Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Профессионально о стратегических коммуникациях" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новости журнала "Бизнес в промышленности"
Здравствуйте, уважаемые подписчики! Сегодня в рассылке: ВЕСТИ С ПОЛЕЙ НАМ КОФЕ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ. И БУДЕТ ПОМОГАТЬ ЕСТЬ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ! НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОКОПЕРЕРАБОТКИ (Статьи печатаются в 8-м номере журнала "Бизнес в промышленности. Переработка пищевой продукции") ====================================================================== ВЕСТИ С ПОЛЕЙ На 14 августа установлен объем сбора зерна с/х предприятиями, площадь обмолота и урожайность. Подписчикам журнала эта информация предоставляется бесплатно. Предоставлено Центром "СовЭкон", www.sovecon.ru ======================================================================= НАМ КОФЕ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ. И БУДЕТ ПОМОГАТЬ Мировые экспортные цены на кофе падают. По сообщениям информационных агентств, с начала года цены упали в среднем на 25%, и этот процесс продолжается. Mировое производство кофе, по данным ICO (International Coffee Organization), стабильно увеличивается ежегодно на 2,5% при росте потребления лишь 1,6%. Понятно, что при таком состоянии дел кризис перепроизводства неминуем. В то же время основные страны-экспортеры не могут договориться о регулировании рынка, как это делают, например, экспортеры нефти. Принимаемые ими меры по сокращению экспорта (несколько латиноамериканских стран договорились об уничтожении значительного запаса кофе), по оценкам экспертов, могут временно поднять цены не более чем на 5%. Однако ключевым вопросом рынка кофе является не столько баланс производства и потребления, сколько текущие товарные запасы основных производителей. Сегодня их хватает для поддержания необходимого объема поставок на полтора-два года, поэтому начала роста цен можно ожидать, только если запасы уменьшатся хотя бы вдвое. При этом потребительская цена на кофе не падает и, скорее всего, падать не будет. Это означает уменьшение доходов фермеров, выращивающих кофе, в пользу переработчиков. Это верно и для России, доля которой пока составляет лишь 1% от общемирового потребления. При этом потенциал российского рынка кофе огромен. Сегодня средний россиянин потребляет 300 г кофе в год, в то время как американец - 4 кг, а скандинав - 10 кг. Для стимулирования потребления кофе в России прилагаются беспрецедентные рекламные усилия (о чем-либо подобном давно и тщетно мечтают мороженщики): ICO проводит ряд рекламных акций, включая многочисленные дегустации и фестиваль кофе, с общим бюджетом $1,2 млн. Отметим, что при этом продвигается не отдельная марка, а продукт как таковой. "Не всегда реклама марок сказывается на увеличении продаж, к потребителям надо подходить с другой стороны. Когда люди научатся узнавать аромат кофе, отдача может быть гораздо выше", - полагает директор по промоушн-проектам ICO Майкл Хит. Реклама товара как такового, а не торговой марки - обычное явление в мировой практике, рекламные бюджеты подобных кампаний составляют в США до 5% от всего рекламного рынка, в то время как в России подобные акции пока единичны. Из наиболее известных можно назвать, пожалуй, начатую недавно акцию по продвижению алюминиевой банки. Кстати, первые результаты весьма обнадеживают организаторов: продажи пива в алюминиевой банке увеличились на 40%, в то время как рынок за тот же период вырос на 22%. Все эти акции вкупе с прямыми рекламными вложениями производителей кофе, а это около 20 млн в год, должны привести к заметному росту потребления кофе уже в ближайшее время. Изменится и структура рынка. Если сегодня, по разным оценкам, доля растворимого кофе и кофейных напитков составляет 50-80%, то, поскольку рост этого сегмента прекратился (см. БП 701), в дальнейшем она должна существенно уменьшиться. Этому способствуют, во-первых, рост доходов населения и культуры потребления и, во-вторых, пусть медленно, но уменьшается количество подделок и продуктов, мимикрирующих под кофе. Должен внести свою лепту и новый ГОСТ, разработка которого сейчас ведется. Наличие на рынке относительного небольшого числа брэндов, каждый из которых имеет широкий ареал проникновения, свидетельствует о высокой относительно других продовольственных рынков России степени зрелости рынка кофе. В этих условиях потребителю должен быть предложен широкий ассортимент продуктов, в том числе и элитного качества. Одновременно качество стандартизованных продуктов и услуг, если говорить о кофейнях как одной из форм продажи кофе, должно приближаться к уровню, ранее считавшемуся элитным. Учитывая весьма высокую и в перспективе стабильную рентабельность переработки кофе (для кофеен этот показатель может достигать 800%), можно ожидать появления сети кофеен с относительно недорогим, но высококачественным кофе. Этот процесс уже начался. В качестве примера можно привести растущие сети "Кофе Хаус" в Москве и "Идеальная чашка" в Петербурге, однако успех подобных начинаний в регионах может быть значительно большим, да и в столицах ниша еще достаточно свободна. Материалы рубрики подготовлены консалтинговым центром "Уникон", тел. (095) 921-7132, доб. 113, e-mail: cimt@bitex.ru ======================================================================== ЕСТЬ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ! НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОКОПЕРЕРАБОТКИ Уходит "сезон большого молока". Анализ состояния отрасли принято делать глубокой осенью. Но уже сегодня специалисты, работающие в области обеспечения отрасли перерабатывающим оборудованием, говорят о том, что, несмотря на известные сложности и отсутствие ощутимых взлетов, ситуация в молочной отрасли стабилизировалась и можно говорить о намечающихся путях ее развития. С вопросом о том, каким видится развитие отрасли, мы обратились к директору московской фирмы "Колакс-М" Борису Парфенову. - Борис Григорьевич, ваша фирма много лет производит молокоперерабатывающие контейнерные цеха "МОЛОКОНТ", адресованные прежде всего молокопереработчикам российской глубинки. Вы постоянно общаетесь с ними (насколько мне известно, спрос на "МОЛОКОНТы" постоянный), а значит, многое знаете. Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию в отрасли? - Сегодня как никогда все составляющие отрасли (производители молока, переработчики, реализаторы готовых продуктов) тесно связаны между собой. Это единение обусловлено и общими проблемами, и решением тех или иных ситуаций, и перспективой развития. Все составляющие отрасли нуждаются в финансовом обеспечении своей деятельности. По законам рынка эту деятельность должен обеспечить потребитель. Главный потребитель - население, оно в основном оплачивает содержание отрасли. Средства, которые получает отрасль, распределяются, по моим подсчетам, таким образом: 40-50% получает переработчик, около 30% получает реализатор готовой продукции и лишь малость приходится на долю производителя молока - около 20%. Получаемые им средства зачастую не компенсируют затраты на производство молока, особенно страдают малые и средние производства. - Но мы уже живем в рынке, и если затраты на производство не окупаются, нет смысла производить. - Вот-вот, так и происходит: хозяйства или приказывают долго жить, или перепрофилируются, молочное поголовье - под нож. Заводы переходят на сухое импортное молоко. Исчезает натуральный целебный биологический продукт… - Но слова "государственные дотации" постепенно исчезают из нашего обихода. Каков же выход? -А выход диктует сама рыночная экономика. Он - в перераспределении средств, получаемых за молочную продукцию. Выход заключается в том, чтобы производители молока сами его и перерабатывали. Сегодня гигантские молочные стада ушли в прошлое. Их вырезали, огромный урон нанесен отечественному животноводству в годы перестройки. Но процесс стремительного уменьшения поголовья остановлен, хотя на восстановление нужны не годы, а десятилетия, и мы не можем, как в фантастическом фильме, в одночасье их перешагнуть. Где-то сельхозкооперативы уже понемногу восстанавливают стада, но это объективно медленный процесс. Значит, на ближайшую перспективу основной производитель молока - малые и средние сельхозпредприятия, частники, фермеры. И если они от продажи сырья перейдут к производству готовых продуктов, это поднимет и их хозяйства, и отрасль в целом. - Почему же тогда мы не видим массового перехода молокопроизводителей к производству молочных продуктов? -Да потому что все инициативы наталкиваются на вал проблем. И главнейшая, на мой взгляд, проблема заключается в уязвимости такого производства. На сегодняшний день отсутствует технологическая и правовая документация, касающаяся производства молочных продуктов на малых и средних предприятиях, нет соответствующих правил санитарии и гигиены, нет нормативных актов, определяющих саму возможность возникновения такого производства. - Но они же все-таки возникают. - Этот процесс не остановить, малые и средние молокоперерабатывающие производства нужны объективно. А создают их по аналогии с крупными предприятиями, хотя, безусловно, это по сути разные производства. Специфика и организации, и функционирования у них разная. Есть фирмы, специализирующиеся на создании малых и средних производств "под ключ", опять же по подобию крупных заводов. Это достаточно дорогое удовольствие, включающее проектирование, строительство здания, подбор оборудования (часто на разных предприятиях), его подгонку, монтаж, разработку и согласование технологической и правовой документации и многое другое. Некоторые предприниматели из-за дороговизны такого проекта сами принимаются за создание цеха или завода, подбирают готовое здание, закупают отдельные виды оборудования, сами его монтируют, находят подходящие технологии, согласовывают документацию. Мой многолетний опыт общения с предпринимателями говорит о том, что именно такие "самостийные" производства терпят наибольшие убытки, их чаще других закрывают СЭС, технадзор и т.д. - Получается заколдованный круг: профессиональный проект создания молокоперерабатывающего цеха, завода требует больших денег, а их-то как раз и нет у небольшого молочного хозяйства. А почему здесь не работает лизинговая схема? - Да потому что лизинговые компании, во-первых, предпочитают вкладывать деньги в быстроокупаемые проекты ("утром деньги - вечером стулья"), во-вторых, лизинг - это тот же кредит, требующий серьезных гарантий в виде недвижимости, имущества. А какое у молочной фермы имущество? И, в третьих, проценты по лизинговым договорам таковы, что выгодны они только в очень прибыльных сферах бизнеса, каковой молокопереработка не является. - Значит, выхода для малых предприятий нет? - Один из выходов предлагает фирма "Колакс-М". Мы выпускаем готовые к работе молокоперерабатывающие цеха серии "МОЛОКОНТ" - единственные на рынке оборудования России и СНГ контейнерные цеха, полностью готовые к выпуску молочных экологически чистых продуктов (сливок, сметаны, творога, сыра, пастеризованного молока) производительностью 700-4000 литров молока в сутки. Цеха имеют разработанную ВНИМИ РАСХН технологическую документацию, правовую согласованность с ГСЭН РФ и окупаются менее чем за год. В последнее время наши цеха становятся объектами для инвестиций. Так, ряд крупных фирм, владеющих свободными финансовыми средствами, приобрели "МОЛОКОНТы" для создания в регионах молокоперерабатывающих предприятий замкнутого цикла. Мы не противопоставляем такие производства крупным молочным заводам и не говорим, что контейнерные цеха возродят молочную отрасль. Мы видим в них серьезное решение проблем малого и среднего бизнеса. Это - объективный, диктуемый рынком процесс, что подтверждают наши деловые партнеры и покупатели. Интервью провела Надежда Торопина Тел. "Колакс М": (095) 469-66-96, 469-66-97 ======================================================================== ВНИМАНИЮ КОЛЛЕГ-ЖУРНАЛИСТОВ! Если Вас заинтересовали наши материалы и Вы хотели бы опубликовать что-то из них на страницах Ваших СМИ (бумажных или электронных), то присылайте Ваши запросы. Мы открыты для общения и с удовольствием предоставим Вам необходимые материалы. ======================================================================= О том, что публиковалось в уже вышедших номерах, Вы можете посмотреть тут: http://www.reason.ru/businesvprom/home.htm Архив рассылок находится тут: http://subscribe.ru/archive/food.newsjournal/ Мы готовы ответить на ваши вопросы по телефону (095) 198-72-10 или электронной почте food@icsti.su. Наш подписной индекс 79694 в каталоге Роспечати. ======================================================================= Обращаем ваше внимание на другие наши рассылки: "Маркетинг в пищевой промышленности", http://subscribe.ru/catalog/food.marketing/ "Упаковка для пищевой промышленности", http://subscribe.ru/catalog/food.upak ======================================================================= Советуем обратить внимание на рассылку "Новости пищевой промышленности", http://subscribe.ru/catalog/food.starnews Очень интересная и полезная информация для интересующихся пищевым рынком. Рекомендуем! Ирина Богатырева, mailto:foodmarket@icsti.su
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||