Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

<Время новостей>, 7 декабря, среда

При использовании материалов ссылки на газету <Время новостей> обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Под напором денег

Алексей Кудрин не в силах остановить рост бюджетных расходов

Сегодня Госдума рассмотрит в четвертом, окончательном чтении проект федерального

бюджета на 2006 год. Без сомнения, основной финансовый закон страны будет одобрен и

уйдет на утверждение в Совет Федерации, несмотря на то, что вчерашнее заявление

министра финансов Алексея Кудрина о пересмотре прогноза цен на нефть вполне могло

бы привести к уточнению основных бюджетных параметров. Парламентарии примут

новый прогноз к сведению, прекрасно понимая, что поправить бюджет не поздно и после

Нового года.

Г-н Кудрин вчера сообщил, что цена на российскую нефть в ближайшие три года будет

выше ранее прогнозируемой: в 2006 году она составит 45 долл., а не 40 долл. за баррель,

исходя из которой верстался бюджет. То есть существенно возрастает прогнозируемый

объем доходов государства, что дает возможность при соответствующих настроениях во

власти вновь увеличить и бюджетные расходы. Глава Минфина, остающийся в

правительстве чуть ли не последним борцом с неумеренным расходованием

нефтедолларов, боится новых трат из казны, что называется, <пуще неволи>. Он не смог

противостоять резкому увеличению расходов при подготовке бюджета-2006, когда было

решено перенаправить в бюджет часть средств, аккумулируемых в стабфонде (путем

повышения цены отсечения с 20 до 27 долл. за баррель). Однако министр все еще

надеется, что на этом аппетит сторонников <повышенных расходных обязательств>

иссякнет. Аргументы глава Минфина выдвигает все те же. <Это чисто инфляционный

доход (за счет роста цен на экспортируемую нефть. - Ред.) и он не должен использоваться

на расходы бюджета>, - говорит г-н Кудрин. В противном случае под явной угрозой

окажется достижение планируемой на следующий год инфляции - 8,5%. И совсем уж

проблематичным - снижение темпов роста потребительских цен до 4-5,5% в 2008 году.

(Это не мешает г-ну Кудрину <уточнить> трехлетний финансовый план, который Минфин

намерен внести в правительство до 15 декабря. Пересмотр основан на том, что цена

российской нефти будет выше ожидавшейся не только в 2006 году: в 2007 и 2008 году она

составит по новым прогнозам 40 долл. за баррель вместо 35 долл. и 36 долл.

соответственно).

Надежды министра финансов на то, что власти удержатся от дальнейшего наращивания

расходов, эксперты считают призрачными. Слишком велика вероятность того, что до

середины следующего года доходы и расходы бюджета будут пересмотрены в сторону

увеличения. Об этом говорит не только опыт последних лет, но также и то, что реализация

озвученных президентом национальных проектов может потребовать больших сумм,

нежели заложенные в бюджете на 2006 год 138 млрд руб. (с учетом средств

внебюджетных фондов и предоставляемых госгарантий - 180 млрд руб.). К тому же

начинается предвыборная кампания. <Расходы будут увеличены>, - уверен экономист

инвестиционной компании <Тройка Диалог> Антон Струченевский. Тем более, что и

доходов ожидается больше, чем прогнозирует Минфин. По оценке <Тройки Диалог>,

средняя цена российской нефти в 2006 году составит все 50 долл./баррель (как и в этом

году), а в 2007 году - 45 долл.

Впрочем, пока, как считает г-н Струченевский, на фоне роста ВВП <расходы повышаются

умеренно, нынешняя бюджетная политика не является угрозой для макроэкономической

стабильности>. Однако и у него вызывает беспокойство уровень инфляции, которая

провоцируется не в последнюю очередь увеличением бюджетных трат. Аналитик не

доверяет официальным прогнозам и говорит, что при уже запланированных расходах рост

потребительских цен в 2006 году достигнет 10%. Если же расходы еще увеличатся, еще

больше вырастет и инфляция. В нынешних же проектировках по инфляции, похоже,

разуверился уже и МЭРТ. По словам г-на Кудрина, ведомство Германа Грефа уже сейчас

предлагает установить верхнюю планку на 2006 год на уровне 9%. <Мы должны поставить

рекорд> и удержаться в рамках 8,5%, отвечает сомневающимся министр финансов.

Впрочем, пока истина оказывается на стороне сомневающихся: в этом году рост цен

превысит первоначальный ориентир в 8,5% на 3 процентных пункта и достигнет, по

оценкам самого Минфина, 11,5%.

Несмотря на все это, г-н Кудрин верит в то, что в ближайшие три года удастся

<переломить ситуацию, снизить инфляцию и темпы укрепления рубля, добиться

восстановления темпов экономического роста и комфортных условий для нашей

промышленности>. При этом он даже <замахнулся> на темпы роста, близкие к <тренду на

удвоение ВВП>. Правда, непонятно, к какому году. Удвоить ВВП к 2010-му, как

предполагалось ранее, уже не получится. Правительство прогнозирует рост экономики в

2006 год на уровне 5,8%, в 2007-ом - 5,9%, в 2008-ом - на 6%. А этого для удвоения ВВП

явно недостаточно. Нужно не менее 7,2% роста каждый год.

Михаил Воробьев

Игры доброй совести

Депутаты предлагают узаконить еще одну презумпцию

Налоговый кодекс может пополниться понятием <<презумпция добросовестности

налогоплательщика>. Вчера налоговый подкомитет Госдумы начал рассматривать ко

второму чтению пакет поправок в правительственный законопроект об улучшении

налогового администрирования. Презумпцию добросовестности депутатам -- авторам

поправок (по крайней мере на уровне подкомитета) удалось отстоять. Правда, в Минфине

и Федеральной налоговой службе уверены, что введение нового довольно спорного

понятия лишь запутает и налогоплательщиков, и суды.

Спор о добросовестности идет уже несколько лет. Понятие <добросовестность> в

Налоговом кодексе не прописано, но это не мешало Конституционному суду активно

использовать в своей практике столь условную категорию (самое громкое определение КС

с применением категории <добросовестность> -- о справедливости отказа в возмещении

НДС, уплаченного с заемных средств, если контрагент оказался недобросовестным).

Такую практику постепенно переняли арбитражные суды и налоговики. Решение

налоговых споров сейчас во многом зависит от оценки судом представленных сторонами

доказательств добросовестности. Отчасти термин <добросовестность> навеян

арбитражным судам уголовным законодательством, где судьи доказывают <преступный

замысел> и <умысел>, то есть оперируют категориями, ставшими в последние годы

особенно близкими борцам с неплательщиками налогов.

Как говорится в депутатских поправках, налогоплательщик считается невиновным в

совершении налогового преступления, пока вина его не будет доказана в соответствии с

Налоговым кодексом. Презумпция добросовестности носит безусловный характер и не

может быть связана с возложением на плательщика дополнительных обязанностей, не

предусмотренных кодексом. И наконец, признание налогоплательщика виновным не

может основываться на предположениях и являться основанием для подтверждения его

недобросовестности в иных нарушениях.

Представители Минфина и ФНС, которых на заседании подкомитета оказалось как

никогда много, выступили резко против закрепления в Налоговом кодексе категории

<добросовестность>. По словам главы департамента налоговой и таможенно-тарифной

политики Минфина Михаила Моторина, <доморощенные термины только запутают

плательщиков>. "Каждый должен платить налоги, и если он не заплатил -- он нарушитель,

и странно было бы в таких ситуациях рассуждать в категориях добросовестности-

недобросовестности", -- заявил он. С ним согласен руководитель правового департамента

ФНС Антон Устинов. Он в отличие от авторов поправок не уверен, что презумпция

налоговой невиновности изменит положение дел.

По мнению юристов, присутствовавших на заседании, такая поправка, даже если будет

принята, вряд ли начнет работать. Дело в том, что в самом тексте документа

<добросовестность> почему-то смешана с <невиновностью>, абсолютно иным по сути,

хотя и близким по звучанию понятием. Невиновность гражданина и добросовестность

плательщика, подчеркнули эксперты, вовсе не являются синонимами в юридической

практике.

Ирина СКЛЯРОВА

Высокие отношения

Цены монополий адаптируют под потребителей

Тарифная политика в России -- тайна за семью печатями для рядового потребителя

электричества, газа, воды и прочих жизненно необходимых услуг. Федеральная служба по

тарифам (ФТС) предложила свой вариант решения проблемы. На совещании в Торгово-

промышленной палате по вопросам тарифной политики глава ФТС Сергей Новиков

представил проект законопроекта под условным пока названием <О товарах и услугах

общеэкономического значения и ценообразовании на них>. Правда, как регулировать цены

на бензин, в нем не сказано. Зато ФТС обещает не пытаться подвести под

госрегулирование то, что государство не регулирует сейчас -- цены на хлеб, спички, водку.

Принципиальное отличие нового подхода от действующего ныне -- в переходе от

регулирования деятельности монополий к регулированию их отношений с потребителями:

потребители должны гарантированно получить стандартный набор услуг по стандартной и

доступной цене. В проекте закона прописывается ряд принципов, которые для

монополистов по задумке должны стать <настольной книгой>. Например, предоставление

потребителям определенной <корзины услуг>, сократить которую монополист по своему

усмотрению не сможет. Декларируя универсальность услуг, законопроект говорит, что

право каждого гражданина на доступ к жизненно важным услугам накладывает на

монополии обязательства предоставлять эти услуги на особых условиях. (Даже если

монополии это не очень выгодно или затруднительно). Причем с полным

территориальным охватом и бесперебойно. Одновременно с поставкой услуг до

потребителей должна доводиться информация о стандартах качества, включая механизмы

защиты от непредоставления этих услуг или товаров.

Отдельно в законопроекте оговаривается безопасность (учитывая риски техногенных

аварий и терактов) и ценовая доступность, так как необоснованное повышение цены

может сделать услугу монополии недоступной для потребителей, а следовательно, снизить

качество их жизни. Причем регулирование верхнего предела цены должно учитывать

территориальную специфику и уровень жизни в том или ином регионе. А на случай

возможных конфликтов, говорится в проекте, нужно в гражданском и административном

законодательстве прописать порядок досудебного урегулирования споров между

монополиями и потребителями.

Новый закон должен не только не ущемлять интересы потребителей в пользу монополий,

но создавать благоприятные условия для работы монопольным секторам экономики,

говорит Сергей Новиков. По его мнению, нужно снизить регуляторную нагрузку на бизнес

и максимально расширить набор инструментов госрегулирования. Действующий закон <О

естественных монополиях>, поясняет глава ФТС, устарел в том, что предписывает

осуществлять ценообразование без учета каких-либо стандартов качества и не оговаривает

взаимоотношения потребителей и монополий. Но главное -- не предусматривает

косвенных методов регулирования. <И это беда всей тарифной политики в целом, --

говорит глава ФТС. -- Мы либо устанавливаем избыточно жесткое регулирование, либо

ударяемся в другую крайность и начинаем говорить о полном дерегулировании>.

Косвенные инструменты ценового воздействия не должны нарушать принципов рыночной

экономики, и в качестве примеров в проекте закона приведены несколько из них:

регистрация цен, введение обязательного предварительного декларирования тарифов,

заключение соглашений между монополиями и органами регулирования цен (если это не

противоречит законодательству), введение стандартов раскрытия информации и типовых

договоров со стандартами обслуживания потребителей. Есть и довольно передовые

методы, например, установление цены на уровне лучшего стандарта в отрасли.

Однако четко обозначить предел, насколько государство может и должно регулировать

тарифы, глава ФТС, похоже, пока не может, подчеркивая, что концепция законопроекта

будет дорабатываться с учетом предложений заинтересованных ведомств. (Недаром на

согласование проекта берется полгода, представить в Госдуму проект закона планируется

лишь в конце 2006 года). Единственное, что не подлежит обсуждению даже в качестве

идеи, предостерегает Сергей Новиков, это расширение регулирующих функций

государства.

Эксперты настроены к предложениям ФСТ довольно критично. "О какой оптимизации

госрегулирования тарифов сегодня вообще можно говорить, если все тарифы

регулируются десятком различных органов и устанавливаются путем сговора между

монополистами, либо между монополистами и правительством, как это произошло с

бензиновыми ценами",-- говорит Виталий Ефимов, президент Союза транспортников

России. Динамика роста цен на бензин в нынешнем году дала гражданам 80-процентную

<накрутку> к концу года, а цена авиатоплива для авиаперевозчиков увеличилась на 100%,

поясняет он.

"Непонятно, кто возьмет на себя ответственность рассчитывать тарифы, ведь одним из

первых уничтоженных союзных органов был Госкомцен, и до сих пор в стране нет

настоящего ценового аудита и специалистов по ценообразованию, в том числе и в

антимонопольных органах",-- считает заместитель председателя общественного совета по

техническому регулированию при Минпромэнерго Наталья Фонарева.

"А что будет с ценами на бензин после 1 января?" -- задал самый актуальный тарифный

вопрос Сергею Новикову председатель ТПП Евгений Примаков. "Действительно в

некоторых регионах есть только одна компания -- поставщик ГСМ, а где их две -- уже

сговор, как регулировать цены в таком случае", -- поддержал коллегу депутат Госдумы

Виктор Семенов. Однако что будет с ценами на бензин, главный "ценовик" страны

ответить не смог. "Инструменты регулирования цен есть у ФТС, ФАС и органов

регулирования финансовых рынков, и после Нового года эти инструменты не

предполагается менять, так что с ценами на бензин будет как будет", -- признал г-н

Новиков.

Ирина СКЛЯРОВА

Свет по карточкам

Юрий Росляк хочет наказать рублем москвичей, не экономящих электричество

Несмотря на то что Юрий Лужков регулярно критикует Анатолия Чубайса, в руководстве

московской мэрии, как выяснилось, все же есть люди, готовые взять на вооружение

некоторые наработки главы РАО <ЕЭС России>. На вчерашнем заседании столичного

правительства стало известно, что в окружении г-на Лужкова обсуждаются планы

введения повышенного тарифа для тех москвичей, которые потребляют больше

электроэнергии, чем положено по социальной норме. Ранее такой вариант

завуалированного повышения тарифов для населения рассматривался руководителями

РАО <ЕЭС>. Вчера же с подобной инициативой попытался выступить первый заместитель

мэра Москвы Юрий Росляк.

Г-н Росляк вспомнил про этот честный способ отъема денег у населения во время

обсуждения правительством столицы законопроекта <Об энергосбережении в городе

Москве>. Глава департамента топливно-энергетического хозяйства Всеволод Плешивцев,

представляя документ, сосредоточился в первую очередь на навязывании

энергосберегающих технологий промышленным предприятиям, в той или иной степени

зависимым от города. Юрий Лужков с подобным подходом не согласился. <Закон должен

затрагивать не только городские предприятия или предприятия, где есть доля города.

Закон должен распространяться на всех энергопотребителей города Москвы>, -- заявил

мэр, предложив использовать не административные, а экономические рычаги для

внедрения энергосберегающих технологий. Мэр заявил о необходимости разработать

методику для определения норматива потребления энергоносителей для каждого

предприятия в городе исходя из средних цифр по отрасли. По мнению градоначальника,

повышая платежи тем предприятиям, которые расходуют энергию нерачительно и не

укладываются в норматив, можно заставить их внедрять современные энергосберегающие

технологии. Тем же производствам, которые решили инвестировать в экономию, г-н

Лужков, напротив, предложил предоставлять льготу по энергетическим тарифам.

Главный экономист мэрии Юрий Росляк к перспективе использования экономических

рычагов для давления на потребителей отнесся с большим энтузиазмом. Правда, по его

мнению, льготу для экономных предприятий необходимо давать на возвратной основе с

тем, чтобы затем все же вернуть деньги в бюджет. Но самое главное, глава департамента

экономической политики заявил, что подобную схему следует распространить и на

простых москвичей. По его словам, современные системы учета позволяют рассчитать

норму потребления электроэнергии на каждого жителя и, соответственно, на семью.

Повышая тариф для тех москвичей, которые не укладываются в норматив, можно

заставить их бережнее относиться к электроэнергии.

Принять предложение своего давнего недруга, озвученное одним из своих заместителей, г-

н Лужков, судя по всему, был не готов. Он с недоумением напомнил г-ну Росляку, что

город не имеет права устанавливать тарифы, отличающиеся от тех, которые ежегодно

утверждает Региональная энергетическая комиссия. Однако глава департамента

экономической политики и развития заверил градоначальника, что при желании эту схему

можно реализовать, используя обходные пути. Но Юрий Лужков предпочел тему дальше

не развивать, да и по некоторым другим инициативам охладил пыл своего заместителя.

Отметив, что ни о каком возврате предоставленных предприятиям льгот не может быть и

речи, мэр подчеркнул, что необходимо <категорически исключить жлобство в вопросах

энергосбережения>, а льготы необходимо рассматривать как <нашу премию тем

предприятиям, которые внедряют энергосберегающие технологии>.

Примечательно, что уже после заседания правительства другой первый заместитель мэра,

глава комплекса городского хозяйства Петр Аксенов, попытался сгладить впечатление от

выступления коллеги Росляка. Отвечая на вопрос корреспондента <Времени новостей>, г-

н Аксенов напомнил, что социальный норматив потребления электроэнергии используется

исключительно для расчета субсидий льготникам. По его словам, никаких конкретных

планов по введению завышенных тарифов у правительства Москвы пока нет. <Город

всегда с большой осторожностью относится к любым экспериментам в области тарифной

политики>, -- подчеркнул заместитель мэра. По его словам, чтобы заставить москвичей

экономить, надо не повышать тарифы, а снизить их в часы ночного минимума нагрузок.

Во многих районах жители уже платят за свет по двум тарифам -- дневному и ночному,

теперь же предполагается распространить подобную практику на тепло- и водоснабжение.

Александр ГУДКОВ

Соглашение двойного назначения

<Газпром> обвиняет Киев в передергивании фактов

Визит украинских переговорщиков во главе с зампредом правления <Нафтогаза Украины>

Игорем Ворониным в Москву, как и ожидалось, не принес мира. Вчера вечером пресс-

служба <Газпрома> подытожила двухдневный диалог гневным заявлением для прессы.

Более того, концерн впервые опубликовал текст действующего межправительственного

соглашения России и Украины, чтобы подтвердить юридическую чистоту предложений

<Газпрома> о переходе на рыночные отношения в газовой сфере.

<Очередной раунд переговоров между ОАО <Газпром> и делегацией Украины о

сотрудничестве в газовой сфере в 2006 году не принес результатов, несмотря на заявления

высшего руководства Украины о намерении в ближайшее время решить вопрос поставок и

транзита российского газа на рыночных принципах, -- говорится в сообщении российского

монополиста. -- Вместо этого <Газпрому> было предложено сохранить льготные условия

поставок российского газа на Украину, и со ссылкой на действующее

межправительственное соглашение заявлено о невозможности перехода к денежным

расчетам по рыночным ценам и ставкам транзитного тарифа>.

Упорство украинской стороны вынудило <Газпром> пойти на крайние меры. <ОАО

<Газпром> заявляет, что соглашение между правительством Российской Федерации и

кабинетом министров Украины о дополнительных мерах по обеспечению транзита

российского природного газа по территории Украины от 4 октября 2001 года

(действующем до 2013 года), которое является общедоступным документом, прямо

предусматривает, что расчеты за услуги по транзиту российского природного газа по

территории Украины могут осуществляться как поставками газа, так и в денежной

форме>, -- гласит пресс-релиз. В соглашении, о котором идет речь, говорится: <Объемы

транзита российского природного газа по территории Украины, а также размер платежей в

денежной форме и/или объемы поставок газа в оплату транзита будут уточняться на

основе ежегодных межправительственных протоколов на соответствующий период>.

Соглашение при этом предусматривает подписание ежегодных протоколов, в которых

прописываются объемы транзита и ставка и форма оплаты.

Напомним, что сейчас большую часть услуг по транзиту российского газа <Газпром>

оплачивает газом по низкой зачетной цене в 50 долл. за тыс. кубометров. Весной

руководство <Нафтогаза> предложило российской стороне перейти на денежную форму

расчетов, что было с радостью поддержано в офисе на Наметкина. Однако после того как

<Газпром> сообщил, что рыночная цена газа для Украины будет рассчитана по

европейским стандартам и составит 160 долл. за тыс. кубометров, энтузиазм киевских

чиновников испарился. Украинские переговорщики теперь твердо стоят на сохранении в

2006 году бартерных отношений и льготных цен на газ.

Таким образом, <Газпром> выложил серьезный правовой козырь в торге с <Нафтогазом>.

<Предложения российской стороны о закреплении в межправительственном протоколе на

2006 год нового уровня цен на природный газ и транзитных тарифов, соответствующих

сложившимся на европейском газовом рынке, никоим образом не противоречат ранее

достигнутым договоренностям>, -- говорится в сообщении концерна.

Накануне сегодняшнего саммита Россия--ЕС в Брюсселе, где тема поставок газа обещает

быть одной из центральных, в <Газпроме> еще раз заявили, что <неконструктивный

подход Украины> к этому вопросу <ставит под угрозу энергетическую безопасность

европейских потребителей российского газа, а также самой Украины>.

Алексей ГРИВАЧ

Настоящая независимость

<Газпром> не планирует роста добычи НОВАТЭКа, ЛУКОЙЛа и ТНК-ВР

Амбициозные планы независимых производителей газа по наращиванию добычи не

вписываются в прогнозный баланс, утвержденный <Газпромом>. К 2008 году монополист

собирается увеличить прием газа других компаний в трубу всего на 1,5 млрд кубометров.

Между тем к этому времени НОВАТЭК собирался нарастить добычу газа на 8,5 млрд

кубометров в год, ЛУКОЙЛ -- на 12 млрд кубометров, а ТНК-ВР и вовсе на 15 млрд

кубометров. Очевидно, что в существующей системе координат ни одной из компаний не

удастся даже частично реализовать программу развития газового бизнеса. При этом

НОВАТЭК и ЛУКОЙЛ пострадают весьма ощутимо. Первый не сможет выполнить

обещания, данные потенциальным инвесторам перед летним IPO, которые и стали залогом

успешного размещения и роста капитализации. На компании Вагита Алекперова мертвым

грузом будут лежать капитальные вложения на сумму 400 млн долл. в газопровод с

Находкинского месторождения в единую систему газоснабжения (ЕСГ) -- эта труба будет

простаивать. Для ТНК-ВР утвержденный баланс сулит очередную заморозку проекта

<Роспан>, который был отвоеван у ЮКОСа с затратами не менее 0,5 млрд долл. Во всех

трех компаниях отказались комментировать эту тему.

Собственную добычу, согласно утвержденному правлением <Газпрома> балансу газа,

концерн в 2006 году планирует в объеме 548 млрд кубометров, в 2007 году -- 550 млрд

кубометров, в 2008 году -- 552 млрд кубометров. Независимые производители и нефтяные

компании увеличат объемы добычи газа до 95 млрд кубометров в 2006 году, до 96,6 млрд

кубометров в 2007 году и до 100,9 млрд кубометров в 2008 году. В то же время, согласно

документу, поставки независимых компаний российским потребителям по ЕСГ составят

всего 47,6 млрд кубометров в наступающем году, 48,7 млрд кубометров в 2007 году, а

через два года вырастут еще на 500 млн кубометров.

В инвестиционном меморандуме НОВАТЭКа перед продажей почти 20% акций на

Лондонской бирже ставилась цель увеличения добычи газа с 24 млрд кубометров в 2004

году примерно до 45 млрд кубометров в 2010-м. По информации <Времени новостей>,

инвесторам предоставлялись данные о таких темпах роста добычи на трех основных

месторождениях (Тарко-Салинском, Юрхаровском и Ханчейском): 2006 год -- 26,9 млрд

кубометров (на 800 млн больше прогнозов по текущему году), 2007 год -- 30,7 млрд

кубометров, 2008 год -- 34,5 млрд кубометров, 2010 год -- 45 млрд кубометров. Примерно

такие же цифры содержатся в сентябрьском отчете Brunswick UBS, который выступал

одним из организаторов IPO НОВАТЭКа.

ЛУКОЙЛ весной этого года презентовал газовую стратегию. Она предполагает, что в 2006

году компания добудет около 6 млрд кубометров на Находкинском месторождении, через

год выйдет на 8 млрд кубометров, а к 2008 году за счет выхода на проектную мощность

<Находки> и ввода в эксплуатацию Южно-Мессояхинского месторождения получит около

12,5 млрд кубометров.

На <Роспане> сейчас добывается около 1 млрд кубометров, которые прямо на скважине

забирают трейдеры, умеющие договариваться с <Газпромом> о доступе к

газотранспортной системе. На официальном сайте ТНК-ВР говорится о намерении на базе

ресурсов <Роспана> довести добычу газа в 2008 году до 17 млрд кубометров.

На вопрос <Времени новостей>, учитывает ли <Газпром> добычные планы независимых

производителей, в концерне ответили: <Да. Проект баланса газа по России до 2008 года

учитывает рост добычи природного газа независимыми производителями и нефтяными

компаниями до указанных в пресс-релизе объемов>. То есть в монополии не

рассматривают даже возможности по расширению системы для обеспечения увеличения

добычи газа независимыми производителями.

Утвержденный баланс газа означает, что НОВАТЭКу придется забыть на ближайшие три

года об увеличении добычи газа на Юрхаровском месторождении. Сейчас там добывается

9 млрд при проектной мощности 27 млрд кубометров. А ЛУКОЙЛу -- о разработке новых

месторождений Большехетской впадины с запасами около 1 трлн кубометров

(Находкинское является лишь первым из них).

Теперь у желающих развивать добычу газа есть три пути, один другого

<привлекательнее>. Первый -- заключить среднесрочный контракт на продажу не

помещающихся в трубу объемов газа <Газпрому> прямо на скважине. Как известно,

ЛУКОЙЛ еще пару лет назад договорился с монополистом, что тот выкупит газ с

Находкинского месторождения в первый год добычи на входе в газотранспортную

систему по 22 долл. за тысячу кубометров. Этот контракт начал действовать совсем

недавно и завершится в конце 2006 года. <Газпром> обязался выкупить около 8 млрд

кубометров за 15 месяцев. Судя по всему, г-ну Алекперову придется продлевать договор с

монополистом, однако далеко не факт, что условия будут столь привлекательными.

Напомним, что де-факто ЛУКОЙЛ был готов начать поставки в адрес <Газпрома> еще

весной. Однако досрочные закупки монополист соглашался делать по цене в 11 долл. за

тысячу кубометров.

Второй вариант -- искать пути расширения газотранспортной системы монополиста на

собственные средства. Механизмы такого <частно-государственного> партнерства

разрабатываются в <Газпроме> и Минпромэнерго много лет. Предполагалось, что этой

осенью концерн с министерством представят в правительство Генеральную схему

развития газовой отрасли до 2030 года, в которой эта проблема должна была решаться.

Однако вчера член правления <Газпрома> Богдан Будзуляк, отвечающий за

газотранспортную систему, официально заявил, что документ не готов и будет доделан

только в следующем году. По информации <Времени новостей>, в <Газпроме> никак не

могут придумать, каким образом независимые производители будут получать

компенсацию за развитие газопроводной системы, которая принадлежит концерну.

Третий путь -- ждать, когда у <Газпрома> упадет добыча газа на севере Ямало-Ненецкого

автономного округа. В одной из компаний на условиях анонимности заявили, что ждут

значительного высвобождения газотранспортных мощностей в этом регионе в 2009--2010

годах.

У <Газпрома> действительно имеются проблемы с поддержанием добычи газа на текущем

уровне. Эффект Заполярного месторождения, которое в этом году вышло на проектную

мощность добычи и дало 35 млрд кубометров прироста добычи, исчерпан. Ввод

небольших площадей сателлитов -- Песцового, Эн-Яхинского и т.д. -- в совокупности

может компенсировать стремительно падающую добычу на советских месторождениях-

гигантах (Медвежьем, Уренгойском и Ямбургском) в лучшем случае до 2009 года. С

возвращением под контроль монополии <Нортгаза> исчерпались и резервы <утерянных

активов>.

Тем не менее практика показывает, что так просто <Газпром> своих позиций не сдаст,

поскольку совершенно не имеет желания уступить часть российского рынка газа

конкурентам. И будет использовать все свои возможности (включая право

непредоставления доступа на основе технических возможностей системы без объяснения

причин) для того, чтобы независимым было проще сдавать добытый газ на входе в

систему.

Алексей ГРИВАЧ

Олигархи против российского бизнеса

Сербские политики не поделили спонсоров

В понедельник в Белграде побывал верховный представитель Европейского союза по

внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана. Он довел до сведения

руководства Сербии рекомендации ЕС по реформированию естественных сербских

монополий и принципам приватизационной политики. Реформы в социально-

экономической сфере являются ключевыми для интеграции Сербии и Черногории (СиЧ) в

Евросоюз.

Тематика переговоров г-на Соланы непосредственно затрагивает интересы России.

Российский бизнес хочет поучаствовать в приватизации сербских предприятий в

банковской, нефтегазовой и энергетической отраслях. Однако здесь возникают сложности,

которые усугубляются неоднозначной ситуацией вокруг отмены 28 ноября визита в

Москву премьер-министра Сербии Воислава Коштуницы.

Коштуница должен был открыть сербскую торгово-промышленную выставку в Гостином

дворе. Однако сделал это министр торговли, туризма и услуг Сербии Боян Димитриевич,

после чего сербские СМИ стали выдавать броские комментарии по сорвавшемуся визиту

премьера. Белградская газета "Блиц" даже не поленилась подсчитать, что расходы на

делегацию составили почти 63 тыс. евро, "вынутых из карманов сербских граждан". И это

при том, что дорогу и проживание 15 высокопоставленных чиновников оплатило

правительство Москвы.

Однако советник по прессе и культуре посольства Сербии и Черногории в Москве

Небойша Еркович напомнил "Времени новостей" о позитивных итогах визита. По его

словам, сербская сторона внимательно анализирует соглашения, заключенные при участии

более 300 фирм, так что сотрудничество будет развиваться.

Но почему все-таки Воислав Коштуница не прилетел в Москву?

По словам г-на Ерковича, сербский премьер был готов открыть выставку. Однако в

Белграде в неподходящий момент поссорились серб Вук Хамович и черногорец Воин

Лазаревич -- два олигарха и главных финансиста Демократической партии Сербии (ДПС).

Эту партию как раз возглавляет Воислав Коштуница.

По данным источников "ВН" в Белграде, Вук Хамович намерен перейти в лагерь

Демократической партии (ДП) сербского президента Бориса Тадича. Последний не в

восторге от такой перспективы, однако надеется, что олигарх поможет ему преодолеть

кризис в партии. При всем при этом г-н Хамович намерен купить ведущую

энергетическую компанию Сербии -- ЕПС -- против чего выступает Воислав Коштуница.

Именно в приватизации ЕПС хочет поучаствовать российский бизнес.

Правительство г-на Коштуницы располагает в скупщине (парламенте) Сербии зыбким

большинством. Чтобы удержаться у власти, ДПС даже готова к союзу с

националистической Радикальной партией. Это-то и напугало Вука Хамовича. Более того,

никто в Сербии не может сказать, сохранится ли вообще нынешний состав скупщины. В

парламенте разгорается скандал вокруг возможного подкупа депутатов некоторыми

олигархами.

В Москве настороженно относятся к Воину Лазаревичу и Вуку Хамовичу. Как написала на

днях сербская газета "Глас явности", явно намекая на британские спецслужбы, оба

олигарха "близки к британскому правительству". Благодаря такой близости бизнесменам

сходят с рук и некоторые сомнительные сделки. Особенно это касается г-на Хамовича.

По данным лондонской газеты "Гардиан", контролируемая Хамовичем и базирующаяся в

Лондоне компания "Энерджи файнэнсинг трейд" (ЭФТ) последние годы находится под

пристальным вниманием британских правоохранительных органов. Компания

подозревается в коррупции и незаконных операциях на Балканах. Полученные средства

Вук Хамович размещает на подозрительных счетах офшорных компаний на Кипре, на

островах Джерси и Мэн и на британских Виргинских островах.

Пока олигарх выходит сухим из воды. Более того, он приобрел 80% балканских

энергосетей. "Энерджи файнэнсинг трейд" (помимо Белграда имеющая представительства

в Сараево, Тиране, Бухаресте, Любляне, Будапеште и Скопье).

Вук Хамович -- владелец ЭФТ, а вот другой близкий Коштунице олигарх, Воин Лазаревич,

-- директор белградского представительства этого же картеля. В 2000--2001 годах

Лазаревич был советником черногорского правительства по внешнеэкономическим

вопросам. В июле 2002 года, пережив покушение на свою жизнь в Белграде, бизнесмен

переехал в Лондон.

Вот такие крутые конкуренты у российского бизнеса в Сербии, а теперь, похоже, и у

Воислава Коштуницы. Кроме того, сербы не скрывают, что хотели бы развивать связи не

только с Россией, но и гораздо в большей степени с Евросоюзом. Как отметил на днях в

интервью корреспонденту "ВН" глава МИД СиЧ Вук Драшкович, российско-сербские

связи приобретут истинный размах тогда, когда ключевым партнером Россию признает не

только Сербия, но и Евросоюз. Один из аккредитованных в Москве сербских журналистов

объяснил корреспонденту "ВН" ситуацию более доходчиво: "Раз мы (то есть сербы. --

Ред.) хотим вступить в Евросоюз, то мы должны учитывать его интересы".

Петр ИСКЕНДЕРОВ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное