти, только по выходным с помощью мужа, ведь коляска тяжелая, большая, без лифта по ступенькам не спустить... И это еще не все проблемы. Как вспомню, так и вздрогну. Депрессия была ужасная. Казалось, что это не реальная жизнь, а страшный сон. Но все в жизни проходит, и трудности тоже. И у меня облегчение пришло резко, когда деткам было около 6 месяцев - в одно кормление детки наелись за 15 минут. В следующее кормление повторилось то же. Мне резко стало легче, намного. Потом они стали засыпать на 3-4 часа. Но
по-настоящему я опять почувствовала себя человеком, когда в 8 месяцев мы решили приглашать знакомую пожилую знакомую-пенсионерку гулять с детками на улице (возить в коляске) за совсем набольшую плату. Как раз было лето и они гуляли по 6-8 часов, и спали
там же. 1 раз в день я выходила их покормить, а остальное время просто лежала, даже кушать не так хотелось как отдыхать
- отлежаться. И за месяц такого отдыха я вернулась к нормальной жизни,
депрессия прошла.
И со временем отношения с мужем стали лучше. Вообще это интересная тема. Я поняла, что интерес мужа к жене тем больше, чем больше у жены хобби и личных интересов, помимо стирки и готовки. У моего мужа явно возрос ко мне интерес после того, как он застал меня за старым вышиванием после того как я очухалась. Может, у женщины, занимающейся любимым делом, глаза загораются сильнее, но мужчины это явно замечают и их это привлекает.
Поверьте, у вас тоже скоро настанут такие времена, нужно только выждать время. Через пару месяцев вы уже сами сможете утешать других. А сейчас попытайтесь держаться и получать удовольствие от чего только можете (от ребенка, его милых привычек, занятий-массажей с ним, от прогулок и кормлений). Хотя сейчас мало причин для радости, но старайтесь радоваться жизни как можете чаще. Так незаметнее пройдет самое сложное время.
Lora:
В прошлом своем выпуске я написала, что хочу
закрыть тему крещения. Но письма в этой
связи продолжают приходить, все они
заслуживают того, чтобы их прочла не только
я одна. Поэтому начиная с сегодняшнего
выпуска я буду периодически публиковать ваши отклики на
тему "Крещение".
И еще.
Хочется сказать большое человеческое
спасибо всем написавшим. Так приятно и так
хорошо становилось у меня на душе после
каждого вашего письма, ведь все они
написаны с большим уважением и (не побоюсь
этого слова) - с любовью. Вот ведь... и
поблагодарить-то красиво у меня не
получается. Но я считаю, что главное - не
витиеватость фраз, а искренность. А за моим
сегодняшним косноязычием скрывается
счастливая радость от того, какие же мы все
с вами здесь замечательные люди собрались!
:)
Андрей:
Прочитал вашу последнюю рассылку, на тему крещения
детей. Я понимаю, что немножко "опоздал на
поезд", но, тем не менее, я бы хотел
ответить.
Сначала немного обо мне. Я родился в абсолютно не
религиозной семье. Стал интересоваться христианством
лет в 15, в 22 крестился. Моя жена тоже православная -
она пришла в церковь в некотором смысле через меня. В
античной церкви существовал такой порядок крещения:
если человек хотел стать христианином, он приходил в
церковь, и его "оглашали", т.е. объявляли о его
желании. После этого человек получал возможность
ходить на литургии (точнее, часть их, "литургию
оглашенных"), и должен был готовиться к крещению.
Крещение происходило накануне Пасхи, чтобы крестники
первый раз причастились именно на пасхальной службе.
Вот у моей жены так и получилось.
Когда мы поженились, у моей жены был сын от первого
брака (ему тогда было 10 лет). Решение, креститься или
нет, мы оставили на него, попросив только, чтобы он
иногда, раза два-три в год, приходил в церковь, ну и
чтобы знал немного Библию, даже и для общего развития.
Сами мы ходили в церковь почти каждое воскресенье,
хотя в быту были не особенно строги (мне не кажется,
что соблюдение множества формальных правил есть самое
главное в христианстве). Прошло примерно три года, и
ребенок сам пришел к нам с желанием креститься и
ходить в церковь. Я думаю, за это время он убедился,
что мы серьезно относимся к религии и церкви, и вообще
сформировал мнение по этому поводу.
Исходя из этого, и других примеров, которые я вижу
вокруг себя, я считаю, что, если ты искренен в вере,
то ребенка вполне крестить можно, потому что он и так
придет (пришел бы) к вере, и потому, что если вся
семья с радостью ходит в церковь, нехорошо ребенка от
этой радости отлучать. И наоборот, если вера
лицемерна, то от крещения младенца большого толка не
будет.
Ольга
(Аргентина):К ведому всех православных христиан:
крест как символ христианства установился отнюдь не
сразу. Первохристиане носили на шее маленьких рыбок,
так как по-гречески слово рыба образует аббревиатуру
Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Потом рыбок стали
вырезать из дерева, а уж потом приняли крест.
(Кондаков, иконография, дореволюционное издание, года
не помню, солидная такая книжища). Добавлю что
православный ДОЛЖЕН носить простой деревянный крест на
веревке, с крестом с изображением Спасителя нельзя
ходить в туалет. Нательный крест нельзя снимать даже в
бане или душе. На засыпку - помимо креста нужно носить
еще и пояс с молитвами, особенно девочкам (помните
выражение "распоясался"). Лично мне все это кажется
занимательными обрядами, но при чем тут Бог? Ведь если
Вы этого не делаете, вы грешите, а я почти уверена что
не каждый священник догадывается о происхождении
ритуалов.
Всем удачи и здоровья!
Книга отзывов и предложений находится по адресу _lora_s@rambler.ru
Вас ждут форум, галерея постоянных читателей,
детский гороскоп, клуб профессиональных
родителей, новости со всего света и еще много интересного и полезного.
Почти каждый день, благодаря неугасаемым идеям основательницы сайта Мираэль, здесь появляются новые удобные штучки, заглядывайте к нам почаще.
(сайт не дублирует выпуски наших рассылок и живет собственной жизнью)
Ваше мнение нам тоже интересно, адрес рассылки: malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
Перепечатка возможна только с точной ссылкой на рассылку и авторство
На страницах данной рассылки медицинские проблемы заболеваний, тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы не направлять, а обращаться к специалистам.