Русско-японская война ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-3
В связи с тем, что рассылка «Русско-Японская война» особо не пользовалась спросом у подписчиков, ее ведущие плавно перепрофилируют ее в другую историческую рассылку. Если вас новая тематика не интересует, то предлагаем вам подписаться на другую рассылку из этого каталога: http://subscribe.ru/catalog/culture/history
История антиквариата-03
ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-3
(обозрение столетней давности)
Уже в семнадцатом веке в подмосковном селе Измайлово был устроен стеклянный и хрустальный завод, в котором наравне с русскими мастерами, работали и иностранцы, вероятно, венецианцы, во главе с неким Анц Фредериком. Из этого завода выходила разная посуда и художественное значение она имела только в тех образцах, которые приготовлялись для царского обихода – для столовой утвари, а главным образом для нужд царской аптеки.
В этой последней отрасли деятельности мастера того времени достигали наибольшего изящества и красоты в орнаментировке и раскраски цветного стекла большей частью темно-коричневого тона. В самом начале восемнадцатого века Юст Юл писал, что, осмотрев московскую царскую аптеку, он нашел ее одной из первых в мире не только в отношении разнообразия снадобий, но и изящества кувшинов для лекарств. Кувшины эти были украшены царскими гербами. И помимо указания Юста Юля мы знаем, что некий золотописец Дмитрий Степанов,
в «Оптекарской палате писал стеклянишные многие сосуды, золотом и серебром разные образцы, в которых наряжать лекарство для обихода же великого государя».
Таким образом устанавливается, что русский художественный хрусталь выделывался в конце семнадцатого века. В некоторых хранилищах есть хрустальные сосуды несомненно более позднего времени, которые украшены типичной западной орнаментировкой и в то же время среди этого орнамента мы видим российские гербы или даже письмена. Но это можно объяснить тем, что хрусталь западного производства уже впоследствии догравировывался нужными дополнениями, когда он предназначался с той или иной оказией для отправления в Россию
или даже эта догравировка производилась московскими мастерами.
Не может быть сомнения и в том, что первые русские хрустальные мастера одновременно с разной утварью для «оптекарской палаты» выделывали и иные предметы, о чем нам говорят разные отрывочные сведения, как например свидетельства того, что для подношения ягод государю в хоромы изготовлено 15 кувшинов, 20 кружек и 10 стаканов зеленого стекла, и того, что для столового обихода царя Михайловича употреблялись хрустальные стаканы и рюмки «с печатями».
Хрусталь московского времени чрезвычайно редок. В течении многих лет знакомства с антикварами и рынками обеих столиц мне только два или три раза пришлось встретиться с примечательными хрустальными цветными вещами этой эпохи. Цены на эти изделия всегда стояли очень высокими, даже если еще задолго до того времени, как собирательство стало модным. Московские мастера для украшения цветного хрусталя не прибегали к разнообразным приемам. Все сводилось к орнаменту, общему с орнаментом того времени, который расписывался
золотом или серебром, изредка украшаемый чернью, причем вещи с чернью надобно особенно ценить, так как они наиболее редки.
Значительно больше дошло до нас хрусталя восемнадцатого века.
продолжение следует
Этот текст опубликован по правилам правописания столетней давности и содержит неверные, с точки зрения современного языка, обороты.