Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вернисаж в Измайлово

  Все выпуски  

Русско-японская война История антиквариата-06


В связи с тем, что рассылка «Русско-Японская война» особо не пользовалась спросом у подписчиков, ее ведущие плавно перепрофилируют ее в другую историческую рассылку. Если вас новая тематика не интересует, то предлагаем вам подписаться на другую рассылку из этого каталога:
http://subscribe.ru/catalog/culture/history

История антиквариата-06

ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-6

(обозрение столетней давности)

Образцы иностранного цветного хрусталя, в особенности надо заметить хрусталя польского, главным образом после занятия нами Польши, имели на русский цветной хрусталь большое влияние. Не только в смысле формы внешней и украшений его, но и даже и в отношении цвета хрусталя.
Имея перед собой отличные образцы, русские мастера не только добивались совершенно вплотную подойти к подлиннику, но во многих случаях превосходили оригинал. Так, рубиновый тон хрусталя и темно-кобальтовые тона, которые наиболее ценились любителями хрусталя того времени, не удавались иностранцам с такой полнотой тона и красотою его, как русским мастерам далеко времени. Даже больше – петроградским стеклянным и хрустальным заводам, которые все совершенствовали свое производство и уже с последних десятилетий восемнадцатого
века обратили на себя внимание Запада, удалось добиться редчайшего по тону хрусталя, а именно темного, как агат, почти черного и в то же время удивительной ровности и прозрачности. Черный хрусталь должен наиболее цениться любителями. Он не только чрезвычайно редок, он изумительно красив, в особенности если поверхность черного хрусталя прорезывает узор орнамента прозрачного хрусталя. Только в Императорских дворцах мне приходилось встречать такой хрусталь – в Большом Царскосельском дворце и в Гатчинском. Мне рассказывали,
что такой черный хрусталь есть и в Аничковском дворце, но самому не пришлось его видеть. Из частных собраний мне известно только одно собрание в Москве, где находится ваза черного хрусталя и собрание Н.И.Тютчева, где есть фигура сфинкса из изсине-черного стекла.
Быстро росло разнообразие того, что выделывалось на наших хрустальных заводах. Началось дело с посуды для «Аптекарской палаты», а не прошло и полу столетия, как стали вырабатываться разные шендалы тисненые, графины кубом или овальной грани, листком и ямками, стаканы с развалом, с навитью, шипами, ананасной и широкой грани и т.д. Флаконы разного цветного хрусталя, урановые, гранатные, рубиновые, опаловые, кобальтовые. Полоскательницы со стаканами на манер венецианских. Печати для воска и для «печати твердой»,
целые хрустальные сервизы, не говоря уже о различных «кабачках», вазочках и корзиночках для печенья и сухих фруктов, лоточков для смокв, солений и т.д. и т.д в бесконечных вариантах.
И чем дальше, тем шире развивалось это разнообразие изготовлявшихся на хрустальных фабриках во главе с Императорским заводом и фабриками Бахметьева и Мальцовых, предметов и каждому из них почти без исключения неведомые нам мастера умели придать своеобразную, полную подлинной художественности и красоты форму и чудесно их расписать.

Со столов обеденных хрусталь перекинулся на тесный обиход богатых людей того времени.
продолжение следует

Этот текст опубликован по правилам правописания столетней давности и содержит неверные, с точки зрения современного языка, обороты.

В избранное