Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.


HELLMANN POULTRY в журнале "ZOOTECHNICA"

Рассылка:
 - Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы -

Здравствуйте уважаемые подписчики!
Выпуск 163 (2890) 18.09.2012
www.emeat.ru
Утята компании «Донстар» долетели и справили новоселье в Миллерово
15 сентября первая партия «жильцов» - 11 тысяч птенцов пекинской утки (современная маложирная порода) - заселила два запущенных в эксплуатацию птичника компании «Донстар». Таким образом, был не только дан старт уникальному проекту производства утки в России - открылась новая страница в истории российского и мирового птицеводства.
Утята прибыли в Ростов-на-Дону 14 сентября поздно вечером. Чтобы они смогли заснуть в своем новом доме - современном автоматизированном комплексе – и этим дать старт супермасштабному проекту - их встречали и везли, без преувеличений, как важную птицу: в специально оборудованной машине, с эскортом патрульных машин ГАИ.
Из Ростовского аэропорта на птицеводческую площадку утята ехали в специально оборудованной машине компании «Донстар», которую к их прилету брендировали и оснастили современной техникой для перевозки птицы - с поддержкой необходимого температурного режима, вентиляцией, увлажнением воздуха и регулярным отчетом в кабине водителя обо всех подробностях самочувствия малышей.
Перелет из Франции с дозаправкой в Будапеште, 250 километровую дорогу (с угрожавшими утиным жизням пробками на трассе М-4) из Ростова в Миллеровский район утята перенесли хорошо. Как только их выпустили в специально подготовленные блоки, они шумно принялись осваивать просторные птичники (размером в почти два футбольных поля каждый!).
Из 11 442 утят 2132 голов – мальчики, 9 360 – девочки. В феврале они начнут нести яйца.
Корпуса полностью механизированы и автоматизированы: компьютеры следят за температурой воздуха, влажностью, наличием воды и корма, за соблюдением рациона птицы.
На площадке - своя котельная с двумя котлами (в случае перебоев будет работать резервный дизельгенератор для электрообеспечения). Для обогрева птичников используется газовое оборудование американского производства (технология давно используется в производстве компании «Евродон»).
Санпропускник птицеводческих площадок оснащен современными бытовками, комнатой отдыха, кухней, душевыми. Обслуживает производство несколько человек с высшим образованием.
Новые комплексы компании «Донстар» отличаются и высочайшим уровнем безопасности. Люди сюда заходят только в спецодежде и специальной обуви, обязательно после душа.
В ноябре компания планирует запустить еще одну площадку РМ-2 близ Криворожского сельского поселения в 5 км от РМ-1.
Запуск второй очереди на площадке РМ-2 позволит расселить уже в этом году 23 тысячи голов птицы. А в январе 2013 года планируется запуск РМ-3.
Параллельно идет подготовка к запуску площадки РС-1 (Родительское стадо).
Идет строительство инкубатория объемом в 20 млн в год инкубационного яйца.
В середине 2013 года откроются площадки выращивания коммерческого стада утки. В мае начнется производство.
На первом этапе общий объем производства составит 20 тысяч тонн мяса утки, затем на втором этапе развития проекта вырастет до 40000 тонн мяса. Это будет модульно выстроенный, как и производство индейки – от яйца до переработки – комплекс.
 - Я верю в утку еще больше, чем в индейку, - комментирует глава ГК «Евродон» (входит компания «Донстар») Вадим Ванеев. – Я знаю, что в каждой семье есть утятницы, пришло время достать их из чуланов и разнообразить обеденный стол полезным мясом утки – пока на территории России, затем на территории СНГ».
Общий объем инвестиций проекта -5 млрд руб. Финансирование проекта осуществляет ОАО «Россельхозбанк».

Справка:
Проект по созданию комплекса по промышленному выращиванию и переработке мяса утки реализует в Миллеровском районе Ростовской области компания «Донстар», входящая в состав Группы компаний «Евродон». Проект предполагает строительство: инкубатора, свыше 60-ти птицеводческих корпусов, птицекомбината, комбикормового цеха с элеватором, завода по переработке подстилки и прочих промышленных объектов, которые войдут в состав единого агропромышленного кластера.
Использование кросса пекинской белой утки позволит компании «Донстар» производить в промышленных масштабах продукт стабильно высокого качества с низким содержанием жира и одним из самых сбалансированных по питательности, содержанию микроэлементов и витаминов составу.

http://regnum.ru
8 алтайских фермеров получили 54 млн рублей на развитие хозяйств
Восемь фермеров в Алтайском крае получили 54 млн рублей в качестве грантов на развитие своих животноводческих хозяйств. Как сообщили ИА REGNUM 17 сентября в Главном управлении сельского хозяйства Алтайского края, получатели грантов определены Межведомственной комиссией в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие в Алтайском крае семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств" на 2012-2014 годы. Ими стали восемь КФХ из Хабарского, Родинского, Ребрихинского, Поспелихинского, Кулундинского, Алтайского, Волчихинского и Шипуновского районов.
Так, в Поспелихинском районе грантовые средства в объеме 10 млн рублей получило хозяйство Николая Ульянова, в Ребрихинском - 6,4 млн рублей получило хозяйство Юрия Чурилова, в Шипуновском - хозяйство Николая Долженко стало обладателем гранта в сумме 6,1 млн рублей.
В ГУСХ отмечают, что на поддержку фермерских хозяйств из краевого бюджета выделено 20 млн рублей, из федерального - 34 млн рублей.
Средства государственной поддержки, а также собственные ресурсы, грантополучатели планируют инвестировать преимущественно в приобретение высокопродуктивного крупного рогатого скота, строительство и реконструкцию объектов животноводства, а также в приобретение современного молочного оборудования.

www.agronews.ru
В Пензенской области экс-министр сельского хозяйства попался на взятке
В Пензенской области завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего регионального министра сельского хозяйства.
По версии следствия, 20 марта обвиняемый, находясь в своем автомобиле в Пензенском районе, получил от директора фирмы взятку в размере 200 тысяч рублей за покровительство коммерческой структуре при решении вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью, в том числе при заключении и исполнении договоров о совместной деятельности по производству овощей.
В момент получения взятки обвиняемый был задержан сотрудниками региональных управлений ФСБ России и Следственного комитета РФ.
В ходе следствия установлен и доказан факт получения экс-министром в 2011 году от директора вышеуказанной фирмы еще одной взятки в размере 400 тысяч рублей за аналогичные действия.
Как сообщили в пресс-службе СК РФ, в настоящее время материалы уголовного дела переданы для рассмотрения в суд.

http://exp.idk.ru
Российский зерновой рынок: цены продолжают расти
На прошедшей неделе цены на зерно продолжили свой рост. Возросшая активность на мировых рынках привела к повышению цены на причерноморскую пшеницу. Так, цена на российскую пшеницу на последнем египетском тендере составила 350,2 долларов США/т.
Это послужило толчком для повышения активности экспортеров на юге России и росту цен в этом регионе, сообщает Ежедневное Аграрное Обозрение со ссылкой на Национальный союз зернопроизводителей. В ЦФО существенный рост наблюдался на продовольственную пшеницу. В других федеральных округах, наоборот, отмечен повышенный интерес к фуражным культурам. Так, в Поволжье при общем незначительном росте цен на зерно, фуражная пшеница подорожала в среднем на 200 руб./т, а в УрФО на 700 руб./т. В Сибири рост цен отмен на пшеницу 4 и 5 классов, по остальным культурам изменений ценовых показателей не произошло.

www.foodnewsweek.ru
Законопроект о банкротстве сельхозпредприятий отправлен на доработку 
Комитет Госдумы по собственности на заседании в четверг рекомендовал авторам доработать законопроект о порядке банкротства сельхозпредприятий. Предполагается, что обновленный документ будет вновь внесен в Госдуму до 23 сентября.
Первоначально он был внесен в Госдуму группой депутатов «Единой России» в пакете законопроектов, направленных на смягчение последствий вступления России в ВТО для аграрно-промышленного комплекса.
В заключении комитета на проект закона говорится, что в документе «сильно завышены пороговые значения, составляющие признаки банкротства сельхозпредприятий». Это может привести к тому, что предприятия не смогут использовать процедуру банкротства и будут вынуждены продавать свое имущество по частям, чтобы избавиться от долгов.
Авторам было рекомендовано уточнить определения сельхозпроизводителя и единого сельскохозяйственного комплекса, так как данные понятия уже есть в законодательстве РФ. Кроме того, депутаты указали, что в определение единого сельхозкомплекса не должны входить дороги, жилье, объекты социального быта и линии электропередачи (в случае, если они закреплены за сельхозпредприятием). Иначе при продаже имущества должника могут пострадать люди, которые живут рядом с сельхозпредприятием.
Было предложено уточнить также требования к арбитражным управляющим, участвующим в делах о банкротстве сельхозпредприятий.
Один из авторов законопроекта, депутат Геннадий Кулик сообщил, что уже приступил к доработке законопроекта и вновь внесет его в Госдуму до конца следующей недели. «И я буду настаивать, чтобы этот закон по крайней мере в первой половине октября приняли. У нас сейчас, например, много сельхозпроизводителей-погорельцев, вопрос о поддержке которых до сих пор не решен. Им нужен этот закон», — сказал депутат.

Законопроект
Законопроект, поступивший в Госдуму в конце июня, вносит поправки в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно предлагаемым изменениям, сельскохозяйственная организация может быть признана банкротом, если ее обязательства не исполнены в течение шести месяцев, а дело о банкротстве такой организации может быть возбуждено в случае, если величина совокупной задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам превышает 500 тысяч рублей (согласно действующему законодательству — 100 тысяч рублей).
Устанавливается, что имущество должника в ходе конкурсного производства продается единым лотом. Предполагается, что это позволит продолжить производство сельскохозяйственной продукции.
На руководителя сельхозпредприятия возлагается обязанность в случае обращения взыскания на имущество должника, входящее в единый сельхозкомплекс, направить в арбитражный суд заявление должника о банкротстве.
В законопроекте указано, что в деле о банкротстве сельхозпредприятия принимают участие органы регионального местного самоуправления по месту нахождения должника.
Законопроект устанавливает дополнительные квалификационные требования к кандидатурам арбитражных управляющих в деле о банкротстве сельхозпредприятий. К ним относятся наличие специального образования и опыта работы по восстановлению платежеспособности должников.

www.apk-inform.com
Союз фермеров Казахстана просит объявить режим ЧС в ряде регионов в связи с засухой
Фермеры Казахстана обратились к главе правительства Кариму Масимову и президенту Нурсултану Назарбаеву с просьбой объявить режим ЧС в ряде регионов страны.
По информации РОО "Союз фермеров Казахстана", приведенной в обращении, "небывалая засуха, охватившая почти все регионы страны, оказала губительное воздействие не только на растениеводческую отрасль, но и создала бескормицу для животноводства. Особенно сильно пострадали от засухи зерносеющие регионы, расположенные в центрально-западной и северной части страны". Ситуация с неурожаем т.г. осложняется тем, что фермеры еще не успели оправиться от последствий засухи 2010 г., а также от падения цен на зерно 2011 г.
Таким образом, эксперты Союза фермеров Казахстана, предрекают в этих регионах финансовый крах для многих аграриев с консервацией, а то и ликвидацией производств. При этом, отмечают в СФК, страховые выплаты, положенные в таких случаях по закону "Об обязательном страховании в растениеводстве", если немного и выправят ситуацию, однако же, не спасут, так как не позволят расплатиться с долгами и подготовиться к следующей посевной.
В сложившейся ситуации единственный выход - государственная поддержка, считают в СФК. При этом господдержка должна быть направлена не только на существующий производственный потенциал хозяйств, но и на "социальную поддержку жителей села".
СФК предлагает объявить пострадавшие регионы "зоной ЧС" и поддержать аграриев из резервов правительства. Причем размеры помощи должны позволить не только выправить ситуацию по нынешнему году, но и качественно подготовиться к посевной следующего года. Кроме того, Союз фермеров Казахстана в своем обращении просит высшее руководство страны и правительство отстрочить на 1 год все платежи по кредитам и лизингу для фермеров, а также выделить из фуражного фонда дополнительные объемы зерна, чтобы "закрыть" потребности отечественного животноводства и птицеводства до урожая 2013 г.
Источник: Kazakhstan Today

www.kazakh-zerno.kz
Казахстан и ВТО: вступать нельзя ждать
Казахстан уже довольно долго проходит процедуры, необходимые для вступления в ВТО. Споры о пользе и вреде вхождения в эту организацию продолжаются все эти годы. Есть веские аргументы и «за», и «против». Так каков же окончательный ответ - хорошо или плохо для Казахстана членство в этой организации? И что несет вступление в ВТО сельскому хозяйству Казахстана?

Выгоды и риски
Как и любое другое начинание, вступление в ВТО имеет свои преимущества, которые видны сразу, и риски, которые становятся заметны уже в процессе, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz». Выгоды не всегда бывают достигнуты, но риски в долгосрочной перспективе срабатывают всегда. Это относится не только к ВТО, но и к любому другому бизнесу или процессу.
Выгоды
Экспорт. Безусловно, развивать торговлю необходимо. Особенно важны внешние рынки для лидирующих в данной конкретной стране отраслей и компаний - емкость внутреннего рынка, все-таки, конечна. Экспортные поставки позволяют сильным компаниям дальше наращивать свои конкурентные преимущества и пользоваться ими, а также подтягивать смежные отрасли и предприятия, образуя кластеры - так называемый мультипликативный эффект.
Наиболее полно выгоды ВТО используют те компании и страны, которым, образно говоря, есть, что продавать целому миру.
Импорт.
Устранение или снижение таможенных, тарифных, валютных и других барьеров «на входе» в страну ведет к удешевлению импорта, а значит, к росту внутреннего потребления - то есть уровня жизни в современном его понимании. Иметь полмира в любом магазине за полцены - мечта потребителя.

Риски
Риски, как это часто бывает, являются продолжением выгод, их оборотной стороной.
Открывая мир для себя, мы должны и сами раскрыться миру. Представьте себе - индустриальные гиганты самых разнообразных отраслей со всего мира идут к нам в гости, не сдерживаемые ничем. Они доказали превосходство в качестве по всему миру, у них ниже себестоимость, миллионные рекламные и маркетинговые бюджеты, они в состоянии продавать «в ноль» или даже себе в убыток годами  - и против них местные товаропроизводители. Местные товары, может быть, не наилучшего качества, не в такой яркой упаковке, не с такими изысканными ароматами, но местные - создающие местным жителям рабочие места, платящие налоги в местный бюджет.
Если они, пусть даже не разорятся, а просто станут медленнее развиваться, что будет с их работниками, клиентами, поставщиками, местным бюджетом, наконец? Производство даже самого простого продукта в итоге создает целую цепочку партнеров - это те самые кластеры, о создании которых мы говорим так много лет. Если кластер больше не работает, а все его участники больше не получают свои доходы (читай - деньги), то кто будет покупать импортные товары, даже задешево? Вопрос далеко не праздный.
Украина, например, очень рассчитывала на поставки своей стали на западные рынки, но в итоге не может продать даже те квоты, которые были согласованы с торговыми партнерами. Болгария и Венгрия, плодоовощная продукция которых исторически была выше всяких похвал, в итоге полностью утратили эти отрасли и заполонены германскими, испанскими, французскими - и так далее - овощами и фруктами. И список таких примеров можно продолжать. То есть существуют риски для «домашних» производителей товаров и услуг.
Устранение тарифных и других барьеров может привести к практическому отказу от регулирования экспорта и снижению доходов в бюджет. Еще один скрытый эффект и следствие членства в любой международной организации - фактическая передача части своих суверенных полномочий «наверх», международному регулятору, интересы которого могут не совпадать с интересами конкретной страны-участницы. Живой пример этого - бесконечные разногласия внутри Евросоюза.
Устранение регулирования потока импортных товаров, с другой стороны, может привести к утере контроля над импортом, и препятствовать развитию отечественного производства.
Еще одна уступка, которая ожидается от новобранцев в ВТО, - согласие на прямые операции зарубежных финансовых институтов - банков, пенсионных фондов, инвестиционных и страховых компаний, без регистрации филиалов. Такой шаг означал бы не только неполучение налогов с этих учреждений, но и добровольную передачу денежных потоков своей страны в ведение зарубежных компаний, и сужение финансирования для отечественных предпринимателей. Кроме того, появляется рычаг манипулирования экономикой извне через финансирование, а это уже вопрос политический.
Согласно тезису о международном разделении труда, каждая страна производит то, в чем она лучшая. А остальное импортирует. При недостаточной населенности Казахстана этот тезис выглядит заманчивым. Хорошо быть лидером по ограниченному количеству наименований, и кормиться за их счет. Но тогда мы станем еще более зависимыми от отраслей-лидеров. Любой кризис в этих отраслях будет бить по всей экономике и стране, как это бывает, например, при снижении цен на нефть.
И таких тонкостей много. Часть из них известна уже сейчас, и, вероятно, успешно решается казахстанскими переговорщиками. Часть откроется уже по факту вступления в ВТО, но задумываться над этим всем необходимо уже сейчас. Например, крупные участники фактически нарушают правила организации. Широко применяются нетарифные, валютные и другие манипуляции (с квотами, сроками, качеством). Фактически, ВТО выгодна лишь тем, кому есть, что продавать по всему миру - то есть крупнейшим игрокам, и ведет к дальнейшему неравенству среди торговых партнеров.  Хотя, с какой стороны посмотреть. Ведь принятие решения о вступлении - ответственность самих вступающих.

Да или нет?
На текущий момент более 90% мировой торговли ведется между членами ВТО, а все крупные торговые партнеры Казахстана уже состоят в ней. Поэтому, вопрос «быть или не быть» решается сам собой.
Кроме того, только в процессе конкуренции, постоянной необходимости становиться лучше, развиваться, возможен прогресс.
Но вхождение «в ряды» не должно быть поспешным шагом, после которого мы будем стремиться назад, и критиковать ВТО. Если что-то не устраивает нашу страну, гораздо логичнее предъявлять все претензии сейчас, «до брака» и торговаться «на берегу», как это делал Китай. Уже в середине 80-х годов там была развернута 15-летняя (!) программа подготовки к членству в ВТО. Инвестиции в инфраструктуру, образовательные программы, реформы законодательства, разработка компенсационных механизмов, множество других мероприятий - были проведены для более мягкого вхождения в условия экономических «боев без правил». Насколько проект удался, можно судить по снижению количества анекдотов о китайцах. Анекдоты анекдотами, но это отличный пример осознания ответственности за принимаемые шаги.
Очень хочется верить, что наши переговорщики защитят интересы нашей страны не хуже наших олимпийцев.

Есть ли альтернативы?
Теоретически можно постараться развивать все отрасли экономики самостоятельно. Но время натурального хозяйства прошло. По разным оценкам, чтобы производить у себя все товары, нужно иметь внутренний рынок сбыта (население) не менее полумиллиарда плюс экспортные рынки, сейчас это себе могут позволить только КНР, Индия, с натяжкой - Евросоюз и США. У Казахстана - ограничение по населению, самодостаточными мы быть не можем. Остается концепция международного разделения труда - то есть ВТО или подобные ей интеграционные проекты.
Притом, что сейчас 87% мировой торговли составляют товары и услуги, Казахстан просто не может воспользоваться предполагаемыми выгодами членства в ВТО за неимением потребительских товаров или высокотехнологичной продукции на экспорт. А сырье у нас и так купят. Хуже того, сейчас Евросоюз настаивает на отмене экспортной пошлины на нефть, нашим переговорщикам теперь приходится лавировать. Хотя мы могли эту проблему вообще не иметь. Если же уступка будет сделана, то республиканский бюджет будет хронически не дополучать энную сумму, следствием чему может быть сокращение бюджетных программ и госзаказа, а это автоматически ведет к нарастанию социальной напряженности.
Создание крупных организаций по любому вопросу выгодно таким игрокам как США и Европа. А небольшим участникам легче работать через двусторонние соглашения. Китай, несмотря на всю свою мощь, до сих пор работает на двусторонней основе почти со всем миром. Это обеспечивает более оперативное и контролируемое решение всех вопросов и более полное  удовлетворение взаимных интересов.

ВТО и Таможенный союз
Хотя правила ВТО запрещают создавать таможенные союзы и объединения внутри своей структуры, в ней существуют до 12 таких союзов. Это, как и многие другие нарушения правил ВТО снижают эффективность ее работы, принося пользу в основном нарушителям. Так совпадает, что нарушителями чаще оказываются крупные игроки. Но раз уж есть возможность, почему бы и нам не пользоваться лазейками в правилах?
Учитывая тесные связи Казахстана с Россией, логично было бы развивать ТС - альянс, больше учитывающий интересы РК и на который Казахстан реально может влиять. Статус РК в ТС, особенно, после вступления туда новых стран, будет выше, чем в ВТО, где нет возможности влиять на принятие решений. Иллюстрация - уже сейчас Беларусь как член ТС оказывает давление на Кыргызстан по некоторым вопросам, используя в качестве рычага интерес последнего к Таможенному союзу.

ВТО и Казахстан
Много ли у нас в стране производств сильных настолько, что для их развития необходимы экспортные рынки? Что-то можно назвать, не задумываясь. Нефть, газ, уран, другие ископаемые ресурсы. Зерно. Что еще? Автомобили? Локомотивы? Телевизоры? Компьютеры?

Могут пострадать сборочные производства автомобилей. Если различные пошлины и сборы будут отменены, то исчезнет причина, по которой все это здесь затевалось - снижение себестоимости. Тогда производителю прямой резон вернуть рабочие места к себе на родину. Может еще остаться разница в размере заработной платы, но и ее будут менять в пользу головной компании, то есть - снижать. То же относится к заводам по сборке локомотивов, тем более что локализация там еще невелика.
Тем не менее, есть положительные примеры, когда страны с небольшим населением, благодаря допуску на международные рынки, преуспели. Дания, Финляндия, Швеция, Южная Корея имеют по одному - пять всемирно известных брендов, и тянут за их счет всю остальную экономику. Да и социальные расходы у них на высоте. Пример таких малонаселенных стран особенно близок Казахстану. Вероятно, это и есть наш натуральный путь развития, особенно, учитывая быстрое истощение всех видов ископаемых ресурсов в Казахстане (кроме каменного угля и железной руды). Что, за исключением сырья, мы можем предложить миру в качестве полноценной, международно признаваемой торговой марки? В разное время выдвигались разные идеи -  туризм, интеллектуальные проекты, региональный финансовый центр Алматы (РФЦА), хлопковый кластер и так далее. Вопрос в том, чтобы проекты эти доходили до стадии зрелости, и, как критерий, имели рыночную ценность. Тогда и у нас будет шанс не оказаться среди обиженных и критикующих ВТО.

ВТО и сельское хозяйство Казахстана
Перспективы. В Казахстане есть потенциально сильные бренды, которые можно было бы развивать до международного уровня. Для этого требуется много времени и точной рутинной работы. Не буду называть конкретных наименований - маркетинг этих торговых марок уже несколько лет ведется на должном уровне, в самых разных отраслях. Это и есть потенциальные лидеры, ради развития которых Казахстану стоит идти «в люди».
К этому необходима постоянная работа представителей Казахстана в ВТО над каждым документом и соглашением. Конкуренция никуда не делась, она просто переместилась на более тонкие, бюрократические и интеллектуальные уровни.

Риски.
Риски - те же, что и для всей остальной экономики. Если по правилам - то придется регулировать (чаще уменьшать) субсидии. Если уменьшать субсидии, то повышается себестоимость. Если повышается себестоимость, продукция фермеров становится неконкурентоспособной. Новозеландская баранина и молочные продукты, аргентинская говядина, турецкие томаты и тьма - тьмущая привычных продуктов будут поступать по гораздо более приятным потребителям ценам. Но отечественная продукция будет уже неконкурентоспособна.
Субсидировать, повторюсь, можно будет только в установленных пределах - сами просились, никто не заставлял. Значит, будем придумывать другие названия для субсидий и сборов с импорта? В России, например, вместо ввозных пошлин на автомобили появился сбор на утилизацию. И автозаводы защитили, и правила, вроде бы, не нарушили, и в ВТО вступили.
Между тем, будущие партнеры по ВТО дотируют свое сельское хозяйство очень даже существенно. Евросоюз на 23%, Турция - 34%, Япония - 47%, Корея - уже 52%, Исландия - 53%, Швейцария - 58%, а Норвегия и вовсе на 61%. Какой должна быть наша позиция? Я не знаю. Надеюсь, что знают те, кто отстаивает интересы Казахстана на переговорах с будущими партнерами.
Впрочем, некоторые оценки можно делать и без специальных методик.  Казахстан, в отличие от всех только что перечисленных стран, не имеет выхода к морю, а значит, ограничен в возможности самостоятельно вести  международную торговлю. В цене любого экспортного и импортного продукта у нас существенную долю занимает транзит. Значит, вопреки правилам ВТО, казахстанским фермерам необходимы либо транспортные, либо экспортные дотации. Это очень важный вопрос, из-за которого мы каждый год вынуждены ориентироваться на транзитные страны. И компромисс здесь вряд ли возможен. В той или иной форме, но с этой стороны наши фермеры нуждаются в защите от завышенных цен на технику, запчасти, химикаты, удобрения и так далее.
Климат у нас также является неблагоприятным фактором для сельского хозяйства. Обратите внимание, в двух странах с похожим на нас климатом - Норвегии и Исландии - наилучшие условия по господдержке. Вот и еще ориентир для совокупного размера дотаций.
По остальным аспектам развитости сельского хозяйства, скорее всего, мы тоже не блещем. А значит, для равноценной конкуренции госпомощь казахстанским фермерам никак не должна быть меньше, чем у перечисленных стран.
Сельское хозяйство Казахстана уязвимо во многих отношениях, и все эти затруднения необходимо предъявлять во время переговорного процесса - субсидирование топлива, закупа техники, кредитов - список можно продолжать долго. Другое дело, что не все они будут восприняты партнерами по переговорам как заслуживающие внимания. Скорее, как внутренние проблемы нашего государства. Возможно, здесь стоит пойти другим путем - обговаривать не каждый вид дотаций отдельно, а добиться предоставления Казахстану 10-15-летнего переходного периода, в течение которого ограничения будут вступать в силу постепенно, не все сразу, как это сделала Россия.
В настоящее время совокупный размер сельскохозяйственных субсидий там составляет 4,4 миллиарда долларов в год. Согласно достигнутым договоренностям, эта сумма может быть не уменьшена, а увеличена до 9 миллиардов. Затем она каждый год снижается на 900 миллионов, в течение 5 лет достигнув нынешнего уровня. После этого она начинает подчиняться общим правилам.
Еще один пример сочетания правил ВТО и собственных интересов. Пошлины на продукты, ввозимые в пределах квот (близко к нынешним значениям) снижаются сразу, и до оговоренных величин. Это, хотя и бьет по сельхозпроизводителям, но снижает цену для конечного потребителя. Но удар этот однократный - как прививка - потому что пошлины на продукцию, ввозимую свыше оговоренных квот, остаются прежними, что «прикрывает» российских производителей. То есть импорт не может нарасти мгновенно, у фермеров и агрофирм есть время для перестройки.
Меры поддержки по правилам ВТО подразделяются на три вида: ограничивающие производство, нерегулируемые (потому что напрямую не влияют на ценообразование) и регулируемые (которые влияют). Первая группа мер («корзина») пока что неприменима к Казахстану и России. По третьей группе у каждой страны есть свой лимит, а по второй - никаких ограничений нет. Вот такими мерами и можно повышать конкурентоспособность своего сельского хозяйства, когда исчерпаны все средства третьей «корзины». Среди них снижение НДС (в России - до 10%) и других налогов для аграриев, страхование рисков, закуп сельхозпродукции в госрезерв, раздача пайка продуктов малоимущим.
Интересен опыт США по применению «прямых выплат». Там без привязки к каким-либо условиям раз в год выплачивается разовое пособие либо на единицу площади (гектар), либо на члена фермерской семьи. На что использовать эту сумму, фермер уже решает сам. Все очень гибко: отчитываться по использованию полученной суммы фермер не обязан. Не очень понятно, может ли такая мера появиться в Казахстане, но знать о ней полезно.
С устранением всех торговых барьеров желание защититься от импорта не исчезает, оно просто приобретает более тонкие формы. Страны Евросоюза мастерски используют нетарифные методы защиты своего рынка - нормы санитарии, стандарты качества, сроки подачи документов, и другие бюрократические уловки. Россия также совсем еще недавно использовала санитарные нормы против грузинских и молдавских вин, белорусских молочных изделий. Надо и нам в этих тонкостях разбираться.
Вопросы очень серьезные. Решение всех этих деталей отразятся почти на четверти казахстанцев (26,5% населения), которые живут на селе и выдают продукции более, чем на миллиард долларов ежегодно - это около 5% казахстанской экономики . В прошлом году размер субсидий составил 50 миллиардов тенге. Получается, что продукция сельчан дотируется примерно на треть, 33,3%, это в полтора-два раза меньше, чем у развитых стран, и при более слабых начальных условиях.
С другой стороны, это не означает необходимости немедленно наращивать субсидии. Есть много нерешенных вопросов «внутри» казахстанского агробизнеса, которые одновременно являются потенциалом для роста. В дырявое корыто воду не льют - работа наших переговорщиков на международном уровне должна сопровождаться усовершенствованием условий работы агробизнеса внутри страны.
----------------------------------------------   
Ведущий рассылки: Ринат Мустаев
Hellmann Poultry GmbH
сот.: 8 912 88 33634
Email:   hellmann@yandex.ru 
Дополнительная информация: http://ptizevod.narod.ru
Копирование рассылки приветствуется, с указанием ссылки: «Птицеводческий сайт» http://ptizevod.narod.ru


В избранное