В связи с тем, что рассылка «Русско-Японская война» особо не пользовалась спросом у подписчиков, ее ведущие плавно перепрофилируют ее в другую историческую рассылку. Если вас новая тематика не интересует, то предлагаем вам подписаться на другую рассылку из этого каталога: http://subscribe.ru/catalog/culture/history
История антиквариата-07
ЗАМЕТКИ О РУССКОМ ЦВЕТНОМ ХРУСТАЛЕ И СТЕКЛЕ-7
(обозрение столетней давности)
Со столов обеденных хрусталь перекинулся на тесный обиход богатых людей того времени. Стали появляться чернильницы, настольные шендалы тисненные и с подвесками, песочницы, лоточки, вазочки для перьев, коробки и корзинки для оплаток, плоские вазочки для печатного воска, пресс-папье и сотни милых безделушек, которые мы собираем теперь с такой любовью и которые рисуют нам быт наших дедов и прадедов, вносят такие характерные детали в картину их покойного жития, тихого любования всей красотой их окружавшего.
Помимо домашней утвари, цветной хрусталь стали все шире применять к различным церковным украшениям. Заводы только успевали исполнять заказы на церковные люстры, подсвечники, паникадила, лампады, сосуды для хранения святой воды и т.д.
Словом, к последним годам Екатерининского времени цветной хрусталь вошел в такое широкое распространение среди любителей красивых цветных вещей,. что уже в начале восьмисотых годов решили прекратить ввоз иностранного хрусталя. Положим, запрещение это просуществовало недолго, какие-нибудь пять-шесть лет, но оно тем не лишается своей характерности в смысле указания на развитие в России хрустального дела.
Но вот мы подходим к самому острому вопросу наших заметок: каким образом отличать цветной хрусталь второй половины восемнадцатого века частных фабрик и Императорского завода, чем характерен хрусталь Екатерининского времени и чем, в частности, характерна выработка хрусталя той или иной фабрики.
В цветном хрустале и стекле все эти вопросы очень сложны. В фарфор путеводной нитью являются марки. В хрустале их нет. Приходится о времени производства судить только по формам предметов и еще более по орнаментации их, а что касается разбора по фабрикам, то как ни было бы это заманчиво, отказаться раз и навсегда. Исключение составляют только петроградские, впоследствии Императорские, заводы и заводы Мальцова в Бахметьеве.
Ни один из частных хрустальных заводов не достигал такой тонкости, ровности и красоты грани, как завод Императорский. Всевозможные разновидности грани – ананасная, ребриковая, репкой, горошиной, островерхая – выделывались мастерами Императорского завода с поразительной ровностью и мягкостью в линиях грани. По самой мелкой островерхной грани проведите рукой и ничто не зацепит кожи – так ровна и отточена грань. В моем собрании есть крупный кубок-копия с небольшим изменением аутсбургских кубков, весь граненый самой
разнообразной гранью и грань эта ровна, и тонка по выточке поразительна. Такого совершенства в грани не смог достичь ни один из частных заводов.
Характерна для Императорского цветного хрусталя глубина тона. Вероятно браковка шла самым беспощадным образом, так как Императорский хрусталь не знает вещей даже в самым незначительным изъяном в окраске. Особливо удавались Императорскому заводу тона: глубокий кобальтовый, рубиновый, черный (коричневато-черный и изсиня-черный) и золотисто-зеленый. Этого последнего тона не могли добиться и не добивались частные хрустальные заводы, так как для получения такой окраски в цветную массу должно было вводиться червонное
золото в порошке и это удорожало производство настолько, что только Императорский завод мог не считаться с этим.
Орнаментировка и украшения цветного Императорского хрусталя и стекла не знали соперников. Густота червонного золота, драгоценная платина – вот главнейшие отличительные черты украшений цветного хрусталя Императорского завода. Во главе завода долгое время стоял такой изощренный в искусстве человек и искренний меценат в полном значении этого определения, как князь Н.Б.Юсупов. При нем Императорский фарфоровый и стеклянный завод достиг высокой степени развития. Мастера настолько изощрены в своем искусстве, что совершенно
свободно и легко справляются с самыми затейливыми орнаментами. На смену Елизаветинской китайщины пришел игривый и затейливый рококо, и с удивительной способностью наши мастера прониклись веселой, беззаботной красотой этого стиля и развертывали на хрустале Екатерининского времени изумительные по богатству фантазии и в то же время стилистической выдержанности орнаменты.
продолжение следует
Этот текст опубликован по правилам правописания столетней давности и содержит неверные, с точки зрения современного языка, обороты.