Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.


Hellmann Poultry GmbH – немецкий производитель клеточного оборудования
для содержания кур-несушек, родительского стада и выращивания молодняка.

Рассылка:
- Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы. –

Здравствуйте уважаемые подписчики!
Выпуск 217 (1663) 07.12.07
www.agronews.ru
Что мешает «взлететь» отечественной птице.
Пресловутый импорт - не единственная причина, сдерживающая развитие отечественного рынка мяса птицы и яиц. Это стало известно на прошедшем в Москве заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу.

Как считает Галина Бобылева, генеральный директор Росптицесоюза, вопросы развития птицеводства затрагивают общую проблему удовлетворения потребностей населения в продуктах животноводства за счет собственного производства, как основы продовольственной безопасности страны. Из общего потребления в расчете на душу населения мяса всех видов по предварительным расчетам 58,4 кг, мясо птицы составляет 21,7 кг или 38%, в том числе отечественного производства соответственно 39,7 и 13 кг или 33%.
Белковая часть птицеводческой продукции в балансе производства животных белков составляет более 40%.

Снизить остроту в обеспечении населения продукцией животноводства в наиболее короткий срок возможно за счет увеличения производства в нашей стране яиц и мяса птицы, благодаря внедрению интенсивных методов и соответственно существенно низким ценам, - считает Г. Бобылева. Сегодня средняя потребительская цена на мясо птицы на 38% ниже, чем на говядину и на 40% ниже, чем на свинину (говядина - 137,92 руб/кг, свинина - 147,15 руб/кг, мясо птицы - 86,18 руб/кг).

Тем не менее, ситуация в отрасли не совсем пессимистичная. Сочетание инвестиционной политики и процесса производства с учетом всех организационных особенностей позволило птицеводческим предприятиям обеспечить с 1998 года динамичный рост производства продукции, рассказала генеральный директор Росптицесоюза.

Прирост производства мяса птицы за этот период составил 1220 тыс. т (1997 г. - 630 тыс. т, 2007 г. оценка - 1850 тыс. т) и позволил не только достичь, но и превысить уровень 1990 г. Птицеводство России является единственной отраслью в агропромышленном комплексе, которая смогла в короткие сроки практически утроить объемы производства. Среднегодовой прирост мяса птицы составляет 19,4%.

Прирост производства яиц за период стабилизации составил 6,3 млрд штук (1997 г. - 32,2 млрд штук, 2007 г. оценка - 38,5 млрд штук). Среднегодовой прирост яиц 2-3%.

По мнению Г. Бобылевой, в целом в отечественном птицеводстве необходимо решить три основные проблемы.

В первую очередь это вопрос экономической доступности продовольствия (т. е. финансовая возможность приобрести продукцию). Эту возможность должно обеспечить государство. А в России, по словам Г. Бобылевой, вот уже более 15 лет эту проблему решает производитель. Отсутствие государственного регулирования цен на используемые ресурсы, привело к тому, что цены на потребляемые ресурсы растут гораздо быстрее, чем на реализуемую продукцию. В частности, рост цен на зерно в текущем году, что повлекло повышение стоимости кормов и соответственно готовой продукции.

Во II полугодии 2007 г. рост стоимости комбикормов составил 62%, себестоимость, как минимум вырастет на 30%, а отпускная цена мяса птицы выросла на 7%. Низкие закупочные цены не обеспечивают финансовой наполняемости бюджетов предприятий. Снижение рентабельности составит 70%. В птицеводстве каждые 10% удорожания кормов (учитывая, что в себестоимости затраты на корма составляют более 70%), обеспечивают рост себестоимости на 7-7,5%. В тоже время контрактная цена импортной продукции осталась на прежнем уровне. Это в очередной раз усугубляет положение отечественных производителей на рынке.

С момента стабилизации производства птицеводческой продукции птицеводческие предприятия практически утроили объем производства мяса птицы, притом, что импорт остается на прежнем уровне. А в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и правительством США о торговле некоторыми видами мяса птицы, говядины и свинины, было предусмотрено ежегодное с 2005 г. до 2009 г. увеличение объема квоты на 40 тыс. т.
В результате насыщения рынка птицеводческой продукцией, как за счет увеличения отечественного производства, так и поставок его по импорту, в условиях слабо растущего потребительского спроса и большого объема (более 40%) импорта по демпинговым ценам, производители сталкиваются с проблемой сбыта продукции. Учитывая при этом, что более 40% продукции, проступающей по импорту, имеют возможность предложить организациям торговли по более низким ценам.

Рынок отечественной продукции не может проявить должной активности. Поставки мяса птицы по импорту на российский рынок позиционируются как социальная защита низкооплачиваемого населения, но на самом деле это только обеспечение сверхприбыли импортерам и сферы торговли, а для потребителя, несмотря на колоссальную разницу в качестве, разницы в ценах практически не существует.

Нельзя забывать и о качестве продукции. Выход нежирного бескостного мяса из отечественной тушки составляет 72%, а из четвертины, поступающей по импорту - 42%.

По словам Г. Бобылевой, Росптицесоюз получил от Министерства экономического развития и торговли России ответ на аналогичное в их адрес письмо «О ситуации на рынке яиц и мяса птицы», где касательно внесенных предложений по совершенствованию внешне-экономической деятельности сказано, что «Ставки ввозных таможенных пошлин на мясную продукцию на 2008 г. будут установлены с учетом анализа ситуации на внутреннем рынке данной продукции в 2007 г.

Также в нем сообщалось, что значительное повышение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении мясной продукции в текущей ситуации на рынке экономически нецелесообразно, так как, в настоящее время объемы производства российской мясной продукции не удовлетворяют потребность внутреннего рынка, а объем тарифной квоты существенно ниже, чем разница между объемом потребления и объемом отечественного производства.

Таким образом, по мнению МЭРТ РФ, отечественному производству оказывается адекватный уровень защиты для его успешного развития, сказала Г. Бобылева, но нельзя здесь использовать общий подход, рынок мяса птицы развивается более высокими темпами, используя технологические особенности. Альтернативным вариантом могло бы стать компенсационное расследование по заявлению российских производителей птицеводческой продукции и введение по его результатам компенсационной пошлины в отношении импорта.

В этой связи Росптицесоюз подготовил и направил в МЭРТ РФ Заявление на проведение расследования, предшествующего введению компенсационной меры по отношению к импорту «Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлажденные или мороженые» домашней птицы вида Gallus domesticus - код 207 ТН ВЭД СНГ, в котором в плане совершенствования внешнеэкономической деятельности предложено:
- ввести компенсационную пошлину в размере, превышающей ставку действующей таможенной пошлины (25%, но не менее 0,2 евро/кг) в 4 раза;
- обеспечить формирование квоты на импорт мяса птицы, исходя из ежегодного баланса производства и потребления.

Что касается производства яиц, то спрос населения в натуральном яйце полностью удовлетворяется за счет внутреннего производства, однако спрос пищеперерабатывающей промышленности в яйцепродуктах все больше удовлетворяется за счет импорта.

Существует и проблема реализации продукции через торговые предприятия (сетевые магазины), отметила Г. Бобылева. Удельный вес реализации продукции через посредников составляет более 50%, уровень снабженческо-сбытовых торговых надбавок (разница между ценой предприятий и потребительской ценой) составляет 35-50%. Таким образом, действующие условия реализации через сетевые магазины становятся фактором повышения цен на продовольствие, что создает условия для роста зависимости от импорта продовольствия. Способом снижения издержек по продвижению продукции для производителей является развитие своей сети магазинов фирменной торговли, но здесь возникает вопрос платы за аренду.

Имеющаяся информация у Росптицесоюза о порядке и условиях заключения договоров между производителями (поставщиками продовольственных товаров) и торговыми организациями позволяют судить о навязывании контрагентами невыгодных ценовых и других условий закупки и продвижения товаров конечным потребителям, сходство многих положений договоров розничных сетей с предприятиями-производителями, включая разные «бонусные» платежи, в т.ч. входной, отсрочка платежей до 40 и более дней, свидетельствует о наличии согласованных действий, направленных на снижение закупочных цен и повышение цен на услуги розничных компаний.

Основным действием в данном направлении представляется разработка специального Федерального закона, который определил бы основные принципы политики государства в данном секторе потребительского рынка и его реализацию.

Одной из мер, которая могла бы стабилизировать разницу между ценой производителя и потребительской ценой может стать введение фиксированной торговой наценки (не выше 15%) на продукты первой необходимости, что позволит часть сверхприбыли торговых организаций направить в казну предприятия и потребителя.

Введение фиксированной торговой наценки на яйцо (15%) позволит снизить потребительскую цену на 24%, на мясо птицы - на 13%. В данной ситуации смягчить скачек цен, а значит не допустить сокращения спроса и создать благоприятную ситуацию для роста и развития птицеводческой отрасли, - считает Г. Бобылева.
--------------------------
Ведущий рассылки: Ринат Мустаев
Тел./факс:   (342) 26 333 69
E-mail:         hellmann@yandex.ru 
Дополнительная информация: http://ptizevod.narod.ru
Копирование рассылки с высказыванием автора рассылки приветствуется, с указанием на сайт рассылки  Птицеводство. Сельское хозяйство. Информационные материалы.


В избранное