Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вернисаж в Измайлово

  Все выпуски  

Русско-японская война История антиквариата-02


В связи с тем, что рассылка «Русско-Японская война» особо не пользовалась спросом у подписчиков, ее ведущие плавно перепрофилируют ее в другую историческую рассылку. Если вас новая тематика не интересует, то предлагаем вам подписаться на другую рассылку из этого каталога:
http://subscribe.ru/catalog/culture/history

История антиквариата-02

ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-1

(обозрение столетней давности)

Позвольте тут сделать маленькое отступление и припомнить следующее.
Много лет тому назад мне пришлось, к сожалению очень короткое время встречаться с писателем Д.В.Григоровичем, как известно тонким, хотя, быть может, порой и очень увлекающимся, знатоком и любителем русской художественной старины. В то далекое время страсть собирательства еще не была модой, коллекций не было почти в каждой квартире зажиточных людей, а кто собирал, так собирал с большим знанием дела, изучив историю того или иного художественного производства, собирал тихо, не гоняясь за сомнительными вещами, но
о которых удачно сделана реклама, не переплачивая шальных денег, как то часто делается коллекционерами наших дней.
Д.В.Григорович – разносторонне образованный, чуткий художник, он был удивительно многогранен, как собиратель художественной русской старины. Его все увлекало и глубоко интересовало, во всех памятках художественной старины он умел разбираться и чувствовать «подлинность» облюбованного им.
Уходят, эти истинные любители прекрасного, умевшие подбирать коллекции, столь типично отражавшие красоту милого прошлого. Нет больше приклекательных и характерных фигур П.Я.Дашкова, З.П.Хитрово, кн. А.С.Долгорукова, И.А.Всеволжского, Е.Н.Тевяшова и многих других истинных любителей собирательства. Они не гнушались лавочек старьевщиков по закоулкам толкучих рынков и испытывали великую радость распознания удачной покупки, когда, придя домой и сняв слои пыли и смыв многолетнюю грязь, открывали редчайшую марку или
затейливый знак крупного мастера.
На смену им пришли другие собиратели. Они составляют коллекции быть может более внушительные, чем их скромные предшественники, и даже иногда более полные и характерные, но как они составляют их.
Я знаю крупного собирателя из типа собирателей последних дней. В залах его особняка разместилась коллекция одного из художественных производств девятнадцатого и восемнадцатого веков. Коллекция действительно высоко примечательна своей полнотой, сохранностью и типичностью собранных памятников. Этот собиратель с гордостью говорит о том, что вот он дескать какой коллекционер, что все размещенное в многочисленных шкафах его особняка принесено ему прямо на квартиру разными антикварами.
Собиратели прежнего времени не понимали этого своеобразного «толстосумного шика»: коллекционировать, не выходя из своего кабинета. Они трудились над составлением своих коллекций, движимые истинной страстью и любовью к искусству прошлого. Они сами изыскивали жемчужины своих собраний и, тонко изощренные, всецело не полагались на понимание антикваров. Их искреннее увлечение и положило начало русскому собирательству, подражать чему стало теперь столь модным для всех достаточных людей.
Д.В.Григорович был едва ли не первым среди собирателей того привлекательного типа. Он создал художественно-промышленный музей при императорском обществе пообщрения художеств в Петрограде, незаслуженно мало известный, и один из частей этого музея является отдел русского цветного хрусталя и стекла, всецело собранный трудами покойного писателя.
Вспоминаются мне тут слова незабвенного Д.В.Григоровича: «Какое удивительное чувство красоты и формы было в мастерах прежнего времени, - говаривал он, любовно беря в руки какой-нибудь хитро граненый бокал или красиво и бойко орнаментированный стакан. – Ведь вот почти все формы более сложных и дорогих произведений русского старинного стеклянного дела взяты с образцов западного мастерства. А наши никому неведомые Ваньки и Петьки, проводившие всю свою жизнь между душной мастерской и тесной застольной, ухитрялись
по своему перерабатывать эти образцы и создавать вещи, в которых замечательно отразилось их время. То ли в орнаменте, то ли в иных украшениях, то ли, наконец, в забавных вензелях или курьезных, часто наивных подписях.
И когда перед глазами развертывается коллекция изделий из русского цветного стекла или хрусталя, невольно вспоминаешь о словах Григоровича.
Говорить об истории русского цветного хрусталя или стекла очень трудно, ибо до нас дошли только отрывочные сведения о том, как развивалась на Руси эта отрасль художественной промышленности.
продолжение следует

Этот текст опубликован по правилам правописания столетней давности и содержит неверные, с точки зрения современного языка, обороты.

В избранное