Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 29 марта, вторник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Кушать подано!

Россия рискует проесть все дополнительные доходы бюджета

Как ожидается, сегодня премьер Михаил Фрадков на расширенном заседании коллегии Министерства экономического развития и торговли не только даст оценку экономических итогов 2004 года, но и расскажет о перспективах российской экономики. Есть надежда, что глава правительства не забудет упомянуть и о начавшемся бюджетном процессе, например, о параметрах увеличения расходов, а также о том, каким образом они будут обеспечены доходами.

Острота дискуссии, зачастую нелицеприятная критика оппонирующих сторон уже вынудила премьера запретить подчиненным комментировать результаты заседаний правительственной бюджетной комиссии. Не сумев сломить сопротивление главы Минфина Алексея Кудрина при рассмотрении вопроса о снижении НДС до 13% с покрытием выпадающих доходов из средств стабилизационного фонда (кстати, коллегу из Минфина поддержал в этом и глава МЭРТ Герман Греф), Михаил Фрадков теперь пытается взять реванш. Бюджетная комиссия в конце прошлой недели решила резко повысить доходы бюджета в 2006 году путем изъятия части средств из стабфонда.

Со следующего года стабфонд будет формироваться за счет доходов от экспорта нефти при цене, превышающей уровень 25 долл. за баррель, а не 20 долл., как сейчас. По оценкам экспертов, в результате столь радикального увеличения цены отсечения (еще в начале прошлой недели г-н Кудрин заверял, что будет всячески препятствовать поднятию планки выше 23 долл. за баррель, а до этого он вообще предлагал не повышать ее выше 21--21,5 долл./баррель) бюджет получит дополнительно 270--280 млрд руб. Эти деньги премьеру необходимы как воздух. В феврале он пообещал удвоить пенсии, а также увеличить вдвое зарплаты бюджетников к 2008 году. Без многомиллиардных дополнительных доходов бюджета сделать это невозможно.

Эксперты неоднозначно оценивают социальные новации г-на Фрадкова. Никто не спорит, что зарплаты и пенсии надо повышать, однако у аналитиков вызывает озабоченность то, что такие меры не поддерживаются реформированием социальной сферы. "Фундаментальные проблемы, связанные с незавершенной пенсионной реформой, с нереформированной социальной сферой, а также неэффективностью бюджетных расходов, не решаются. То есть все эти деньги мы банально проедим", -- сказал "Времени новостей" старший аналитик департамента стратегического анализа компании ФБК Алексей Калинин.

Вброс в экономику пары-тройки сотен миллиардов рублей скажется и на уровне инфляции.

"Если мы вернется к тенденции снижения оттока капитала, что было бы естественно ожидать, если мы надеемся на рост инвестиций, в этом случае повышение цены отсечения приведет либо к увеличению инфляции, либо будет укрепляться рубль. И это укрепление будет достаточно ощутимым, что хотя и имеет свои плюсы, но и создает существенные проблемы для конкурентоспособности экономики", -- сказал "Времени новостей" руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Хотя доля в инфляции новых социальных расходов может быть и назначительной (по данным экспертов, примерно 200 млрд руб. допрасходов, которые власти были вынуждены понести в этом году в связи с монетизацией, внесут в рост потребительских цен 0,1--0,2 процентных пункта), однако вкупе с иными инфляционными факторами она поспособствует превышению правительственных прогнозов. Так было в прошлом году, то же самое ожидается и в нынешнем. Сейчас уже никто, в том числе в самом правительстве, не сомневается, что инфляция по итогам 2005 года превысит заложенный в бюджете уровень -- 8,5%. Впрочем, и новая установленная на официальном уровне планка -- 10% -- многим кажется заниженной. По оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, инфляция только за первые три месяца составит около 5% (январь--февраль -- 3,9%).

Стабильности бюджета 2006 года, судя по всему, новые расходы не грозят, хотя налицо явное ослабление бюджетной политики. "Запас прочности очень большой. И ожидать, что его не хватит, пока не стоит", -- говорит г-н Калинин. Он допускает, что в бюджете хватит денег и на ряд инфраструктурных проектов, на реализации которых настаивали, в частности, Герман Греф и глава Минпромэнерго Виктор Христенко.

По оценке Евсея Гурвича, с учетом новых расходов бюджет-2006 при цене отсечения в 25 долл. за баррель вполне балансируется. "Но мы подойдем к грани бюджетной устойчивости. Еще один-два таких шага, и у нас будут достаточно высокие макроэкономические риски", -- предупреждает экономист. Такой вывод он делает на основе ряда прогнозов, согласно которым цена на нефть в 2007--2008 годах может снизиться примерно до 26 долл. за баррель. Впрочем, другие аналитики оперируют иными прогнозами -- 35--37 долл. за баррель.

Между тем существует еще одна проблема, которая только ждет широкого обсуждения. Дело в том, что из-за увеличения бюджетных расходов уже собранная в стабфонде на черный день сумма в 500 млрд руб. не может быть гарантом стабильности бюджета на достаточно долгий период при резком снижении нефтяных цен. Иными словами, в критической ситуации покрывать нужно будет гораздо больший бюджетный дефицит. Поэтому не исключено, что необходимость увеличения объема всероссийской копилки станет одним из основных аргументов в устах тех, кто старается минимизировать использование средств стабфонда внутри страны в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Например, министра финансов Кудрина.

Михаил ВОРОБЬЕВ

Такая корова нужна самому

Подготовлен закон о взимании подоходного налога по месту жительства

Несмотря на недавние категорические заверения Министерства финансов не трогать 13-процентную ставку подоходного налога, желание реформировать его структуру, похоже, не дает покоя законодателям. Вскоре после окончательного отклонения Думой законопроекта о дифференцированной ставке подоходного налога законодательное собрание Пермской области подготовило к внесению в нижнюю палату Федерального Собрания поправки о зачислении налога на доходы физических лиц по месту жительства плательщика, а не по месту его работы. Если поправки будут приняты, Москва рискует лишиться значительной части доходов, поступающих в ее бюджет от работающих в столице жителей Подмосковья. Зато желания этих людей получить налоговые вычеты на покупку жилья, учебу или лечение смогут реализоваться гораздо быстрее, чем сегодня.

Впервые проблему зачисления подоходного налога в казну по месту жительства работника в 1996 году поставило законодательное собрание Амурской области, с аналогичной инициативой выступили вологодские законодатели, а затем и Мособлдума. Власти этих регионов были недовольны ситуацией, когда их жители, уезжающие на заработки в соседнюю область, подоходный налог платили (если работали легально, получая белую зарплату) там, где было зарегистрировано их предприятие. Особо остра такая проблема для городов Московской области, большинство работоспособных граждан которой традиционно трудятся в Москве.

По данным подмосковного правительства, ежедневно на работу в Москву из области приезжает от 700 тыс. до 1 млн жителей, и наоборот -- из Москвы в Подмосковье примерно 200 тыс. человек. Аналогичная ситуация в областях, прилегающих к Санкт-Петербургу.

Плюсы перехода на уплату подоходного налога по месту жительства, как считают разработчики законопроекта, в первую очередь состоят в формировании некой ответственности плательщика за благосостояние казны своего региона. Если налоги будут поступать в тот самый бюджет, из которого граждане получают социальную поддержку, в глазах населения, по мнению авторов проекта, усилится зависимость между наполнением бюджета и его расходами на те или иные социальные нужды. Если субфедеральные власти не будут иметь в своем распоряжении хотя бы одного источника доходов, уровень поступлений от которого напрямую бы зависел от численности населения и уровня его доходов, они вряд ли станут заботиться о создании комфортных условий для проживания граждан, говорят авторы законопроекта. Ведь сегодня многие регионы ведут активную политику по привлечению на свою территорию инвестиций как источника налоговых доходов. Однако нет ни одного региона, который заботился бы о привлечении на свою территорию жителей, поскольку для властей "лишнее" население скорее источник бюджетных расходов, чем доходов.

Для самих жителей, помимо чисто гипотетического усиления заботы местных властей о благосостоянии региона, зачисление подоходного налога в местный бюджет может упростить порядок получения налоговых вычетов. По сегодняшним правилам вычеты предоставляются из того бюджета, куда поступили налоги, -- то есть жителям Подмосковья, работающим в Москве, к примеру, излишки уплаченного налога возвращает столица. Из-за этого временной разрыв между подачей декларации для подтверждения права на вычет и поступлением денег на личный счет в Сбербанке превышает полгода. Налоговики при этом разводят руками: отмашку на предоставление вычета мы дали, деньги зависли между бюджетами.

Как признает Минфин, предложение о перераспределении между бюджетами подоходного налога заслуживает внимания, ведь в тех регионах, где нет значительных поступлений от добычи природных ресурсов, этот налог составляет порядка 50--60% доходов бюджетов. Однако, по словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, миграция населения вызвана отсутствием работы и совершенно закономерно, что граждане выезжают из местностей, в которых постоянно проживают они и их семьи, в экономически развитые регионы. Туда, где создана инфраструктура труда. В результате в тех местностях, откуда граждане выезжают на работу в более развитые в экономическом плане регионы, руководители не стремятся к экономическому подъему своих территорий.

Боится Минфин и неизбежного усложнения администрирования налога, к чему финансовое ведомство сегодня совсем не стремится. В таком случае придется вести дополнительный учет налогоплательщиков по месту жительства и рассылать соответствующие платежи в несколько адресов -- контроль за правильностью исчисления и перечисления налогов будут осуществлять несколько налоговых органов. Поэтому г-н Шаталов стремится доказать, что эффективнее всего вопрос зачисления подоходного налога по месту жительства может быть решен не внесением поправок в федеральное законодательство, а заключением двусторонних соглашений между субъектами. Зная, впрочем, что на такой вариант ни Москва, ни Санкт-Петербург, ни другой крупный город не пойдет.

В целом положительный отзыв на законопроект дала Счетная палата (СП), которая в своих рассуждениях идет дальше и признает, что вслед за переводом подоходного налога на уплату по месту жительства назреет необходимость и перевода его в разряд региональных, а возможно, и местных налогов. По мнению некоторых аудиторов Счетной палаты, это было бы актуально, так как распределение налогов по уровням власти имеет крен в сторону центра, а регионы по сути должны довольствоваться двумя налогами -- на имущество организаций и на игорный бизнес, совокупные поступления по которым оцениваются в 2005 году в размере 197 млрд руб. и 23 млрд руб. соответственно. Правда, как предупреждает Счетная палата, решение о зачислении подоходного налога по месту жительства плательщика, если оно будет принято, может иметь неожиданные последствия: следующим шагом станет желание регионов самим варьировать ставку этого налога. А это уже вопрос политический.

Ирина СКЛЯРОВА

Центробанк успокаивает

Вкладчикам обанкротившегося сыктывкарского банка обещают вернуть до 100 тысяч рублей

Центральный банк решил успокоить вкладчиков банков, не вошедших в систему страхования депозитов, задействовав собственную систему гарантирования. Вчера он объявил о намерении компенсировать вкладчикам сыктывкарского Банка сбережений и развития (БСР) 129 млн руб. (но не более 100 тыс. руб. каждому). Выплаты двенадцати тысячам вкладчиков будут проходить с 25 апреля по 22 августа через офисы БСР и филиальную сеть Газпромбанка, выбранного ЦБ в качестве банка-агента.

В июле прошлого года во время паники частных вкладчиков Центробанк написал, а Госдума срочно приняла закон "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов". Согласно этому документу регулятор гарантирует до 100 тыс. руб. (за вычетом предварительных выплат) по вкладам в банках, обанкротившихся с начала 2004 года.

Между тем 23 марта Банк России завершил первый этап отбора в систему страхования вкладов, и потребители узнали имена участников рынка, которые в нее не вошли. ЦБ, не заинтересованный в панике вкладчиков в каком бы то ни было банке, призвал общественность не делать преждевременных выводов: банки-неудачники могут пройти в систему со второй попытки. Но для поддержания полного спокойствия этого было явно недостаточно. Теперь регулятор сделал реальный шаг в этом направлении, сигнализируя вкладчикам, что его гарантии также работают и летний закон никто не отменял.

Под действие закона подпадает целый ряд банков, которые не смогли преодолеть "кризис доверия", в частности "Диалог-Оптим", вкладчики которого все еще ждут объявления о выплатах. Однако обкатать схему расчетов с населением ЦБ решил на небольшом региональном банке, правда, с большим количеством мелких вкладчиков. По данным ЦЭА "Интерфакс" на 1 июля 2004 года, активы БСР составляли 486 млн руб., капитал -- 54 млн руб., депозиты частных лиц -- 225,6 млн руб. Центробанк отмечает, что решение по компенсациям было принято "в течение 30 дней со дня получения от конкурсного управляющего банка-банкрота документов, необходимых для расчета размера выплат", как того и требует закон.

Расчеты с вкладчиками БСР, обратившимися в банк-агент с соответствующими заявлениями, могут осуществляться по их выбору как наличными, так и путем перечисления средств на счет в любом банке, говорится в сообщении ЦБ. Написать заявление на перевод или получить наличные вкладчики смогут в отделениях БСР, а также в структурных подразделениях Газпромбанка в Сыктывкаре, Ухте, Усинске. Получить комментарии в Газпромбанке вчера не удалось.

Любопытно, что для расчетов с вкладчиками у Центробанка пока не готовы все необходимые документы. В частности, завтра Национальный банковский совет (НБС) рассмотрит проект указания "О порядке бухгалтерского учета в Банке России выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов". Впрочем, член НБС, депутат Госдумы Анатолий Аксаков сказал "Времени новостей", что этот вопрос "носит скорее технический характер" и проблем с утверждением указания возникнуть не должно.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное