← Декабрь 2005 → | ||||||
3
|
4
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
8
|
9
|
10
|
11
|
||
16
|
17
|
18
|
||||
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.rbc.ru
Открыта:
27-02-2001
Статистика
0 за неделю
Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"Время новостей", 14 декабря, среда
При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.
По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону
(095) 231-23-07
ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ
Концерт в честь мировой революции
Россия пытается прорваться в ряды ВТО под аккомпанемент антиглобалистов
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять: выступать против создания единого мирового порядка гораздо увлекательнее, чем за него. Вчера в Гонконге начала свою работу шестая министерская конференция Всемирной торговой организации (ВТО). И праздник, устроенный в честь этого события антиглобалистами, оказался гораздо красочнее, чем официальная церемония открытия.
Министерская конференция -- высший орган ВТО, собирающийся раз в два года. Именно здесь устанавливаются правила игры, по которым предстоит жить всем странам -- участницам организации. А тем, кто только собирается им стать, как, например, Россия, все равно надо с этими правилами считаться. На министерских конференциях в организацию принимаются и новые члены. В этот раз вступили Саудовская Аравия и Тонга, небольшой остров в Океании. России и Украине, которые так рассчитывали на прием, пока придется подождать.
Россия уже поставила своеобразный рекорд. Она ведет переговоры более десяти лет. Дольше в ВТО прорывались только Китай (15 лет) и Саудовская Аравия (12 лет). Причем Китаю пришлось пойти на большой пакет условий, которые не предъявлялись к другим членам организации. России осталось договориться всего с шестью из 52 стран, с которыми шли переговоры, но дату вступления не может назвать никто. Хотя совсем недавно российские переговорщики осторожно прогнозировали: "Вступим в декабре, в Гонконге". Большие надежды возлагались на нового главу ВТО Паскаля Лами. Ранее он занимал должность еврокомиссара по торговле, и именно с ним Москве удалось подписать протокол об отсутствии разногласий с ЕС. Хотя Евросоюз выдвигал наиболее жесткие требования по отношению к России, пытаясь заставить ее помимо стандартного набора по открытию рынков отказаться от двойного ценообразования на энергоносители (когда внутренние цены в разы меньше мировых) и разрешить строить частные трубопроводы. Правда, у Москвы оставался веский аргумент -- в ее руках была судьба Киотского протокола.
Киотский протокол Россия ратифицировала, с ЕС договорилась. Но надежды на приход г-на Лами к руководству в ВТО пока не оправдались. России до сих пор не удается договориться с одним из столпов ВТО -- Соединенными Штатами. И теперь основные надежды российских переговорщиков в Гонконге, то, ради чего сюда едет министр экономического развития и торговли Герман Греф, связаны с расчетом завершить до конца недели переговоры с американцами. Тогда, уверены в российской делегации, переговоры с оставшимися странами, среди которых Канада, Австралия, Швейцария, Колумбия и Панама, не вызовут больших проблем.
Впрочем, с тревогой говорит источник "Времени новостей" в российской переговорной делегации, "у американцев есть традиция -- завершать переговоры последними". Тогда России предстоит либо кардинально менять свою позицию, обнуляя импортные пошлины на самолеты и разрешая открытие прямых филиалов иностранных банков и страховых компаний (на этом настаивает Вашингтон и категорически возражает Москва), либо настраиваться на долгое ожидание вступления.
Украине еще обиднее. Ради того чтобы успеть присоединиться к ВТО в Гонконге, Киев, как утверждают некоторые эксперты, практически полностью открыл и товарные рынки, и рынки услуг. Однако даже поставив под угрозу национальную промышленность, он не добился благосклонности международной организации.
Впрочем, Россия и Украина не главные герои министерской конференции ВТО. В Гонконг со всего мира съехались 5800 делегатов и 3200 журналистов. Противников международной торговли также собралось немало. Среди лозунгов "Мир не продается" и "ВТО убивает крестьян" слышались призывы защищать права женщин и изменить трудовое законодательство. Антиглобалистов по традиции привлекают любые международные саммиты. Хотя выбор организаторами места проведения этого форума сказался. Европейских лиц было немного. Зато собрались антиглобалисты из Кореи, Индии, Тайваня и Малайзии.
Они расположились в живописном Парке королевы Виктории. Несмотря на огромный плакат, расшифровывавший аббревиатуру ВТО как "всемирную трагическую организацию", само выступление больше походило на пикник с номерами самодеятельности. Группы, одетые в одинаковые маечки с надписями, откуда они приехали, и коротким лозунгом унизительного для ВТО содержания, были окружены толпами журналистов. Малайцы пели народные песни, корейцы били в барабаны. Одна группа построила символическую могилу для ВТО в удивительных на русский взгляд ярких желтых и розовых тонах. Особенно хороша была компания толстяков, одетых в костюмы коров, обнимавших металлические скелеты. Инсталляция означала, что богатым странам свое сельское хозяйство дороже человеческих жизней в развивающихся странах. Ведь именно вопрос регулирования тарифов и субсидий для сельскохозяйственной продукции станет основным на этой встрече. Более того, от его решения зависит без преувеличения будущее всей организации.
Впрочем, ощущение праздника испарилось, когда демонстранты пошли по улицам Гонконга вдоль закрытых из-за них металлическими щитами витрин и начались стычки с полицией. Антиглобалисты пытались пробить полицейские кордоны и бежали промывать глаза от слезоточивого газа под телекамеры. Правда, толпа журналистов в это время редела на глазах. Оставались лишь обладатели касок с надписью "пресса" и огромных стеклянных очков.
В то время как противники ВТО резвились на свежем воздухе, сторонникам пришлось провести три часа в душном зале. Небольшая группа антиглобалистов смогла туда прорваться в момент выступления Паскаля Лами. Но охрана взяла их в кольцо, прижав к задней стенке помещения. И, конечно, нестройные крики двух десятков людей не шли ни в какое сравнение с гигантскими танцующими курицами или пятьюдесятью барабанами, бьющими в такт.
Впрочем, впереди у делегатов столько напряженной работы, что, возможно, им лучше сразу настраиваться на серьезный лад. "Переговоры не завершаются по волшебству. И простых решений не бывает", -- так начал г-н Лами свое выступление перед журналистами. "Но я очень надеюсь, что мы сможем продвинуться на шаг вперед", -- подчеркнул он. Прошлая министерская конференция в Канкуне закончилась провалом, и если в этот раз страны -- участницы ВТО не смогут договориться о единых правилах игры, по престижу организации будет нанесен сокрушительный удар. Как шутят российские переговорщики, "может, нам и не спешить, вдруг все развалится".
Проблема заключается в том, что полторы сотни стран, входящих в ВТО, находятся на разных ступенях развития и, как следствие, исповедуют различные взгляды на пути либерализации мировой торговой системы. Сейчас наиболее болезненным вопросом, ставящим под удар престиж ВТО, стало регулирование сельского хозяйства. Евросоюз не готов согласиться с масштабным сокращением субсидий фермерам, на которые, как известно, идет значительная доля государственных средств. Брюссель в данном вопросе поддерживает так называемая "группа десяти", в которую входят, в частности, Япония, Швейцария, Израиль и Норвегия. Все эти страны являются нетто-импортерами сельхозпродукции. На противоположной стороне выступает "группа двадцати", под предводительством Бразилии. Они требуют полной либерализации аграрного рынка. Их частично поддерживает Америка, заинтересованная в лояльности развивающихся стран. При этом к полному открытию рынка, в чем так заинтересованы развивающиеся страны, у которых сельхозпродукция составляет практически все экспортные статьи, американские фермеры, они же избиратели, тоже явно не готовы. К какому общему знаменателю можно привести столь разные позиции, пока совершенно непонятно.
Впрочем, уверен один из источников "Времени новостей", такого скандала, как два года назад в Канкуне, больше не допустят. "По общему мнению, итоги конференции зависят от решения аграрного вопроса. Однако наиболее вероятным мне представляется принятие некой общей декларации, чтобы потом без лишнего шума продолжить работу за закрытыми дверями", -- сказал он. Для России это ситуация не самая плохая. Есть время посмотреть и подумать, как защитить собственное сельское хозяйство.
Вера СИТНИНА, Гонконг
До победного
"Газпром" не принял компромисса, предложенного Виктором Ющенко
Как и ожидалось, начавшиеся в понедельник в Москве ночные переговоры глав энергетических ведомств России и Украины Виктора Христенко и Ивана Плачкова не принесли результата. Во время встречи министров украинский президент Виктор Ющенко выступил со специальным заявлением, что делегация г-на Плачкова "имеет пакет предложений по организации газового рынка и отношений на нем". "Украина готова рассчитываться за газ исключительно на рыночных началах, однако с постепенным переходным периодом", - отметил он, и добавил, что надеется на "встречный шаг со стороны России". После категорического выступления российского президента Владимира Путина, который выявил все признаки платежеспособности Киева, это выглядело как попытка примириться.
"Встречный шаг" в итоге состоялся, но явно не порадовал Киев. Пресс-служба "Газпрома" вчера распространила сообщение, в котором опять усомнилась в искренности этих заявлений: "Предложения украинской стороны в очередной раз не предусматривают переход на рыночные условия сотрудничества в газовой сфере в ближайшее время, откладывая решение этого принципиального вопроса на неопределенный срок". Более того, "Газпром" официально объявил о создании оперативного штаба, в который вошли сотрудники всех уровней, хоть как-то связанные с транзитом газа через Украину. Для них составлен специальный график дежурств на рабочем месте в новогодние праздники, а также предписано пребывать в "полной боевой готовности" к вызову в офис на ул. Наметкина. Такие же распоряжения изданы и в дочерних компаниях, обеспечивающих доставку газа к границе Украины.
По информации "Времени новостей", Виктор Христенко и Иван Плачков сначала побеседовали "один на один", а через полтора часа переговоры состоялись в расширенном составе. К министрам присоединились участники "экспертных консультаций" со стороны "Газпрома" и "Нафтогаза" -- зампреды правления Александр Рязанов и Игорь Воронин. Однако дискуссии, которые завершились в ночь на вторник, не принесли никакого результата. "Стороны отметили необходимость продолжения диалога в конструктивном русле, -- говорится в сообщении Минпромэнерго. -- По мнению Виктора Христенко, интенсивный ход нынешних переговоров может позволить до 1 января 2006 года подготовить необходимый пакет документов, регулирующий отношения между двумя нашими странами в газовой сфере".
То, что "пакет предложений" Виктора Ющенко не принят, стало окончательно ясно вчера ближе к вечеру. "Газпром" считает неприемлемым поэтапное повышение цен на газ, поставляемый компанией на Украину, и расценивает такого рода предложение как намерение затянуть переговорный процесс, -- заявил "Времени новостей" пресс-секретарь главы "Газпрома" Сергей Куприянов. -- Подобное предложение не отвечает на вопросы: кто, когда и из каких источников будет компенсировать "Газпрому" упущенную в этот переходный период прибыль. Обсуждать такое предложение возможно только после того, как будут даны ответы на эти вопросы".
К тому же, российский концерн считает сценарий с прекращением поставок на Украину он вполне реальным и проинформировал общественность о создании оперативного штаба. "Основная цель этого - не допустить перебоев и недопоставок российского газа, поставляемого европейским потребителям через территорию Украины", -- сообщили в "Газпроме". Вечером в Киеве хранили молчание и никак не комментировали ситуацию.
Между тем, все идет к тому, что ситуация с транзитом газа будет развиваться по сценарию, который был уже пройден в отношениях с Белоруссией -- правда, с более высоким уровнем драматизма. Напомним, что два года назад "Газпром" и "Белтрансгаз" не смогли подписать контракт на поставку и транзит газа по территории Белоруссии. В итоге почти полгода Минск закупал газ у независимых производителей по месячным контрактам и по той же цене, которую предлагал "Газпром". При этом попытка несанкционированного отбора газа из экспортного потока была тут же пресечена полным прекращением транзита через белорусскую территорию. Когда возможности независимых кончились, "Белтрансгазу" волей-неволей пришлось подписать контракт с газовым монополистом.
С Украиной ситуация сложнее, что связано с отсутствием контракта на транзит туркменского газа, закупаемого "Нафтогазом" в Ашхабаде, по трубопроводной системе "Газпрома". А это почти 50% украинского потребления газа. Подписание этого договора вплотную связано с вопросами транзита российского газа в Европу и поставками на Украину.
Алексей ГРИВАЧ
"Перечень поправок к законопроекту "О недрах" в Кремле раздражения не вызывал"
Минприроды завершило подготовку поправок к новой редакции закона "О недрах", которая обсуждалась на недавнем совещании у Владимира Путина и в целом получила одобрение. Как известно, законопроект в ноябре был неожиданно отозван из Госдумы министром Юрием Трутневым для внесения изменений. Теперь, сделав эту работу, министерство планирует на этой неделе согласовать документ с заинтересованными ведомствами, а затем направить его в правительство. В Минприроды не теряют надежды, что Дума рассмотрит проект в первом чтении еще до конца года. Ради того чтобы ускорить принятие закона, г-н Трутнев согласился пойти на уступки своим оппонентам, в результате чего документ стал менее лоялен к недропользователям, прежде всего иностранным. "Компромисс лучше, чем задержка в процедуре рассмотрения", -- заявил в конце прошлой недели министр. По его мнению, принятые решения "не меняют проект в целом и не делают его хуже". О поправках, которые министерство внесло в документ, корреспонденту "Времени новостей" Денису РЕБРОВУ рассказал директор департамента госполитики в области природопользования Минприроды Сергей ФЕДОРОВ.
-- Какие изменения Минприроды внесло в законопроект "О недрах" после того, как он был отозван из Госдумы в начале ноября?
-- Прежде всего изменения касаются предоставления права пользования недрами первооткрывателям, если ими станут какие-либо иностранные компании. В случаях, когда в процессе геологического изучения месторождения выясняется, что оно относится к категории стратегических, а компания-первооткрыватель более чем на 50% принадлежит иностранному юридическому лицу, ей придется переуступить право работы компании, которой более чем на 50% владеет отечественный капитал. То есть либо создать консорциум, либо передать своей "дочке".
Следующая поправка касается досрочного прекращения права пользования. Предыдущий законопроект предусматривал три причины, по которым договор с недропользователем может быть расторгнут: если государству не выплачен разовый бонус после аукциона, если месторождение не вводится своевременно в разработку и если компания перестала удовлетворять требованиям, которые предъявлялись к участникам аукциона. Нормы остаются, и это их исчерпывающий список. Таким образом, новый закон делает отношения в сфере недропользования между государством и бизнесом более прозрачными и четкими. Но согласно последней редакции государство имеет право внесудебного расторжения договора. В противном случае мы можем погрязнуть в судебных разбирательствах, которые будут тянуться годами, и до их завершения у нас не будет возможности прекратить отношения с недобросовестным недропользователем. Разумеется, после расторжения договора недропользователь вправе обратиться в суд.
И последняя поправка -- ограничение доступа иностранцев к участкам недр федерального значения, т.е. стратегическим месторождениям. Мы исходя из величины запасов (нефти -- 150 млн тонн, газа -- 1 трлн кубометров. -- Ред.) определили критерии, по которым участки будут относиться к категории стратегических.
-- Предусмотрены ли случаи, когда право разработки месторождения будет передаваться недропользователю без аукциона?
-- Так же, как и в предыдущем варианте документа: если заключается временный договор сроком не более чем на один год и если компания открыла месторождение за счет собственных средств. В этих случаях месторождения предоставляются без выставления на аукцион. При этом в новом варианте предоставление права пользования на месторождение первооткрывателю осуществляется на основании порядка, установленного правительством.
-- То есть вы можете и не разрешить компании разрабатывать открытое месторождение? Почему вы решили внести в закон эти изменения?
-- Это компромиссное решение. Теоретически возможен и отказ в предоставлении участка. Исходя из поправки к компании, которая будет претендовать на разработку открытого месторождения, может быть предъявлен определенный перечень требований. Это будет отсылочная норма, впоследствии порядок решения вопроса о предоставлении права, как я уже сказал, будет определен правительством. Кроме того, нефтяникам придется возмещать исторические затраты, которые понесло государство на разведку месторождения. В том законопроекте, который мы вносили 2 ноября, все было просто -- месторождение открывается, лицензия предоставляется автоматически и без возмещения затрат.
И все равно мы считаем, что и в сегодняшней редакции документ совершеннее действующего закона "О недрах", в котором лишь декларируется право первооткрывателя -- без детального описания порядка предоставления месторождения компании, его открывшей. Нынешний закон вообще не прописывает четко и прозрачно процедуры взаимоотношения государства и недропользователя.
-- Как к внесенным изменениям относятся в Белом доме и Кремле?
-- По крайней мере этот перечень поправок раздражения не вызывал.
-- Когда вы внесете проект на рассмотрение правительства?
-- Прежде нам еще раз нужно согласовать поправки с Минпромом, МЭРТ, Минфином. Но я знаю, что этот вопрос должен решиться оперативно. Затем получить одобрение от правового управления администрации президента. Если закону будет дан зеленый свет, то уже в конце декабря он может попасть в Думу. Хотя в Госдуме он снова должен пройти через профильный комитет, но уже не будет рассылаться по регионам, поскольку не содержит поправок, которые касались бы вопросов регионального недропользования.
-- В "Газпроме" уверены, что документ должен предусматривать проведение двухэтапных конкурсов и формирование федерального фонда резервных месторождений. Как вы относитесь к подобным идеям?
-- Конкурсы, если и будут проводиться, то только по шельфовым месторождениям. Но пока мы и этой поправки не закладывали, возможно, она появится ко второму чтению в Госдуме. Может быть, кому-то и хочется, чтобы при распределении континентальных месторождений тоже проводились конкурсы, но мое личное убеждение -- их быть не должно. Когда я работал в Ненецком округе, там проходил знаменитый конкурс по валу Гамбурцева, и я знаю, что это такое.
Зачем нужен федеральный фонд резервных месторождений -- в "Газпроме" не могут четко и внятно ответить. Мы спрашиваем у них: "Вам чего-то не хватает?" -- "Нет, но на всякий случай". Но если сделать простой расчет, станет ясно, что балансовых запасов компании хватит на много-много лет вперед. И это даже в том случае, если не брать Штокмановское месторождение, а только ямальские.
Хотя закон действительно предусматривает формирование фонда. Но чтобы его создать, необходимо проделать серьезную работу: вложить деньги в геологоразведку, открыть месторождения, определить критерии для включения их в фонд, понять, зачем это нужно и на сколько лет должен создаваться резерв, то есть разработать определенную идеологию. Мы занимаемся этим вопросом и заказали научно-исследовательские работы. Уже на первом этапе получили интересный результат, когда посмотрели, как подобные вопросы решают в других странах. Там работают не так прямолинейно и однобоко, как предлагает "Газпром": отдайте нам, пусть лежит, а лет через 50 мы придем. Иностранцы поступают мудрее -- они резервируют, но не замораживают месторождения. Возьмем, к примеру, участок с запасами в 100 млн тонн сырья, на котором можно ежегодно добывать 5 млн тонн. Однако иностранцы добывают гораздо меньше, допустим, всего 1 млн тонн. Таким образом, с одной стороны, запасы остаются в земле, а с другой -- появляется возможность создать инфраструктуру и окупить понесенные затраты.
"Газпром" хочет идти по другому пути. Но какой толк от запасов, которые находятся, допустим, на семидесятой широте? Кто-то будет вкладывать туда деньги и проводить капитальное строительство на случай, например, военных действий, когда возникнет необходимость использовать резерв? Разумеется, все будет похоронено мертвым грузом.
Так что мы хотим гибко подойти к вопросу создания резерва. Нельзя исключить, что в будущем туда могут попасть и те участки, которые уже находятся в распределенном фонде. К примеру, когда компания принесет на утверждение схему разработки месторождения, которое относится к категории стратегических, мы можем определить и разрешить объем добычи, необходимый для поддержания экономики проекта, но не более того.
-- Есть какая-то предварительная схема формирования фонда?
-- Нет, работа только началась, раньше этим вопросом вообще никто не занимался. Уверен, что споров вокруг создания федерального фонда будет даже больше, чем по закону "О недрах". Но так, как предлагает "Газпром" -- безосновательно замораживать участки, -- делать тоже нельзя. Как с такой идеей выходить на правительство и смотреть людям в глаза? Умные люди ведь сидят, могут вопросы задать.
-- Государство по-прежнему хочет отказаться от принципа "двух ключей" при распределении недр?
-- Перечень ископаемых, которыми могут распоряжаться регионы, определен и меняться не будет. Никакого "второго ключа". Нас критикуют за то, что мы из Москвы собираемся распределять все месторождения. На самом деле это не так. К примеру, "Роснедра" вправе своим решением передать полномочия, допустим, по некрупным участкам - например, до 1 млн тонн, своим территориальным органам -- федеральным, а не субъектам федерации. "Вы в Москве не знаете обстановку", -- говорят нам. Может быть, не знаем, но представители государства на местах знают.
-- Вас не смущает, что закон содержит 17 отсылочных норм к постановлениям правительства? Есть хотя бы проекты этих постановлений?
-- Ни одного постановления пока нет. По регламенту разработка постановлений может начаться только после принятия закона -- до этого момента ни одно министерство просто не станет их согласовывать, поскольку нет оснований для подготовки этих документов. Закон вступает в силу через полгода после его принятия. Вот эти полгода у нас есть для разработки отсылочных норм.
Цена визита
В Грузии ждут гостя из "Газпрома"
Сегодня зампред правления "Газпрома" Александр Рязанов может приехать в Тбилиси на переговоры с министром топлива и энергетики Грузии Николаем Гилаури. Сторонам предстоит обсудить вопросы заключения нового контракта на поставку российского газа по рыночной цене и создания совместного предприятия "Росгрузгазпром". Договоренность о создании на паритетных началах такого СП для эксплуатации и развития газотранспортной системы Грузии была достигнута в конце ноября в Москве премьер-министром Грузии Зурабом Ногаидели и председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером.
Г-н Гилаури полагает, что СП будет заниматься надзором за состоянием магистрального газопровода, проходящего по территории страны. Сам газопровод, несмотря на то что ранее "Газпром" был готов его приобрести, останется в собственности правительства страны. Кроме того, в Тбилиси рассчитывают, что СП будет развивать газовую инфраструктуру в западных регионах Грузии, например в Батуми, Поти, Зугдиди.
Во время визита Александра Рязанова продолжатся переговоры о цене на газ -- с нового года ожидается удорожание поставок российского газа в Грузию с 62,5 до 110 долл. за тысячу кубометров. На днях президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что это решение "Газпрома" -- "чисто политическое". По его словам, "в отношении этой цены даже не делалось экономических расчетов". В то же время он признал, что "повышение стоимости газа ударит по грузинской экономике, но не сможет погасить демократический настрой Грузии". Под "демократическим настроем", вероятно, следует понимать волнение местного населения, которое недовольно тем, что "революционные власти" не договорились с Россией. Но Николай Гилаури заявил, что и при повышении цены до 110 долл. за тысячу кубометров тариф на газ для населения Грузии нынешней зимой не увеличится. По его словам, в действующем тарифе есть определенные резервы -- сейчас граждане платят по тарифу 26,55 тетри за кубометр (около 150 долл. за тысячу кубометров).
Впрочем, считают в Минтопэнерго Грузии, крупные потребители газа -- такие, как принадлежащее РАО "ЕЭС России" ООО "Мтквари-энергетика", владеющее девятью из десяти энергоблоков ТбилГРЭС, "Итера-Грузия", которой принадлежат контрольные пакеты акций 12 газораспределительных компаний страны, "Энерджи-инвест", купившая АО "Азот" и строящая газотурбину в Гардабани, -- должны отдельно договариваться с "Газпромом" о цене газа на следующий год.
Тбилиси в ноябре искал альтернативу российскому газу. Было объявлено о договоренности с Казахстаном на поставки с 2006 года до 2 млрд кубометров в год в течение десяти лет. Но и этот газ будет поставляться по цене, определенной "Газпромом", так как по взаимным договоренностям Москвы и Астаны казахстанский газ на экспорт может идти только через совместное предприятие "Казросгаз" ("Газпром" и "Казмунайгаз" владеют по 50%). Для реальной диверсификации поставок надо дождаться, чтобы в конце 2006 -- начале 2007 года вошел в строй лоббируемый США газопровод Баку--Тбилиси--Эрзерум, по которому планируется транспортировать 15--20 млрд кубометров газа в год. Только за транзит Грузия будет получать до 2015 года 300 млн кубометров и еще 500 млн сможет закупать по льготным (пока, правда, необъявленным) ценам.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Алексей ГРИВАЧ
Смычка города с деревней
Москва готова возглавить сельскохозяйственный прорыв
Провозгласив курс на реализацию крупных национальных проектов, Владимир Путин, вероятно, даже не предполагал, что главным исполнителем амбициозного плана поднятия отечественного сельского хозяйства станет не какой-нибудь аграрный регион, а стольный град Москва во главе со своим мэром Юрием Лужковым. На вчерашнем заседании столичного правительства г-н Лужков стал настоящим пионером от агропрома, подписав с главой Минсельхоза Алексеем Гордеевым соглашение о сотрудничестве в области реализации приоритетного национального проекта развития агропромышленных комплексов.
В своем выступлении г-н Гордеев отметил, что подписание первого подобного соглашения именно с Москвой, а не, например, с Краснодарским краем могло бы показаться странным, если бы столица не была собственником более чем 1 млн гектаров сельхозугодий по всей стране. "Вы являетесь, -- обратился министр к Юрию Лужкову и сразу поправился, -- я имею в виду, Москва является крупнейшим землевладельцем в России". Министр напомнил также, что за последние годы столичное правительство выделило из городского бюджета более 18 млрд руб. на развитие агрохолдингов и кредиты сельхозпредприятиям.
Действительно, с проблемами, поджидающими инвесторов в регионах, Юрий Лужков знаком не понаслышке. В частности, недавняя попытка супруги градоначальника Елены Батуриной инвестировать сотни миллионов долларов, вырученных от продажи московских цементных заводов, в создание агрохолдинга на плодородных белгородских пашнях, закончилась публичным конфликтом принадлежащей ей компании "ИНТЕКО-Агро" с губернатором Белгородской области Евгением Савченко и рядом хозяйствующих субъектов. На этом фоне заключение с Минсельхозом соглашения о совместной реализации национального проекта "Развитие АПК" придает московским инвестициям в регионах особый смысл.
Совпадение личных и государственных интересов заставило мэра Москвы грудью встать на защиту отечественного сельхозпроизводителя. Напомнив, что в Европе господдержка сельхозпредприятий в 24 раза, а в Америке в 36 раз выше, чем в России, мэр предупредил об опасности открытия российского рынка для импорта дешевого продовольствия из-за рубежа. Отметив, что, субсидируя экспорт сельхозпродуктов в Россию, Запад ставит перед собой цель задавить российского производителя, г-н Лужков поставил перед главой Минсельхоза задачу добиться от правительства радикального пересмотра условий вступления России в ВТО: "Открытие рынка -- это страшная опасность! Никто не просчитывает эти вещи! Просто кому-то политически захотелось ворваться в это ВТО. Никакого обсуждения нет даже, что это нам дает! Голая политика! А когда политика довлеет над экономикой, экономика терпит крах".
Не исключено, правда, что Юрий Лужков переоценил возможности и влияние министра сельского хозяйства. По крайней мере г-н Гордеев вряд ли согласился бы стать лоббистом столичного мэра в кабинете министров, если бы ему самому не была нужна помощь. Пообещав поддержать позицию г-на Лужкова по ВТО, министр обратился к нему с ответной просьбой -- поставить перед высшим советом "Единой России" (кстати, г-н Гордеев недавно вступил в партию власти) вопрос о принятии федерального закона "О продовольственной безопасности". По словам г-на Гордеева, проект закона, обещающий сельхозпроизводителям серьезную государственную поддержку, уже направлялся на рассмотрение кабинета министров, но был заморожен. "У нас не все члены правительства до сих пор понимают, какое значение имеет продовольственная безопасность. Мне говорят, что это какие-то ортодоксальные замашки. Если есть деньги, то, значит, мы все купим", -- пояснил глава Минсельхоза, подчеркнув, какую огромную опасность представляет для государства зависимость от поставок продовольствия из-за рубежа.
В ответ г-н Лужков предложил "освежить" законопроект на основе новых технологий и накопленного опыта, а заодно поставить перед законодателями вопрос о введении в оборот земель сельхозназначения. "Если нет собственности на землю, то производитель не может получить под нее кредит! Вот так одним неграмотным решением законсервировали развитие сельского хозяйства", -- заявил мэр Москвы, пообещав г-ну Гордееву "простимулировать" движение законопроекта в кулуарах партии власти.
Александр ГУДКОВ
Сжижение газа без пошлины
Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и тарифно-таможенной политике вчера отменила экспортную пошлину на сжиженный природный газ (СПГ). Как заявил глава комиссии, министр экономического развития Герман Греф, это решение может вступить в силу с 1 января 2006 года на бессрочной основе. "Тем самым мы создаем исключительно благоприятные условия для инвестирования в заводы по сжижению природного газа", -- подчеркнул министр, и выразил мнение, что это поможет не только "Газпрому", но и независимым производителям газа.
Впрочем, в лучшем случае до 2009 года от этой меры не будет никакого эффекта. Сейчас в России строится только один завод по производству СПГ -- в рамках проекта "Сахалин-2". Но он реализуется на условиях СРП и имеет собственный перечень платежей в казну (по информации "Времени новостей", экспортная пошлина в этот список все равно не входит). А следующий завод -- Baltic LNG в Ленинградской области -- "Газпром" планирует построить не раньше, чем через четыре года. Экспорт сжиженного газа со Штокмановского месторождения может начаться только в следующем десятилетии. Что касается производства СПГ силами независимых от "Газпрома" компаний, то эти перспективы выглядят фантастично.
Действующая пошлина составляет 40 евро за тонну СПГ. "Это (отмена пошлины. -- Ред.) -- одно из звеньев в цепочке принимаемых в последнее время решений об увеличении глубины переработки и диверсификации российского экспорта", -- считает г-н Греф. По его словам, таким образом экспорт газа не будет привязан к трубе, и появятся возможности выхода на новые рынки сбыта, в том числе американский и азиатский.
"Газпром" в партнерстве с западными компаниями намерен построить два завода по производству СПГ: Baltic LNG (мощностью 5 млн тонн в год с ресурсами из Единой системы газоснабжения) и Shtokman LNG (мощностью 15 млн тонн в рамках первой фазы освоения гигантского месторождения в Баренцевом море). Кроме того, о намерении построить небольшой завод по производству СПГ заявлял "Тамбейнефтегаз", который владеет лицензией на разработку Южно-Тамбейского месторождения с запасами 1,2 трлн кубометров. До последнего времени блок пакет в этой компании принадлежал НОВАТЭКу, однако минувшим летом его за бесценок купила инвестиционная "дочка" Газпромбанка. И, скорее всего, рано или поздно весь проект окажется либо в руках "Газпрома", либо под контролем близких его менеджменту структур.
Отмена пошлины на СПГ дает повод для размышлений над перспективами заключения СРП по Штокмановскому месторождению. Как известно, в 2000 году оно было включено в короткий список месторождений, которые могут разрабатываться на условиях раздела продукции (как правило, они не предполагают уплату экспортной пошлины). В этой связи отмена пошлины выглядит как альтернативная уступка государства "Газпрому" вместо подписания СРП. Тем более, что соответствующий документ пока даже не разрабатывается.
Алексей ГРИВАЧ
Ошибка нерезидента
Министерство финансов разъяснило, как можно изъять доходы россиян из-за границы
Увлечение заграничными командировками может сослужить нехорошую службу сотрудникам, слишком долгое время пребывающим за пределами родины. Как разъяснило недавно Министерство финансов, проведя более полугода за границей, сотрудники иностранных представительств российских компаний, журналисты, артисты теряют статус роcсйсского налогового резидента, а значит, должны платить подоходный налог в размере 30%, а не 13%. Правда, только в том случае, если в документах у них зафиксировано слово "командировка".
Как говорится в обнародованном на этой неделе письма Министерства финансов от 28 октября "О налогообложении налогом на доходы физических лиц выплат, производимых сотрудникам организаций в период нахождения за границей", зарплата, выплачиваемая работнику за время его нахождения за границей, облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13 % только в случае, если срок пребывания работника за границей не превышает календарные полгода (183 дня). В противном случае, человеку, как нерезиденту, придется расстаться уже с 30% заработанных денег, если, конечно, они выплачивались "в белую". Причем это будут 30 % без права использования стандартных вычетов, полагающихся обычным налоговым резидентам России.
Даты отъезда и прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации налоговикам устанавливаются просто: по отметкам пограничного контроля. Но хотя разница ставок подоходного налога "30 - 13" довольна внушительна, сама по себе она не новость: в Налоговом кодексе нерезиденты изначально выделены в отдельную группу. Поэтому письмо Министерства финансов, скорее, направлено на то, чтобы пояснить: если человека уличат в налоговом нерезидентстве, ему выгоднее будет расплатиться на родине, пусть и по повышенной ставке, чем быть признанным резидентом другой страны (возможно, с более высоким подоходным налогом) и разбираться потом с иностранными фискальными органами.
Дело в том, что согласно российскому Налоговому кодексу, резиденты, проживающие на территории страны более 183 дней в календарном году, платят 13-процентный подоходный налог независимо от того, где они получили доходы: за границей или в России. Доходы же нерезидентов облагаются по российским законам 13-процентной ставкой, только еслии получены на российской территории. В противном случае Россия вовсе не имеет права их взыскать. Этот пункт и является одним из способов минимизации налоговой нагрузки: когда компания-работодатель оформляет своего сотрудника как командировочного от головного офиса, а не фиксирует его в качестве работающего за границей как на постоянном месте службы.
Между этими двумя определениями большая разница: командировочный получает доходы от источника в России, а значит, как нерезидент, должен платить налоги в России. Зато работа за рубежом "на постоянном месте" освобождает нерезидента от российских налогов (правда, вынуждает его отчитываться перед чужим государством). Ведь Налоговый кодекс говорит, что вознаграждения за работы и услуги, выполненные за пределами страны, для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников извне, по которым Россия не спросит.
На этот счет Министерство финансов специально разъяснило, что по статье 166 Трудового кодекса, командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне постоянного места работы. Далее в письме Минфина идут ссылка на Инструкцию Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС 1988 года, где говорится, что срок служебной командировки не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. Исключение делается только для командировок рабочих, инженеров и специалистов, направляемых для выполнения монтажных и строительных работ. Эти категории работников могут провести в заграничной командировке не более года. В тех случаях, когда филиалы, участки и другие подразделения, входящие в состав предприятия, находятся в другой местности, местом постоянной работы признается именно это локальное подразделение.
Это значит, что столь длительные командировки, с точки зрения Минфина, командировками вовсе не являются, а являются выполнением обязанностей на постоянном месте работы за границей. Правда, таким разъяснением Минфин вряд ли что-то для себя изменит, предостерегая от потери резидентства. По логике, если нерезидент и получил доходы за границей, России с этого в любом случае ничего не достанется. Но еще вопрос, что для российского налогоплательщика безопаснее: быть уличенным родными фискалами в минимизации своих налогов с 30 % до 13%, либо иметь дело с налоговиками иностранных государств.
Ирина Склярова
По европейскому протоколу
Страховщики будут сами платить своим клиентам по ОСАГО
Семь крупнейших автостраховщиков решили изменить процедуру выплат по обязательному автострахованию, чтобы облегчить жизнь своим клиентам. "Росгосстрах", "Ингосстрах", РОСНО, "РЕСО-Гарантия" "Альфа-Страхование", "Согласие" и "Русский мир", которые занимают 70% рынка и за десять месяцев этого года провели 55% всех выплат по ОСАГО, договорились о так называемом взаимном прямом урегулировании убытков по "автогражданке". Планируется, что эта система заработает уже в следующем году. Об этом вчера на совместной пресс-конференции сообщили представители всех семи компаний и заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Батуркин.
Прямое урегулирование убытков предполагает, что автовладелец будет обращаться за возмещением ущерба к страховщику, у которого он приобрел полис, а не в компанию, застраховавшую виновника ДТП. Своя страховая компания рассчитается с клиентом, а страховщики -- между собой. "Вопросы расчетов находятся в сфере взаимоотношений страховщиков и не затронут интересы клиентов", -- говорит гендиректор РОСНО Леонид Меламед. По словам г-на Батуркина, эта инициатива страховщиков направлена на улучшение обслуживания клиентов и повышение их лояльности. Прямое урегулирование убытков -- составная часть европейского протокола, который включает в себя и упрощенную процедуру оформления мелких ДТП, не требующую присутствия инспекторов ГАИ. Однако полностью перейти к европейскому протоколу пока мешает несовершенство российского законодательства.
Идея создать систему прямого урегулирования убытков на рынке появилась давно. В мае на общем собрании РСА страховщики утвердили программу перехода на европейский протокол. Эта же задача была поставлена на июльском заседании правительства, посвященном проблемам "автогражданки", и Минфин начал разработку поправок к закону об ОСАГО, которые предусматривают введение системы упрощенного урегулирования убытков через два года. Созданный в РСА комитет по европейскому протоколу возглавил президент группы РЕСО Сергей Саркисов. "Перед нами была задача найти оптимальную схему, мы взяли за образец систему прямого урегулирования, которая была разработана во Франции еще 30 лет назад и сейчас действует во всех странах Европы, -- говорит г-н Саркисов. -- Но для ее внедрения в России требуется подготовить изменения в закон об ОСАГО и законы об административных правонарушениях".
Впрочем, страховщики решили не дожидаться законодательных изменений. Г-н Меламед предложил страховщикам заключить соглашение и создать союз по прямому урегулированию убытков по ОСАГО уже сейчас. Некоторые коллеги эту идею поддержали. По словам первого вице-президента "Росгосстраха" Дмитрия Маркарова, это те компании, которые работают качественно, имеют необходимую инфраструктуру и персонал. "Другие страховые компании смогут присоединиться к соглашению. Предполагается, что оно распространится на все 160 компаний, не дожидаясь введения законодательных норм, -- говорит г-н Маркаров. -- Те страховщики, которые не примут новые условия, вынуждены будут в перспективе уйти с рынка ОСАГО".
Планируется, что система прямого урегулирования по ОСАГО заработает уже в следующем году. По словам г-на Саркисова, сначала она будет реализована в Москве и Санкт-Петербург.
Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558 Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||