16.01.2007 - Водку разлюбили в России, но распробовали на Западе
Сегодня газета «Ведомости» опубликовала на своих страницах цифры, обнародованные компанией Euromonitor, на основании которых делается вывод, что водка утрачивает свой статус русского национального напитка – через пять лет ее продажи в России могут сократиться на 25 %. В свою очередь, The Herald разместил материал, анализирующий причины роста популярности сорокоградусной в Великобритании.
Английский журналист считает, что водка – это один из самых серьезных экспортных продуктов России, а «также излюбленный напиток Джеймса Бонда, который, по общим оценкам, завоевывает мир».
Согласно данным аналитиков алкогольного рынка, продажи водки в Великобритании растут так стремительно, что уже в ближайшие четыре года смогут догнать и перегнать виски. В среднем, объем продаж водки растет более чем на 5,5 % ежегодно. К 2010 году они могут достигнуть 8,4 миллионов кейсов. Эти данные приводятся со ссылкой на International Wine & Spirit Record (IWSR).
Среди причин такого роста популярности русского национального продукта основной называется грамотная рекламная кампания. Еще в начале 1990-х водка стала завоевывать свой рынок сбыта среди молодых англичан. В основу стратегии продвижения легла идея о том, что водка – это отличный компонент для коктейлей (намного лучше, чем джин, например). Потребителю объяснялось, что необязательно этот весьма крепкий напиток употреблять в чистом виде: «простая» водка может быть смешана с фруктовым
соком, коксовым молоком или тоником. Эта идея удачно воплотилась при продвижении таких популярных брендов (alcopops) какSmirnoff Ice и Reef, например.
На рост популярности водки сыграл также тот налет романтизма и мистики, который еще склонны видетьжители Запада во всем, что так или иначе связано с Советским союзом. Нимало помогло в продвижении водки в западных странах и развитие клубной танцевальной культуры, которое неразрывно связано и с развитием коктейльной культуры.
Как резонно замечает автор The Herald, «любой продукт необходимо раскручивать, чтобы он стал «крутым», и водка – не исключение». В качестве примера подобной раскрутки приводится ассоциация с «агентом 007». Мартини с водкой – напиток Бонда, предполагающий наличие смокинга и знакомство с длинноногой красавицей – очень помог продвинуть имидж водки, как напитка изысканного и чистого. Однако его образ тонко изменяется в последнем фильме «Казино Royale» вместе с образом самого героя.
Когда более грубый, чем привыкла аудитория, Бонд заказывает традиционный напиток, ему задают бессмертный вопрос: «Смешанный или взболтанный?»Зрители напрасно ждут классического ответа аристократичного героя. «Какая, к черту, разница!» –раздраженно отвечает он.
Еще одним преимуществом водки на Западе оказался ее состав.Водка благодаря технологии производства не содержит красителей и различных добавок. Вот почему, этот напиток менее всего из всех своих алкогольных собратьев заставляет мучаться нас от похмелья. Кроме того, водка наименее калорийна: всего 55 калорий на 25 мл. Все это и является причиной роста популярности водки как в Англии, так и в других западных странах.
«Мы идем вслед за Россией?» - задается вопросом журналист The Herald. Но его успокаивают российские коллеги из «Ведомостей»: уже нет. «Euromonitor обещает, что продажи национального русского напитка будут ежегодно сокращаться на 3,9-4,9% и по итогам 2011 г. составят порядка 140,5 млн дал (снижение на 20%)», – сообщает издание.
Все более интересным для поставщиков вина становится растущий азиатский рынок. Так, например, в настоящее время объем индийского винного рынка составляет 4,6 миллионов литров. Ожидается, что к 2010 году эта цифра возрастет до 8,3 миллионов литров.
Как оказывается, с проблемой недобросовестной торговли алкоголем сталкиваются не только в России. В список штрафников попала не кто-нибудь, а крупнейшая розничная торговая сеть UK Tesco (Великобритания). Недостаточная бдительность продавцов этой компании при реализации алкоголя подросткам вызвала порицание полиции и общества.
В Австралии для удобства потребителя начато производство необычного вина: пластиковая бутылка содержит также съемный контейнер, который можно использовать в качестве бокала при употреблении напитка. Реализация нового продукта на родине стартует уже в 2007 году.
В последнее время все чаще винодельческие компании различных европейских стран создают союзы с целью совместного продвижения своей продукции за рубежом. Не обошла эта тенденция и чешских производителей вина: о своем объединении заявили виноделы региона Моравия.
В 1920 года в Соединенных Штатах Америки начала действовать 18-я поправка к Конституции. Она лишила поставщиков алкоголя, а также оптовых и розничных торговцев спиртным лицензий на ведение бизнеса. Однако у нововведения нашлось немало противников: поправка так и не была ратифицирована в ряде американских штатов.
Организации, занимающиеся производством и оборотом спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции должны будут получать специальные заключения о соответствии своих производственных и складских помещений экологическим нормам. Ведать выдачей этих документов будет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Рассылка подготовлена информационно-аналитическим журналом Alconews.ru - первым деловым изданием алкогольной отрасли России. При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на журнал Alconews.ru обязательна.