29.01.2007 - Для выхода из алкогольного кризиса России нужны годы
Комиссия Общественной палаты по формированию здорового образа жизни совместно с «Опорой России» проведет слушанья на тему «Концептуальные подходы к государственной политике по снижению масштабов алкоголизма и реформированию рынка алкоголя». Алкогольное бизнес-сообщество также обещает озвучить свои реформаторские предложения.
Напомним, что полгода назад именно члены Общественной палаты смогли достучаться до главы правительства Михаила Фрадкова, озвучив «алкогольные» проблемыРоссии, возникшие после вступления в силу закона № 102-ФЗ. Открытое письмо за подписью сорока членов организации содержали два главных вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». На последний члены Общественной палаты сразу дали ответ: «Не навреди!», адресовав его тем, кто принимает и претворяет законы в жизнь.
Виновников кризиса они тоже нашли. По мнению членов общественной палаты, виноваты исполнители закона, «которые сделали все, чтобы дискредитировать благую цель разработчиков». Так говорилось в летнем обращении. В нем же приводились факты: новые акцизные марки, которые должны били быть на руках у производителей и дистрибуторов еще первого января, начали выдавать только в марте. Кроме того, возникло множество технических проблем, связанных с запуском ЕГАИС.
Члены палаты особо подчеркивали, что в данном обращении они никоим образом не лоббируют интересы участников алкогольного рынка. Во главу угла члены палаты поставили проблемы потребителей, которые столкнулись с дефицитом качественного алкоголя -летом 2006 полки с вино-водочной продукцией поражали пустотой.
Возможно как раз то, что члены Общественной палаты высказали свою заботу о потребителе, а не об алкогольщиках, позволило их письму к Михаилу Фрадкову не потонуть в сонме обращений, которые посыпались в период кризиса на головы высоких чинов. Обнародование письма вызвало высокий резонанс в прессе, его подхватили, многократно цитировали или перепечатывали полностью. И оно, как помнят многие,возымело свое действие.
Заручившись поддержкой авторитета Общественной палаты, члены Союза участников алкогольного рынка подготовили проект реформирования многострадальной отрасли. Он будет озвучен через две недели на слушаниях, которые проведет комиссия Общественной палаты по формированию здорового образа жизни совместно с«Опорой России».
В обращении СУАР синтезированы озвученные ранее предложения и «алкогольщиков», и чиновников, и общественности. В обращении говорится о необходимости наладить диалог между властью и алкогольным бизнесом России – именно он гарантирует благополучие потребителя. По мнению членов СУАР, «диалог означает стабилизацию положения со спиртным и уменьшение опасности отравиться».
Новая алкогольная политика должна встать на борьбу с алкоголизацией россиян, приучив их пить менее крепкие напитки.В СУАР хорошо понимают, что «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», поэтому уже подсчитали, что внедрение национальной алкогольной политики займет более дести лет - с2008 по 2020 годы.
Для начала, надо разработать кодекс РФ по регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива, на это уйдет как минимум два года, считают в СУАР. Новый кодекс озвучит основные положения для всех игроков рынка, например, правила производства, импорта, экспорта, оптовых и розничных продаж. Более того, для каждого сегмента алкогольного рынка (виноделов, пивоваров и производителей пищевого или не пищевого спирта) предлагается создавать
«свои» федеральные законы.
Не секрет, что создатели концепции не изобрели велосипед – все ее положения уже озвучивались ранее. Прошлогодний закон, опустивший страну в кризис, предполагалконсолидацию и гармонизацию алкогольного рынка. Но, как правильно заметили члены Общественной палаты в своем открытом письме Михаилу Фрадкову, «исполнители закона сделали все, чтобы дискредитировать благую цель разработчиков».
Немецкие пивовары подвели итоги ушедшего года. Итоги эти оказались весьма радужными, причем, во многом благодаря прошедшему в Германии летом Чемпионату Мира по футболу. Футбольные болельщики со всего мира выпили не один миллион пинт пива, увеличив тем самым доход немецкой казны.
Американская группа компаний Fortune Brands, владеющая известными алкогольными брендами (а также производящая стройматериалы, принадлежности для игры в гольф и др.), объявила о росте своей прибыли за четвёртый квартал на 43 %. Причем, доходность компании повысилась именно благодаря продажам алкоголя.
Налоговики планируют провести ревизию на всех предприятиях России, производящих алкогольную продукцию, дабы проверить наличие счетчиков измерения содержания спирта. Но ни дату, ни месяц предстоящей проверки пока не называют.
Straight Up Brands – активно развивающийся компания, специализирующаяся на создании и продвижении популярных алкогольных брендов – объявила сегодня о новом приобретении: покупке компании Rappin Brands. Которая, в свою очередь, также является владельцем нескольких известных брендов спиртных напитков.
Согласно данным компании FEVS's, экспортные продажи французского вина и других видов алкогольной продукции оцениваются в 8 млрд евро. Однако сегодня французский винный экспорт отмечает новый этап своего развития. С тех пор как французы стали осваивать китайский рынок и смогли оценили его потенциал, Китай стал самым крупным экспортным рынком вина для Франции.
Производители Чили предсказывают 15%-й рост своего винного экспорта в 2007 году. Для этого винные компании предпринимают все, на их взгляд, необходимые меры: увеличивают производство вина и продаж более дорогой продукции за границей, а также усиливают позиции для эффективной конкурентной борьбы с соседней Аргентиной.
В Правительство РФ поступила программа государственной антиалкогольной политики, согласно которой к 2010 году в России должна наступить полная госмонополия на алкоголь. Инициатором документа выступила некая Международная академия трезвости в соавторстве с двумя другими общественными организациями.
Министерство агрополитики (МинАП) Украины возобновляет проверки винодельческих заводов для выявления возможного реэкспорта грузинского и молдавского вин в Россию. Об этом заявил представитель Госдепартамента рынков растениеводства, садоводства, виноградарства и виноделия МинАП Сергей Ченуша.
Рассылка подготовлена информационно-аналитическим журналом Alconews.ru - первым деловым изданием алкогольной отрасли России. При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на журнал Alconews.ru обязательна.