Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Китай и Россия, взаимоотношения и история No68



КИТАЙ И РОССИЯ,
взаимоотношения и история

No 68

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

  1. От автора
  2. Вопросы подписчиков
  3. Дополнительные материалы. Отношения до 1911 г.

 

 

ОТ АВТОРА

В этом выпуске вопрос подписчика и продолжение фрагмента из книги В.В. Корсакова «Пекинские события».

 

 

ВОПРОСЫ ПОДПИСЧИКОВ

С интересом слежу за Вашими публикациями, жду в следующем выпуске публикацию отрывков из книги Корсакова. У меня к Вам вопрос – возможно ли получить от Вас отсканированную копию книги Корсакова, если да, то на каких условиях? Можете ли вы продать оригинал этой книги?

Безголосов П.А.

Хорошо, что вы даете обратную связь по материалам рассылки и вам важен публикуемый материал - это ценно для ее ведения. По всем остальным вашим вопросам, к сожалению, помочь не могу.

Книги Корсакова у меня нет, сам бы купил с удовольствием. Но такие книги (изданные о Маньчжурии) библиографическая редкость. Найти их возможно обычно только случайно, либо постоянно мониторя ресурсы Интернет, посвященные торговле раритетными изданиями - авось повезет.

Всем другие, кому все же нужно не само издание, а его содержание, пользуются общественными организациями, специально для этого созданными - библиотеками и архивами. Старые книги по Китаю, обычно представлены в фондах Государственной библиотеки (Ленинка, М.), Национальной библиотеки (Салтыковка, СПб), Дальневосточной научной библиотеки (Хабаровск, книги российских эмигрантских библиотек вывезенные из Маньчжурии в 1945 г.), Филиалом Института Востоковедения АН (ИВАН, Азиатский музей, хранящий все дореволюционные материалы по Азии) и множество других, в которых не такие богатые коллекции.

В библиотеках и архивах обычно можно заказать ксерокопии.

В принципе, в последнее время все библиотеки (но не архивы) внедряют услугу электронной доставки документов, т.е. сканирования и посылки по электронной почте изображений страниц. Т.е. очное присутствие не требуется. Услуга не очень дорогая, но не факт, что предоставляется для редких и раритетных изданий.

Предупреждая подобные предложения в будущем, по другим книгам, хочу сообщить - из своей библиотеки книги я не продаю, в моей семье это не принято. Тем более старых книг у меня нет - все материалы получены таким же путем, какой предлагаю и вам. Существующие копии же собраны с большим трудом, они фрагментарны и у меня нет мотива их продавать, либо передавать на других условиях.

Резюмируя - если материал вам действительно нужен, вы его получите сами, если нет, то довольствуйтесь, тем что есть. Тем более, почти все материалы, которые у меня есть по теме рассылки, будут с течением времени опубликованы - мне иначе нечем ее наполнять. Помощи в этом вопросе от подписчиков пока не видно.


Благодарю Вас за Ваш ответ, все очень содержательно, понятно и аргументировано. Постоянно мониторю букинистические сайты, пока ничего нет. Если найду, то отсканирую и пришлю. Благодарю Вас за совет по поискам книг, к сожалению я не китаевед, и выхода на информацию о Китае вообще и на данные библиотеки у меня нет. Но Вы полностью правы в части Вашего ответа о степени необходимости. Если что-нибудь найду – обязательно поделюсь.

Безголосов П.А.

Выход на эти библиотеки общедоступный и публичный (за исключением Института востоковедения РАН).

Не поленился и заглянул на странички библиотек.

К сожалению в эл. каталогах такие книги обычно не встречаются, проблема ретроконверсия российскими библиотеками не решена. Но запросить на поиск этой книги возможно при заказе - реквизиты при публикации в рассылке указал.  Тем не менее для Национальной библиотеки, у которой есть сканированные карточки генерализированного каталога - реквизиты можно посмотреть на этой странице по ссылке - http://www.nlr.ru/e-case/expand_bm.php?id=60852&cn=126&cn1=125&cn2=144&from=http%3A%2F%2Fwww.nlr.ru%2Fe-case%2Fsearch_extended.php%3Fb%3D%25CA%25EE%25F0%25F1%25E0%26q%3D%26x%3D0%26y%3D0

Кстати, по этой ссылке, рядом и другие карточки книг этого автора - в разделителе "Корсакас Костас Пранович 1909 - 1986 Литовский писатель и литературовед", карточки с 116 по 132.

Для заказа можно воспользоваться следующими ссылками.

http://post.rsl.ru/ - РГБ, служба эл. доставки документов. 9 руб. лист А4 из фондов редких изданий + 50 р. запись на CD + 25 руб. пересылка.

http://www.nlr.ru/shop/pages/srv/srv.php?p=4 - РНБ, сканирование 10 руб. А4, пересылка не осуществляется - необходимо выкачивать с ftp.

Книга - 394 стр., или 200 А4 страниц - дорогое удовольствие, конечно. Но возможно нужна не вся книга, а ее фрагменты (тем более  почти 40 первых страниц в рассылке), содержание с указанием номеров страниц попытаюсь поместить в рассылке на этой неделе. Дешевле заказать очно в библиотеке ксерокопии именно нужных страниц, после прочтения книги.

Другой подход решения этой проблемы - поиск внешнего финансирования, очевидно такие книги редко запрашивают для досужного чтения. Если цель научная или публистическая, то можно поискать гранты и т.д. Но это имеет смысл для исследования.

В принципе это типовой подход в работе с поиском старых материалов. Только далеко не всегда так очевидна необходимая книга. Тем более если нужные материалы в архивах и личных делах - то все гораздо сложнее.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ОТНОШЕНИЯ ДО 1911 г.

В.В. Корсаковъ. Пекинскiе события: личные воспоминанiя участника объ осаде в Пекине. Мая-август 1900 года. – С.-Петербургъ: Типографiя А.С. Суворина. Зретелевъ пр., д.13, 1901 – 394 с.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВЪ ОЖИДАНIИ СОБЫТIЙ.

[…]

II. Успехи европейцевъ въ Китае. — Проведеиіе железныхъ дорогь. — Пароходство. — Торговля. — Разработка минеральныхъ богатствъ.

Прошло полвека после первыхъ попытокъ борьбы китайцевъ противъ вліянія европейцевъ — срокъ времени, вполне достаточный, что-бы достигнуть уснеховъ и придти къ взаимному пониманію и мирному сожительству. Въ отношеніи успеховъ, достигнутыхъ Европой для распространенія своего политическаго вліянія и могущества, для обогащенія своихъ подданныхъ богатствами Китая, — успехъ получился действительно выдающійся.

Таинственная завеса, столько столетій закрывавшая Китай отъ пытливыхъ взоровъ, Европы, снята окончательно. Двери, бывшія запертыми передъ Европой, раскрыты были настежъ и въ нихъ стали входить новыя силы, предъявлявшія Китаю неотступно новыя для него требованія.

Китай удовлетворилъ требованiя, которыя ему были предтъявлсны Европой въ отношеніи открытія новыхъ портовъ для торговли и проведенія железнодорожныхъ линій. Благодаря упорядоченію пошлинъ, исчезалъ произволъ при взиманіи ихъ, удешевилась доставка товаровъ и развивалось речное грузовое пароходство. Европейцы получили въ Китае концессіи на проведеніе громадной сети железныхъ дорогъ, которыя прорезывали эту богатонаделенную страну по всемъ главнымъ направленіямъ. Всего более получили немцы и франко-бельгійскій синдикатъ. Первые должны были провести целую сеть железныхъ дорогъ, на Шандуне, а второй проводилъ линію межіду Ханькоу и Пекиномъ. Англичане хотя и получили меньше железнодорожныхъ путей, но за то почти вся река Янъ-цзы и долина ея находилась въ рукахъ Англіи. Большая часть, железнодорожныхъ лииій была бы окончена, если бы въ Китае не произошли непредвиденные политическіе перовороты, къ 1905 — 1906 году. Къ этому времени старый Китай въ сущности пересталъ бы и существовать, такъ резко должна была измениться вся его экономическая жизнь. Но сила пара, грохотъ и шумъ машинъ, светъ электричества могли ли бы вдохнуть въ его организмъ новыя силы, а если и вдохнули бы, то каковымъ возродился бы въ отношеніи Европы новый Китай? Возродился ли бы онъ въ сознаніи своего единства или закончилъ бы свое политическое существовавіе расчлененіемъ?

Каковъ бы ни былъ естественный исходъ, но мирное развитіе Кятая отодвинуто совершившимися событіями назадъ и взаимное положеніе европейцевъ въ Китае стало худшимь, нежели когда либо. Все успехи европейской цивилиза-ціи и энергичной деятельности, достигнутые съ трудомъ въ теченіе полувека, потерпели крушеиіе въ теченіе несколькихъ месяцевъ. Не своевременно, конечно, ставить вопросъ, кто долженъ взять на себя вину въ такомъ грустномъ событіи, но позволительно пожалеть, что Европа шла и несла свою цивилизацію не прямыми путями въ Китай. Если бы Европа, помня себя, не забывала и китайцевъ, то успехъ былъ бы громадный и не одинъ только матеріалъный, но и духовный.

Вместе съ открытіемъ новыхъ портовъ для торговли, открывалось и свободное пароходство по всемъ рекамъ, где только открыты эти порты, а порты оказались открытыми въ 13 провин-ціяхъ изъ 18 и особенно въ самомъ населен-номъ и богатомъ бассейне реки Янъ-цзе-кіанга. Это открытіе свободнаго пароходства по рекамъ тотчасъ же расширяло и удешевляло все торговые обороты, увеличивало и ввозъ и вывозъ товаровъ.

Европейскія суда могли нагружать и разгружать свои товары близъ центровъ ихъ потребленія, избегая совешенно непроизводитель-ныхъ, до того времени расходовъ по перегрузке и перевозке внутрь провинцій. Вместе съ этимъ шло и коренное измененіе во взиманіи влутреннихъ пошлинъ съ ввозимыхъ внутрь страны товаровъ. Эти внутреннія таможенныя пошлины, ликинъ, взимались до этого времени китайскими чиновниками, почему взиманіе этихъ пошлинъ отличалось злоупотребленіями и составляло тяжкое бремя торговли. За последній же годъ, къ величайшему благополучію какъ государственнаго казначейства, такъ и самихъ китайскихъ купцовъ, взиманіе пошлинъ, ликинъ, перешло въ руки чиновниковъ-европейцевъ, состоявшіхъ на китайской службе въ таможняхъ. Пошлины эти, поступая въ китайскія таможни, служили залогомъ уплаты государственнаго китайскаго займа, заключеннаго при посредстве англійскихъ и китайскихъ банковъ. Помимо этого государствен-наго значенія, которое уже проявили новыя водяныя пути въ открытыхъ портахъ, постройка железныхъ дорогъ вносила просвещеніе и въ сознаніе китайскаго народа, которое такъ долго оставалось застывшимъ въ формахъ жизни, оставленныхъ ему въ наследство много столетій тому назадъ.

Въ открытыя для торговыхъ сношеній двери входили и новые люди, которые приносили съ собою и новые обычаи. Китайскій народъ начиналъ знакомиться не съ одними только англичанами, но онъ узнавалъ характеръ немца, русскаго, японца, которые все имели много своихъ личныхъ чертъ характера, более понятныхъ китайцу, нежели характеръ коммерсанта-англичанина.

Коммерсантъ-немецъ, японецъ, русскій уже изучаютъ китайскій языкъ; они являются въ Китай самолично и, не имея комиссіонеровъ, вступаютъ лично въ сношенія съ китайскими купцами. Обладая трудолюбіемъ, знаніемъ и пониманіемъ интересовъ торговли, но чуждые того барства и пренебреженія, съ которыми жилъ въ Китае англичанинъ, — немецъ, русскій и японецъ гораздо скорее аигличанина становятся въ близкія отношенія къ китайцамъ, довольствуясь въ то же время меньшими барышами и производя меньшія затраты на свое личное представительство. И китаецъ-купецъ, подъ вліяніемъ того же переворота, который захватилъ и перевернулъ вверхъ дномъ всю его жизль, скоро могъ бы сбросить съ себя всякую косность. Могло бы наступить то время, когда теперешній китаецъ компрадоръ стоялъ бы во главе китайскихъ фирмъ и велъ свое китайское торговое дело не только въ Китае, но и въ Европе. Китаецъ вообще представляетъ собою типъ человека въ высшей степени самобытнаго и первобытнаго; будучи крайне одностороннимъ, консервативнымъ, неподвижнымь, онъ въ то же время совершенно свободенъ отъ многихъ предразсудковъ: его идеалъ заключается въ достиженіи матеріальнаго достатка, соединеннаго съ известнымъ почетомъ, которое даетъ образованіе. Но такъ какъ для массы народа образованіе, дающее первую ученую степень, недоступно, то все его помыслы направлены на пріобретеніе денегъ; китаецъ более чемъ кто либо изъ людей ценитъ, и любитъ деньги, какъ средство, дающее все блага жизни, въ пользованіи которыми онъ, однако, весьма не избалованъ. Китаецъ въ высшей степени разсчетливъ, экономенъ, даже скупъ, но въ то же время очень любитъ удобства жизни, комфортъ. Китаецъ не броситъ денегъ по пусту, ради блажи, но не пожалеетъ денегь за вещь, которая ему полезна, хотя бы она и была привезена европейцами. Будучи до мозга костей пропитанъ своими національными убежденіями, привязанный ко всему обиходу своей жизни, онъ въ то же время охотно покупаетъ все европейскіе товары, въ пользе которыхъ для себя убедился. Когда только решена была постройка железной дороги между Пекиномъ и Тянь-цзиномъ, то въ народе и даже среди чиновниковъ высказывалось много опасеній и недовольства за это нововведеніе, которое грозило гневомъ и подземнаго дракона, чешую котораго могли задетъ, обезпокоивъ его сонъ при производстве земляныхъ работъ, и гневомъ предковъ, которыхъ безпокоилъ бы грохотъ, свистъ и шумъ поездовъ, проходящихъ мимо ихъ могилъ. И что же? Какъ только прошли первые поезда и китайцы увидали, насколько это сообщеніе удобно и дешево, чрезъ три месяца былъ уже проложенъ второй путь, и число поездовъ увеличено съ одного до трехъ въ день. Китай имеетъ все, чтобы быть промышленной страной, т.е. громадныя залежи каменнаго угля, железо, медь, глину высокаго качества, руды и трудолюбивое насоленіе.

Проводимыя железнодорожныя линіи въ, Китае захватывали громадныя пространства и притомъ самыя населенныя и богатыя. Линія Ханькоу — Пекинъ на протяжении 500 верстъ должна была соединять две части имперіи: северъ и столицу Пекинъ съ многомилліоннымъ населеніемъ южной территоріи, съ густо населенными городами Ханькоу, У-чанъ, Ханьянъ и другими, находящимися или по реке Янъ-цзе и ея притокамъ, наиболее значительнымъ, каковъ, напримеръ, Хань, или въ местностяхъ, имеющихъ богатую будущность въ зависимости отъ разработки природныхъ богатствъ. Городъ Ханькоу, знаменитый своими чайными плантаціями, владеетъ къ тому же выдающимся по доступности къ нему со стороны реки положеніемъ: самыя глубоко сидящія суда. и наши пароходы-добровольцы подходятъ свободно къ городу. Въ Ханькоу многочисленная европепская колонія и значительная община русскихъ чаеторговцевъ, есть православная церковь, русское консульство, русскій сетльментъ, отведенный китайскимъ правительствомъ несколько летъ тому назадъ для нуждъ русскаго населенія. Линія Ханькоу — Пекинъ должна была пройти по самымъ густо населеннымъ провинціямъ, Китая: Чжилійской, считающей до 18 милліоновъ населенія, Хэ-наньской, считающей до 22 милліоновъ и Ху-бэйской, считающей свыше 20 милліоновъ. Въ Шандунской провинціи, съ другой стороны Печилійскаго залива, немцы проводили также целую сеть железныхъ дорогъ, которыя должны были врезаться въ самое сердце Китая и пройти по самымъ населеннымъ и самымъ богатымъ горными минералами провинціямъ. Такъ какъ здесь местность состоитъ изъ ряда горныхъ цепей, идущихъ внутрь страны и равнинъ, окружающихъ эти горы, весьма обширныхъ и плодородныхъ, то немцы и проводили здесь три железнодорожныхъ линіи, которыя, составляя треугольникъ, окружали всю центральную гористую часть Шандуна и, исходя изъ начальнаго пункта Цзяо-чжоу (Кiао-чао), проходили черезъ главный городъ провинціи Цзи-нань, затемъ Янъ-чжоу, шли къ Желтой реке и возвращались обратно къ Цзяо-чжоу. Торговое, промышленное и политическое соперничество европейцевъ въ Китае обострили отношенія и между самими заинтересованными сторонами, вступавшими въ борьбу за преобладаніе въ той или другой области.

Соперннчество въ захвате въ свои руки природныхъ богатствъ Китая стало выдающейся чертой европейскаго вліянія при полномъ безсиліи китайцевъ. Германія, соперничая съ Англіей, пустила въ китайскія воды прекрасно-устроенные грузовые и пассажирскіе пароходы. Грузовое пароходство немцевъ даже предупредило англичанъ; оно стало захватывать въ свои руки большую часть работы по перевозке грузовъ по Янъ-цзы, этой самой многоводной и полной кипучей жизни артеріи Китая. Пассажирскіе немецкіе пароходы, прекрасно устроенные, совершаютъ уже правильные рейсы по линіи Шанхай — Гонгъ-Конгъ — Коломбо — Бомбей — Александрія — Неаполь. Немецкіе грузовики-пароходы уже стали отбивать грузы въ китайскихъ водахъ у англичанъ, бывшихъ до сего времени здесь полными хозяевами. Немецкіе пароходы уже открыли правильные рейсы между Тянь-Цзиномъ и Ню-Чжуаномъ, Тянь-Цзиномъ — Чифу — Шанхаемъ и Чифу — Цзяо-чжоу (Кiяо-шау). Торговыя немец-кія фирмы размножаются, немецкіе товары проникаютъ все более и более внутрь Китая и завоевываютъ рынки, делая громадный подрывъ англійской торговле и англійскому вліянію.

Развитіе путей сообщенія какъ сухопутныхъ, такъ и водяныхъ, открытыя двери, чрезъ которыя входятъ въ Китай новыя силы, должны были произвести полный переворотъ во всей торговле страны. Англичане должны были потерять свое торговое владычество и стать въ ряды простыхъ коммерсантовъ, хотя до последнего времени англичане и были госдодами положенія и не имели себе конкуррентовъ. Богатыя фирмы въ Англіи имели въ Кигае своихъ комиссіонеровъ и агентовъ, чрезъ которыхъ и вели свои торговыя операціи; но сами комиссіонеры-англичане, будучи чужды Китаю, не зная и не желая изучать китайскаго языка, вели все торговыя и деловыя сношенія съ китайцами чрезъ посредниковъ китайцевъ, такъ называемыхъ компрадоровъ. Компрадоръ — это необходимый сотрудникъ въ каждомъ коммерческомъ или денежномъ предпріятіи въ Китае вообще; безъ компрадора европеецъ шагу ступить не можетъ въ Китае, такъ какъ китайскія торговыя фирмы, вступая въ торговыя снощенія съ европейскими торговыми фирмами, ведутъ все дела и сношенія только при посредсве такихъ компрадоровъ, т. е. лицъ, облеченныхъ доверіемъ со стороны европейцевъ. Компрадоры — это своего рода компаніоны каждой фирмы, получающіе въ свою пользу известный процентъ съ оборотнаго капитала и съ доходовъ фирмы; сами компрадоры — люди часто очень денежные, но въ то же время не рискующіе начинать свое собствешое торговое дело. Если взглянуть на торговыс обороты въ Китае различныхъ странъ, то успехъ европейцевъ долженъ быть признанъ блестящимъ. Германія, Англія, Японія и Соединенные Штаты Америки имеютъ богатые рынки въ Китае для сбыта своихъ произведеній и широкое свободное поле для торговопромышленной деятельности.

Таково было положенiе европейцевъ въ Китае. Теперь все ниспровергуто и разореніе поразило не только китайскій народъ, но захватило также и коммерсантовъ европейцевъ.

 

 

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Автор

Андрей Куминов

Эл. почта

askuminov-china@yahoo.com

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1.  Автор оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации не позволяющей идентифицировать отправителя, если явно не указано иное.
2.  Материалы подготовлены на основе книги автора рассылки, все права защищены (C). Куминов А.С. "Китай - надвигается война?" - СПб.: 100Аж, 2005 - 352 с. ISBN 5-9900513-2-8
Все права на материалы, опубликованные в рассылке, принадлежат А.С. Куминову, если не указан иной автор.
3.  Цитаты (фрагменты и выдержки) из публикаций других авторов даются с информационно-научной целью и могут рассматриваться как безвозмездная реклама этих работ, при несогласии с этим авторов и правообладателей, публикация цитат из их работ будет прекращена.
4. Рассылка осуществляется при поддержке клуба Дальневосточников. На сайте клуба открыт форум для обсуждения материалов рассылки.


В избранное