Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вернисаж в Измайлово

  Все выпуски  

Русско-японская война История антиквариата-08


В связи с тем, что рассылка «Русско-Японская война» особо не пользовалась спросом у подписчиков, ее ведущие плавно перепрофилируют ее в другую историческую рассылку. Если вас новая тематика не интересует, то предлагаем вам подписаться на другую рассылку из этого каталога:
http://subscribe.ru/catalog/culture/history

История антиквариата-08

ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-8

(обозрение столетней давности)

Что касается мальцовского хрусталя того же времени, то он менее блестящий, нежели императорский хрусталь. В тонах расцветки хрусталя мальцовские заводы характерны тем, что даже не в особо крупных предметах низ гуще верхов, хотя тон все же красив и ровен и гущина нижних частей приметна только очень опытному взгляду. Что касается орнамента, то мне не приходилось видеть особо богатых и интересно орнаментированных вещей мальцовского завода и, кроме того, одной из значительных примет Екатерининского хрусталя может
служить несколько неровная и не так тонко выведенная грань с преобладанием «ананасной» грани.
Чудесно разнообразен цветной бахметьевский хрусталь. Типично для этого завода, который обладает счастливой особенностью насчитывать в ряду своих мастеров людей чутких к прекрасному и умевших справляться с труднейшими задачами своего мастерства – сочетания в различных предметах цветного хрусталя с прозрачным белым. В этой области Бахметьевский завод, надо думать, едва ли не был пионером и вызвал не мало подражаний среди различных фабрикантов.
Некоторое время Бахметьевский завод подписывал свои наиболее удачные произведения, но, к сожалению, это продолжалось недолго и в конце концов Бахметьевский завод не стал даже ставить марок, как не стали это почему-то делать и иные хрустальные заводы. Для Бахметьевского завода являются характерным украшения из бледно расцвеченного хрусталя, на манер загибающихся более или менее затейливо павлиньих перьев с глазком. Они вьются и в стаканах, и в вазах, и в флаконах, и иных предметах обстановки стола. Затем никто
так не увлекался украшением своего хрусталя целыми живописными сценками и пейзажами, как то мы видим в производстве Бахметьевского завода. Характерно и золото в орнаменте Бахметьевского завода: оно густо и красиво, в отличии от золота мальцовского хрусталя, где оно размещалось в общем скупо, как в чисто коммерческом деле.
Но все эти отличия крупнейших русских хрустальных заводов чисто внешни и приметны для человека, видевшего много произведений русского цветного старого хрусталя, и различия эти с течением времени все сглаживаются и становится все труднее сделать хотя бы относительно точное определение, к какому заводу относится тот или иной цветной хрусталь, кроме, конечно, хрусталя Императорского завода, которого всегда отличает глубина тона, тонкость отделки, богатство золота и вся внешняя выдержанность предмета.
Приходится говорить о всей массе художественного цветного русского хрусталя и только в единичных случаях относить тот или иной предмет к определенной фабрике или заводу. И эти единственные случаи возможны лишь при том условии, если на самом предмете есть какой-либо отличительный знак или надпись известно доподлинно происхождение вещи. Но то и другое, приходится повторить, встречается чрезвычайно редко на пути коллекционера русского цветного хрусталя.
Возвращаясь к цветному хрусталю Екатерининского времени, надо отметить, что путеводной нитью для собирателя могут служить только рисунок украшения хрусталя, как я уже заметил большей частью, типа рококо в своеобразном толковании его тем или иным мастером или заводом, а также масса самого хрусталя – в Екатерининское время русский хрусталь был как-то толще, я сказал бы компактнее, чем хрусталь позднейшего времени. Но, конечно, эти данные в значительной степени условны. То есть, и позже Екатерининского времени
встречаются украшения в стиле рококо и разбираться с особой тонностью в русском цветном хрустале нельзя. Чутье, наметанный глаз, много видавшего человека, сличение облюбованной вещи с предметами, давность которых более или менее установлена – вот на что должен полагаться коллекционер русского цветного хрусталя.
Трудно указать на то, как предметы этого хрусталя особливо характерны для Екатерининского времени. Разнообразие их было весьма значительное, и поощряемые широким сбытом мастера все изощряли свою фантазию и на рынке того времени появлялось множество различных предметов роскоши из цветного хрусталя. Особенно отличались мастера Екатерининского времени, главным образом петроградских заводов и Бахметьевского, в тех предметах, которые являются необходимой принадлежностью туалетного столика модницы. Удивляешься, например,
фантазии мастеров, перебирая в памяти все те хитро придуманные формы флаконов, которые приходилось встречать на полках коллекционеров и на витринах антикваров. Конца нет разнообразию этих форм расцветки хрусталя, оригинальности и типичности украшений живописью, золотым или серебряным орнаментом. С начало больше под китайщину, затем все свободнее распоряжаются мастера того давнего времени с формой и, имея, вероятно, французские и польские образцы, варьируют их с таким изяществом и пониманием красоты формы, что
им немало позавидовали бы и западные мастера и нашли бы многому чему поучиться у «диких варваров».
продолжение следует

Этот текст опубликован по правилам правописания столетней давности и содержит неверные, с точки зрения современного языка, обороты.

В избранное