Региональные власти заботятся о качестве продаваемого алкоголя разными способами, но иногда не добросовестными, и даже незаконными. Необоснованно внедряются местные марки качества, квоты на розничную продажу, а экспертиза продукции федеральных брендов порой дает жуткие результаты, которые ставят крест на их продвижении в регионе. Так называемая забота о здоровье населения оборачивается снижением конкуренции на рынке.
Традиции региональных рынков идут еще с купеческих времен, когда во избежание конкуренции в своих «вотчинах» могли обобрать приезжих на таможне, подпортить им товар или распустить о них плохие слухи, – вспоминает историю «Российская газета».
Сегодня мало что изменилось, только слухи теперь называются черным пиаром. По данным полного мониторинга алкогольного рынка России, проведенного юристами Союза производителей алкогольной продукции, в 2007 году в 22 субъектах РФ были зафиксированы проявления того, что профессионалы называют «региональным сепаратизмом». Отмечено, что региональные власти разными способами противодействуют тому, чтобы на их территории реализовывалась неместная алкогольная продукция. Под эгидой заботы о качестве
практикуются необоснованные поборы, ограничение доступа продукции на рынки, прямые коррупционные схемы, мошенничество и шантаж.
Часто поставщикам приходится платить и просто за включения алкоголя с неместной пропиской в какую-либо региональную «информационную базу». Также во многих регионах действует сертификация. Она хоть и «добровольная», но, разумеется, платная, и без нее путь на магазинные полки закрыт. Помимо сертификации, незваных гостей с их бутылками и жестяными банками часто принуждают пройти «добровольную проверку качества и безопасности алкогольной продукции», навязывают им платный комплекс услуг. Такая
проверка иногда заканчивается неприятным сюрпризом. Так, в Чувашии в лаборатории забраковали «Путинку», «Парламент» и ряд вин. В водке обнаружили ацетон, а в вине – диоксид серы. Пока ведутся проверки и перепроверки, в народ пущена молва, и репутация брендов с помощью местных СМИ очень серьезно подмочена.
Примерами региональной «поддержки местных производителей алкоголя» и «заботы о здоровье населения» изобилует вся Россия, приведем только некоторые. Совсем недавно, 5 марта 2008 года, был подписан документ за номером 0771/06/04, согласованный с президентом и правительством Республики Башкортостан, генеральным директором ОАО «Башспирт» и адресованный руководителям предприятий розничной торговли. Он напрямую предписывает продавцам не выставлять ввезенный алкоголь в магазинах на
видное место, а ставить на труднодоступные полки, отдавая приоритет «родным» брендам. В том же Башкортостане действует запрет на ввоз продукции ряда производителей.
В Татарстане «сепаратизм» проявляется минимальной ценой ввезенной водки – 75 руб. за 0,5 литра плюс региональная марка качества – по 1,5 руб. за бутылку. В Пензенской области разрешено ввозить водку от 70 руб. за 0,5 литра, при этом 90% магазинных полок должна занимать местная продукция. В Белгородской области запрещен ввоз водки и коньяка, произведенных на Кавказе. При этом, как правило, никаких правовых актов нет: распоряжения дистрибуторам даются в устном порядке, и отказ от них может
повлечь административные преследования и необоснованные проверки.
«Все вышеуказанные действия являются грубыми нарушениями действующего российского законодательства, требуют скорейшего искоренения и усиления контроля со стороны федеральных органов, а именно ФАС России, ФНС России, Прокуратуры РФ», – считают в юридической службе компании «Исток», качество продукции которой не раз ставилось в регионах под сомнение.
Сторонники регионального сепаратизма противоречат 8 и 74 статьям Конституции РФ, гарантирующими свободное перемещение товаров внутри единого экономического пространства и поддержку конкуренции и не допускающими установления каких-либо препятствий для этого. В законе отмечено, что такие ограничения могут в случае необходимости вводиться только федеральным (но никак не региональным) законом – и уж тем более не ведомственными циркулярами или устными распоряжениями. Противоречит
местное самоуправство и Федеральному закону «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года, в котором права органов госвласти субъектов РФ оговорены достаточно жестко, установление запретов и иные ограничения прав хозяйствующих субъектов запрещены. А в федеральных законах «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (от 2 января 2000 г.) и «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (от 22 ноября 1995 г.) строго регламентирован сам перечень
органов, уполномоченных сертифицировать любую пищевую продукцию, в том числе и алкогольную. Никаких региональных «центров контроля качества», «стандартизации и метрологии» и прочих среди них нет и быть не может по определению.
Региональный сепаратизм не безобиден и для простых потребителей. Прикрытый благими побуждениями, он, в итоге может приводить к снижению конкуренции – а, значит, и к ухудшению качества спиртного. Конечно, всегда можно побороться за правду в суде. Только есть большая вероятность, что и суды на местном уровне будут, вопреки законам, активно поддерживать земляков.
Известная французская компания Pernod Ricard представила на продажу самое дорогое в мире шампанское, цена только одного его ящика из 12 бутылок составляет 50 тыс. евро. Как предполагается, количество счастливчиков, которые смогут приобрести шампанское мар…
С 9 по 11 апреля 2008 года в дни проведения 11-й Международной специализированной выставки «ВИНА И НАПИТКИ. ИНТЕРВИТИС ИНТЕРФРУКТА РОССИЯ» в Краснодаре пройдет вторая Международная научно-практическая конференция по вопросам виноградарства и виноделия «Ви…
В 2007 в штате Орегон, США, произведено рекордное количество вина. Такие высокие результаты наблюдаются здесь уже третий год подряд. Как отмечают эксперты, это, прежде всего, результат благоприятной погоды и растущего спроса на вино из этого региона.
Пивоваренная компания Carlsberg подвела финансовые итоги 2007 года и назвала их достаточно удовлетворительными. Так, чистая выручка компании возросла на 9% и составила 44,8 млрд датских крон. Как ожидают в компании, по результатам 2008 года операционная п…
Экспорт австралийского вина сократился в объеме на 5% до 749 млн литров в период за год, который закончился в феврале 2008 года. В стоимостном выражении поставки снизились на 0,1% до 2,9 млрд австралийских долларов при средней цене за литр 3,86 долл. При …
С 19 по 21 марта в Салониках (Греция) пройдет восьмой Международный винный конкурс. Ассоциация виноградарей Северной Греции и афинская выставка Helexpo Oenos, на которой и будут названы победители в конце марта, являются главными организаторами данного ко…