Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 2 декабря, пятница

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

И нашим и вашим

Вьюгин убедил правительство хотя бы частично размещать госпакеты акций на российских биржах

Призывы главы Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина проводить приватизацию госкомпаний на российских площадках возымели свое действие на правительство. Вчера на Втором федеральном инвестиционном форуме г-н Вьюгин заявил, что "есть намерения у российских властей попытаться реализовать частично приватизацию "Роснефти", "Связьинвеста" и, может быть, Внешторгбанка через механизмы фондового рынка -- это ход в правильном направлении". А руководитель департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли Анна Попова сообщила, что МЭРТ готовит поправки в закон о приватизации, которые позволят осуществлять IPO (первичное публичное размещение акций) при приватизации государственных пакетов крупных компаний. По ее словам, министерство намерено создать механизм, который позволит размещать госпакеты на российских и зарубежных торговых площадках. Сейчас, отметила г-жа Попова, обсуждается вопрос о возможности параллельного IPO госкомпаний при приватизации на российских и западных биржах или последовательного -- вначале на российской, а затем на западной.

Эти поправки готовятся в свете предстоящей приватизации госпакетов "Роснефти", "Связьинформа", ВТБ, КамАЗа и Дальневосточного морского пароходства, которую намечено провести в 2006 году.

В минувшую среду глава Минэкономразвития Герман Греф объявил, что правительство планирует провести IPO "Роснефти" в объеме 15 млрд долл. Однако из них только часть будет размещена на российских площадках. "По нашей оценке, на российском рынке можно будет разместить только 3--4 млрд долл. Остальное будет размещено скорее всего на Лондонской бирже", -- сказал г-н Греф. В России крупные размещения акций проводить нецелесообразно из-за "узости российского рынка", констатировал министр.

Впрочем, г-н Вьюгин всегда придерживался иной точки зрения. "На самом деле и в России можно "поднять" столько же денег, сколько в Лондоне или в Нью-Йорке, -- говорил он в сентябре. -- Это задача организатора размещения -- суметь привлечь крупных инвесторов, обеспечить хорошую цену на бумаги. Яркий тому пример -- недавняя продажа 10% пакета акций МТС на внутреннем рынке. Всего за три часа инвесторы скупили бумаги крупнейшего отечественного оператора сотовой связи, благодаря чему бывший владелец пакета -- Deutsche Telekom получил 1,5 млрд долл., а российский фондовый рынок, похоже, новую "голубую фишку".

Впрочем, вчерашние данные, озвученные г-ном Вьюгиным, все же заставляют сомневаться в способности российского рынка поглотить крупные IPO. По итогам 2005 года российские компании привлекут инвестиции на рынках капитала на сумму всего 30 млрд долл., из них 15 млрд -- с зарубежных площадок. Общая сумма инвестиций в основные активы при этом составит около 100 млрд долл. (оставшиеся 70 млрд являются долей государства, а также тех компаний, которые осуществляли инвестиции за счет собственных средств).

Всего за десять месяцев этого года 11 российских компаний провели IPO, из них восемь -- на западных площадках более чем на 4 млрд долл., а три -- на ММВБ и РТС на 300 млн долл. В декабре ожидается IPO НЛМК, который разместит не менее 7% своих акций на Лондонской бирже. Аналитики оценивают это IPO в 500--700 млн долларов.

Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА

Напрасные хлопоты

Российские чиновники победили новые технологии в госуправлении

Государство тратит на повышение эффективности работы госаппарата путем внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) огромные деньги, однако ожидаемого эффекта пока не видно.

Статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов заявил вчера на Всероссийской конференции "CIO-Госсектор", что только по линии федерально-целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия" на эти цели направляется ежегодно 1,7 млрд руб. Если учесть, что в стране 1,7 млн чиновников, то, как отметил г-н Шаронов, получается, что "на информатизацию одного чиновника тратится 1000 долл.". В целом за счет бюджетов всех уровней на высокотехнологичное обеспечение российских управленцев тратится 60 млрд руб. в год. "При этом качество госуправления в России падает год от года, тогда как в других странах за счет внедрения новых технологий повышается", -- с сожалением констатировал г-н Шаронов. "Информатизация делает хорошее управление еще лучше, а плохое -- еще хуже", -- поддержал замминистра заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству Петр Щелищ.

Эти выводы подтверждают исследования влиятельных международных организаций. Так, в страновом рейтинге Transparency International, определяющем уровень коррупции, Россия скатилась с 76-го места в 1998 году (рядом с Вьетнамом и Венесуэлой) на 126-е в 2005-м (уровень Албании, Нигера и Сьерра-Леоне). Индекс качества регулирования в России в 2004 году равнялся, по оценке Всемирного банка, 30,5 пункта -- рядом с Китаем и Вьетнамом (в 1998 году был выше на один пункт). По индексу непрозрачности Kurtzman Group у России 40-е место из 48 крупнейших стран (рядом с Индонезией и Китаем).

По мнению Андрея Шаронова, улучшения госуправления не происходит главным образом потому, что до сих пор действуют старые управленческие технологии, которые призвана разрушить административная реформа. "Компьютер покупается для того, чтобы удобно и красиво распечатывать лицензии, а не для того, чтобы сделать процесс выдачи этих лицензий быстрым, подконтрольным и прозрачным. Практически неизвестны случаи, когда при внедрении ИКТ сокращался бы штат сотрудников", -- говорится в материалах, подготовленных к конференции.

Кроме того, по словам г-на Шаронова, налицо беспорядок в учете государственной информации, дублирование, противоречия в информации различных ведомств, публикуемой на интернет-сайтах. Более того, найти обязательную к публикации информацию государства гражданину по-прежнему трудно. Большая часть информации не размещается, говорит г-н Шаронов. И приводит в пример Швецию (уровень коррупции в этой скандинавской стране один из наиболее низких в мире), где решения чиновников вообще не считаются принятыми до тех пор, пока они не обнародованы в Интернете. Кроме того, даже если размещенная в Сети информация юридически не значима, она может отличаться от реальной, хранящейся в ведомственных базах данных, и нет никаких механизмов подтверждения ее достоверности и т.д., сетует замминистра. "Общим правилом могло бы стать следующее: если чиновник принял не секретное решение, то оно должно быть раскрыто. Страна должна знать своих героев, решения любого госслужащего должно легко находиться через Интернет немедленно после их принятия", -- считает г-н Шаронов.

Его коллега по министерству -- замдиректора департамента корпоративного управления МЭРТ Церен Церенов развил тему, призвав четко определить категории государственной информации. Он предложил поделить ее на три части. Первая -- секретная и, естественно, полностью закрытая. Вторая -- раскрываемая государством в обязательном порядке. Третья -- также раскрываемая, но по запросу.

Ввести в практику подобные новации технически особого труда не представляет. Куда сложнее заставить чиновников делиться информацией. Для этого придется изменить психологию российских бюрократов, многие из которых считают себя посвященными в священные и потому неразглашаемые тайны. Любопытную статистику привел вчера начальник отдела департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Максим Паршин. Оказывается, у федеральных чиновников США примерно 400 функций, а у российских -- более 5 тыс. Так что информационные технологии им пригодятся. Чтобы распечатать с современного компьютера на не менее современном принтере пару-тройку новых лицензий.

Михаил ВОРОБЬЕВ

"АвтоВАЗ" намерен изменить статус

Минпромэнерго собирается развивать сборочные производства

Похоже, неоднократно звучавшие прогнозы о том, что будущее российского автопрома -- за развитием сборочных производств, подтверждаются. Вчера Минпромэнерго объявило, что рассматривает вопрос о предоставлении флагману отечественной автоиндустрии -- "АвтоВАЗу" -- статуса промышленного сборочного предприятия. В начале этой недели, как уже сообщалось, статус промсборки получил совместный проект "Северсталь-Авто" и китайской SsangYong. Летом на "Иж-Авто" был запущен в производство автомобиль KIA Spectra. Как сообщает Минпромэнерго, "еще несколько компаний ведут переговоры о создании производства автомобилей в России на базе режима промышленной сборки".

Режимом промсборки могут воспользоваться как российские, так и зарубежные инвесторы. Он предполагает, в частности, отмену или снижение пошлин на ввоз ряда комплектующих. Для получения статуса промсборки предприятия или компании должны заключить с Минэкономразвития соглашения, в которых оговорят перечень ввозимых по льготным ставкам автокомпонентов и их долю в сборном автомобиле. Для уже действующих предприятий срок договора должен быть не менее семи лет, для создаваемых -- от восьми лет. Среди претендентов на получение статуса промсборки в ближайшее время -- японская Toyota (строит завод по сборке Camry под Петербургом), немецкий Volkswagen (собирается создать завод в подмосковном Ступине) и "АвтоВАЗ".

На "АвтоВАЗе" вчера отказались официально комментировать ситуацию по проекту промышленной сборки на данном этапе. Впрочем, источник в компании пояснил, что этот режим необходим для осуществления поставок некоторых комплектующих для сборки моделей LADA Kalina и LADА Priora (запустить последнюю в производство предполагается после 2006 года. -- Ред.). По сообщению Интерфакса, заявленный перечень комплектующих для "АвтоВАЗа", которые могут поставляться в программе режима промсборки, невелик -- это менее десяти позиций.

Судя по всему, в Минпромэнерго решили сделать упор на развитии автопрома через сборку, так как "режим промышленной сборки, утвержденный совместным приказом Минпромэнерго, МЭРТ и Минфина в середине апреля, оправдывает себя". В подтверждение этому приводятся слова директора департамента структурной и инвестиционной политики в промышленности и энергетике Минпромэнерго Андрея Дементьева, который говорит о том, что вводимый режим -- "эффективный инструмент развития автомобильной промышленности, и автопроизводители уже достаточно активно пользуются этим инструментом".

Анна ЛАНДЕР

Сговор на разговоры

Французским сотовым операторам предъявлен огромный штраф за нарушение антимонопольного законодательства

Во Франции разгорелся крупный антимонопольный скандал. Совет по конкуренции страны оштрафовал вчера на 534 млн евро крупнейших местных операторов сотовой связи -- Orange, SFR и Bouygues Telecom. Согласно заявлению французских регуляторов, эти компании участвовали в сговоре по установлению договорных цен на предоставляемые услуги связи.

Представители совета утверждают, что операторам вменяются в вину два нарушения антимонопольного законодательства. Первое состоялось в период с 1997 по 2003 год, когда компании впервые начали обмениваться конфиденциальной информацией о клиентах и контрактах. Затем -- с 2000 по 2003 год -- возникла договоренность сохранить существующий раздел рынка. Совет по конкуренции пришел к выводу, что эти действия наносят "существенный ущерб экономике и клиентам". "Каждый месяц операторы мобильной связи обменивались данными продаж. В основном эти материалы касались контрактов с новыми клиентами", -- говорится в докладе антимонопольного ведомства.

Штрафы были распределены соразмерно долям операторов на местном рынке. Bouygues, доля которой составляет 16,9%, придется выплатить 58 млн евро. SA SFR (доля на рынке -- 35,8%), принадлежащая известному медиахолдингу Vivendi Universal, заплатит 220 млн евро. Больше всех придется раскошелиться Orange (занимает 47,3% рынка), подразделению France Telecom -- на нее наложен штраф в размере 256 млн долл. Кстати, в этом году совет обязал France Telecom заплатить 140 млн евро за незаконное доминирование в сфере предоставления широкополосного доступа в Интернет.

В России, как считают ведущие сотовые операторы страны, подобная ситуация вряд ли возможна. "Это может случиться в любой стране, поскольку антимонопольное право везде построено схожим образом, -- говорит директор по связям с общественностью "Вымпелкома" Михаил Умаров. -- И если в какой-то области происходит сговор -- неважно, в сталелитейной, пивной или сотовой связи, -- включается антимонопольное законодательство. Другое дело, что уровень размеров штрафов разный в зависимости от страны. Правда, в наших условиях это сложно представить. Та конкуренция, которая сейчас есть на нашем рынке, во многом находится еще в ценовой области. И представить себе, что операторы вдруг договорятся о паритетных ценах, достаточно сложно. Наши (российские. -- Ред.) цены уже и так одни из самых низких в мире. Мы даже Китаю уступаем. Так что российский рынок точно нельзя заподозрить в ценовом сговоре". Похожей точки зрения придерживается и директор по связям с общественностью ОАО "Мобильные телесистемы" Андрей Брагинский.

А пресс-секретарь "Мегафона" Марина Белашева указывает, что в России в сфере нарушений антимонопольного законодательства, скорее, другая беда -- так называемые "загородительные тарифы". "В тех случаях, когда на ринге присутствуют хотя бы два федеральных оператора (либо какой-нибудь сильный местный оператор) и им очень не хочется допускать на рынок нового сильного игрока, происходит следующее, -- говорит она. -- Устанавливаются высокие тарифы на звонки абонентов своей сети на новую сеть и из той сети в свою сеть. Такое случается. Правда, в последнее время в эти игрушки больше не играют. Регулирующие органы, естественно, за это карают. А операторы в свою очередь стараются себя обезопасить и в качестве причин обычно указывают, например, техническую невозможность сделать эти звонки более дешевыми, ссылаются на себестоимость и маршрутизацию. Но это длится непродолжительное время. Антимонопольные органы очень быстро на это реагируют. Поэтому судебных прецедентов в России пока не было".

В ФАС "Времени новостей" подтвердили, что сговоров на российском рынке мобильной связи пока не было. "Более того, -- указывает руководитель пресс-службы ФАС Ирина Кашунина, -- введение новых тарифных планов, расширение спектра предоставляемых услуг операторами говорит о том, что идет борьба за потребителей и что между операторами существует конкуренция".

Денис УВАРОВ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное