В связи с тем, что рассылка «Русско-Японская война» особо не пользовалась спросом у подписчиков, ее ведущие плавно перепрофилируют ее в другую историческую рассылку. Если вас новая тематика не интересует, то предлагаем вам подписаться на другую рассылку из этого каталога: http://subscribe.ru/catalog/culture/history
История антиквариата-09
ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-9
(обозрение столетней давности)
Трудно в беглом очерке перечислить те формы флаконов, которые найдутся у собирателей и в лавках антикваров. Укажу сейчас только на те из флаконов, которые мне приходилось встречать реже иных, на которые должно быть обращено наиболее пристальное внимание собирателей. Во-первых, флаконы, украшенные так называемой впаянной платиной. Украшения эти одни из самых красивых в русском старинном цветном хрустале и одни из наиболее редко встречающихся ныне. Затем те флаконы, которые напоминают собой пакетовые табакерки
и по середине коих возвышается невысокое горлышко с забавно выточенной пробкой. Плоские, всегда богато украшенные орнаментом самого затейливого рисунка, эти флаконы должны являться украшением каждого мало мальского значительного собрания старинного цветного русского хрусталя. К числу редких флаконов надо отнести те флаконы, которые наши прабабушки и прадедушки называли «Cousin et cousine». Это флаконы, в пробке которых мастер-забавник устраивал второй флакон. Видимо, такие флаконы привились, так как мы встречаем
в дальнейшем уже флаконы, в пробках которых утроено и два и три флакона мало мало меньше.
Интересны и, надо заметить, очень редки большие хрустальные коробки с крышками, в которых наши предки хранили пудру. Всегда богато и красиво орнаментированные, причудливой и разнообразной формы такие коробки видимо не выделывались в большом количестве, так как их встречаешь сравнительно очень редко, и немного собраний, которые могут похвалиться тем, что эти коробки есть среди собранных предметов. Подобные коробки для пудры встречаются гораздо чаще не из цветного хрусталя, а из молочного тона стекла, украшенного
живописью на манер живописи саксонского фарфора.
Одно время, приблизительно в эпоху Елизаветы Петровны и частью в первые десятилетия Екатерининского царствования, в цветной хрусталь как-то хитро и забавно вводились различные нити то суровые, то белые, а то и цветные. Более часто такие нити, скрученные в разнообразные узоры встречались в ножах рюмок или бокалов. В моем собрании есть прекурьезнейшая дверная ручка прозрачного хрусталя, внутри вся перевитая разноцветными нитями самого причудливого рисунка. Коллекционерам следует обратить на такие вещи свое внимание,
потому что они и редки, и забавны, и характерны для своего времени.
(продолжение следует)
Этот текст опубликован по правилам правописания столетней давности и содержит неверные, с точки зрения современного языка, обороты.