Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 4 марта, пятница

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Ставки сделаны

Министерство финансов и бизнес подготовили сводные предложения по налоговой реформе

Вчера была предпринята очередная попытка уравновесить между собой предложения по новым шагам в налоговой реформе, поступающие в кабинет министров. Правительство на своем очередном заседании начало обсуждать налоговый пакет, заслушав, правда, пока лишь небольшую его часть -- доклад Министерства финансов о предполагаемых реформах налогообложения малого бизнеса. Одновременно Совет по конкурентоспособности и предпринимательству выбрал среди поступивших от бизнеса самые "жизнеспособные" предложения, которые будут представлены на обсуждение правительства. Сценарий налоговой реформы, который правительство вместе с бизнесом пытается нарисовать хотя бы контурно, пополнился новыми идеями.

Минфин в роли основного разработчика налогового пакета представил расчеты потерь, которые может понести бюджет в случае снижения каждого конкретного налога. Несколькими днями раньше министр финансов Алексей Кудрин высказал свое личное мнение насчет того, что в принципе снижать налоги в данный момент было бы опрометчивым поступком. Аналогичные рекомендации, как известно, недавно высказали и представители Международного валютного фонда. Но так как аппарат правительства продолжает настаивать на снижении НДС в самом радикальном варианте -- с 18 до 13%, Минфину пришлось свести в наглядную таблицу все возможные варианты снижения ставки НДС, с учетом ликвидации льготных ставок и без. К примеру, при снижении ставки НДС до 13% бюджет потеряет 308 млрд руб., при снижении до 15% -- 135 млрд руб. Более лояльно отнесся Минфин к предложениям предпринимателей улучшить администрирование НДС. Однако в своих расчетах министерство предостерегает, что введение ускоренного возмещения этого налога при капитальных вложениях "съест" за два года 150 млрд бюджетных рублей -- столько же, сколько введение заявительного порядка возмещения НДС экспортерам.

По другим налогам минфиновские предложения особой конкретикой не отличаются. Единая ставка налога на добычу полезных ископаемых, как признает Минфин в подготовленных документах, большая проблема. Но дальше этого не делается ни шага.

Что касается предложения о снижении единого социального налога с действующей ныне максимальной ставки 26% до 15%, высказанного деловым сообществом, то никаких расчетов целесообразности (или нецелесообразности) такого шага Минфин пока не подготовил. В министерстве считают, что провести такие расчеты пока крайне сложно, поскольку нет данных даже о том, как влияет на экономику нынешняя 26-процентная ставка (напомним: до 1 января 2005 года ставка ЕСН составляла 35,6%).

С 2006 года Минфин считает необходимым ввести в действие главу Налогового кодекса, регулирующую уплату налога на наследство и дарение, а с 2007 года -- местный налог на недвижимость жилого назначения.

Для малого бизнеса финансовое ведомство предлагает повысить с 15 до 20 млн руб. порог доступа к упрощенной системе налогообложения, хотя предпринимательское сообщество настаивало на более значительном повышении этой цифры. Ставку налога на прибыль Минфин трогать пока не собирается (в том числе и для новых особых экономических зон, где предлагается освобождать субъектов бизнеса только от земельного налога и налога на имущество), зато призывает Госдуму как можно скорее принять внесенные правительством поправки по введению открытого перечня расходов, на сумму которых предприятие сможет уменьшать свой налог.

Особый акцент делает Минфин на реформе налогового администрирования. Предлагается, в частности, ввести жесткие стандарты деятельности налоговых инспекций, ограничить основания, при которых могут быть проведены повторные проверки, уточнить составы налоговых правонарушений и установить максимальный срок проведения выездных налоговых проверок.

Хотя Минфин подчеркивает, что его предложения подготовлены при участии рабочей группы Совета по конкурентоспособности, это вовсе не означает, что не вошедшие в минфиновский перечень иные меры по снижению налогов не будут иметь права на жизнь. Предпринимателям, по предварительным данным, дадут возможность высказать дополнительные предложения на следующем заседании правительства, посвященном налоговой реформе.

Предложения предпринимательского сообщества оказались разношерстными, что неудивительно. Ведь если средний бизнес волнует, к примеру, возможность дальнейшего снижения ЕСН, то для крупных корпораций, где платятся высокие зарплаты, социальный налог применяется в регрессии, и его снижение не столь актуально.

По большей части предложения разных групп бизнеса перекликаются с тем, что предлагает Минфин. На первое место в ряду своих предложений бизнес поставил также улучшение администрирования, упрощение отчетности и введение ограничений, не позволяющих инспекторам произвольно трактовать налоговое законодательство.

Очень много предложений у бизнеса в отношении упрощения налогового режима малых предприятий. Причем выдвигают их не только организации малого бизнеса, но и Торгово-промышленная палата, ратующая за введение патентов вместо вмененного налога, а также "Сибмашхолдинг", предлагающий повысить порог перехода к "упрощенке" до 600 млн рублей.

В целом бизнес-сообщество к заседанию правительства намеревается представить довольно нейтральный документ. По словам председателя Координационного совета предпринимательских союзов России Александра Шохина, сначала надо обеспечить либерализацию администрирования налогов, а с 2007 года говорить о снижении ставок налогов. Причем по НДС приоритеты расставлены точно так же: сперва разобраться с возмещением, а затем смотреть на ставки.

Наиболее интересные своей неоднозначностью "индивидуальные" предложения от бизнеса оказались у президента Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова и у крупных корпораций -- "Сибмашхолдинга" и ЛУКОЙЛа. Г-н Примаков предлагает перейти на дифференцированную шкалу подоходного налога, введя 20-процентную ставку для крупных доходов. "Сибмаш" вопреки позиции бизнес-сообщества, решившего отныне не произносить словосочетание "налоговая амнистия", рискнул оставить такое предложение в своих документах. ЛУКОЙЛ в свою очередь делает акцент на совершенствовании холдингового законодательства -- например, предлагает установить нулевую ставку налога на прибыль для дохода, полученного в виде дивидендов. Сейчас эта ставка составляет 9%.

В свою очередь глава холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска предлагает сократить срок возмещения НДС по экспортным операциям с трех месяцев до месяца, снизить НДС и ставку пошлины на импорт оборудования, а также законодательно освободить основные средства от налога на имущество в течение первых четырех лет их эксплуатации для стимулирования обновления оборудования на отечественных предприятиях.

Ирина СКЛЯРОВА

Крохи пенсионного пирога

Управляющие компании получат еще немного денег

Вскоре определится судьба взносов на накопительную часть пенсии, поступивших в Пенсионный фонд в течение 2002 года и не распределенных по индивидуальным лицевым счетам граждан. После того как будет утвержден их объем, они поступят в управляющие компании для дальнейшего инвестирования.

В разряд неидентифицированных в основном попали деньги предприятий, работавших неполный год и прекративших свое существование к 1 марта 2003 года. В течение нескольких месяцев такие работодатели перечисляли в ПФР взносы за своих работников, однако к моменту обязательного представления в Пенсионный фонд сведений об этих работниках прекращали свою деятельность. В результате ПФР не смог определить принадлежность примерно 4% средств накопительной части пенсии, поступивших в 2002 году. Теперь это стало заботой самих сотрудников предприятий-однодневок: не получив в 2003 году сведений о состоянии своего лицевого счета, они могли обратиться в отделения ПФР для восстановления справедливости. Однако даже в мае 2004 года, как сообщал зампред ПФР Александр Черноиван, сумма анонимных взносов составляла 1,426 млрд руб.

Принятый в августе прошлого года закон об исполнении бюджета ПФР за 2002 год поручал правительству найти способ определения объема нераспределенных взносов и величины дохода, полученного по итогам их инвестирования. Все эти средства должны быть переданы управляющим компаниям. Соответствующее постановление было принято кабинетом министров только месяц назад. Оно предписало министерству Михаила Зурабова по представлению ПФР утвердить указанные суммы в недельный срок. Однако, судя по тому, что ни ведомство, ни фонд до сих пор не называют официальных итогов своих подсчетов, эта процедура еще не завершена. Впрочем, нельзя исключать, что для предварительных выводов вполне сгодятся и прошлогодние цифры: сумма идентифицированных по заявлениям граждан средств может уравновешиваться инвестиционным доходом.

По сведениям "Времени новостей", наиболее приемлемым вариантом распределения этих денег ПФР считает разделение их между всеми управляющими пропорционально той части средств, которую они получили по итогам первой пенсионной кампании. Львиная доля -- 96,58% -- в таком случае достанется Внешэкономбанку. А остаток отойдет 55 негосударственным компаниям. Основываясь на сумме пенсионных накоплений, полученных ими весной прошлого года, можно подсчитать, что три лидера -- "КапиталЪ", УК Росбанка и "Солид Менеджмент" -- получат примерно 9,2 млн, 8,6 млн и 4,5 млн руб. соответственно. А аутсайдеру причитается всего около 2600 руб. Гендиректор УК "Солид Менеджмент" Вадим Сачков сказал "Времени новостей", что ПФР и так переводил управляющим средства пенсионных накоплений за 2003 год траншами, сопоставимыми с этими суммами. Они достаточны для полноценного инвестирования. Компании же с небольшим пенсионным портфелем уже испытывают трудности с размещением средств: минимальная величина биржевого лота ценных бумаг не позволяет им диверсифицировать свои вложения.

Кроме того, каждый управляющий обязан страховать риск своей ответственности по договору доверительного управления. Это делается всякий раз по мере поступления средств из ПФР. Однако одно дело страховать ответственность в объеме нескольких миллионов рублей и совсем другое -- в объеме нескольких тысяч.

Игорь ПОЛИЩУК

Бензиновый бойкот

Питерские нефтетрейдеры игнорируют аукционы по продаже участков под АЗС

Антимонопольная служба, похоже, решила не препятствовать тому, чтобы ЛУКОЙЛ занял почти половину розничного рынка нефтепродуктов в Петербурге. В региональном подразделении ФАС вчера заявили, что не возражают против того, чтобы права аренды 30 самых хороших участков под строительство АЗС были проданы единым лотом. Но местные трейдеры, обвинившие Смольный в том, что он сверстал условия продажи "под ЛУКОЙЛ", уже объявили бойкот аукциону. Назначенные на сегодня торги на право аренды других десяти участков под АЗС, которые были выставлены на продажу одним лотом, не состоятся из-за отсутствия покупателей.

Смольный оценил десять участков в 2,7 млн долл. -- эта начальная цена является двухгодичной арендной платой за землю. Желающих построить на этих участках АЗС не нашлось, не было подано ни одной заявки, говорят в Фонде имущества Петербурга. И теперь не исключено, что лот будет расформирован и места под заправки будут продаваться по одному. Местные нефтетрейдеры говорят, что в этом случае у двух третей участков есть шансы быть проданными, а остальные попросту никому не нужны.

Директор крупной фирмы, работающей на рынке нефтепродуктов Петербурга, назвал срыв торгов "демонстрацией оппозиции Валентины Матвиенко -- нормальной реакцией на ненормальный подход". Ведь победитель следующих торгов по продаже 30 участков, которые состоятся 10 марта (стартовая цена 10,1 млн долл.), будет обязан перечислить до конца этого года 2 млрд руб. налогов в горбюджет (из которых 100 млн руб. -- от работы АЗС) и задепонирует 300 млн руб. в качестве гарантии исполнения своего обещания, которые будут списаны в городскую казну, если последняя не получит 2 млрд руб. Сообщество местных трейдеров -- Нефтяной клуб Петербурга -- считает, что выполнить условия способна лишь одна компания -- ЛУКОЙЛ, глава которой Вагит Алекперов вчера объявил о намерении участвовать в торгах.

Впрочем, президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин отсутствие заявок на участие в сегодняшних торгах бойкотом не считает. По его мнению, компании отказались от участия в торгах исключительно по экономическим причинам -- выставляемые участки никому не интересны, так как в основном находятся в пригородах, где нет смысла строить АЗС. По тем же "неликвидным" адресам, по словам г-на Ашихмина, находятся и десять участков, которые разбиты на два лота и выставлены на торги 9 марта. "Все перспективные участки включены в состав лота из 30 участков, а остальные объединены в лоты по принципу невостребованности", -- говорит он.

По этой же причине участники рынка прогнозируют, что торги 9 марта также будут сорваны. Зато вчера стало известно, что препятствий для проведения 10 марта аукциона по продаже права аренды 30 хороших участков, вероятно, не будет. По крайней мере этому не будет препятствовать ФАС, куда на Смольный пожаловался Нефтяной клуб. "Официального решения пока нет, -- заявил вчера глава питерского отделения ФАС Олег Коломийченко. -- Но моя личная позиция, что мы не будем возражать. Думаю, нарушений антимонопольного законодательства здесь нет". Он отметил, что порядок формирования лотов -- это право города, главное, чтобы в конкурсе участвовало не менее двух претендентов, тогда торги и будут законны.

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург

Кредитор номер один

Сбербанк контролирует региональный рынок потребительского кредитования

Сбербанк как кредитор населения по-прежнему доминирует практически во всех регионах России, причем в некоторых его рыночная доля достигает 95--96%. Об этом свидетельствует исследование концентрации рынка потребительских кредитов, которое собирается опубликовать Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В то же время в ФАС отмечают, что частные банки иногда вытесняют госмонополию, занимая ее место.

За последний год Сбербанк увеличил портфель розничных кредитов более чем в два раза -- с 123,4 млрд руб. до 265,8 млрд руб., а вся банковская система, по данным ЦБ, -- с 299,7 до 618,9 млрд руб. "По различным оценкам, Сбербанк занимает от 50% до 80% рынка частного кредитования в зависимости от того, учитываются ли в статистике "зарплатные" и прочие нерыночные кредиты частных банков", -- говорит аналитик Standard & Poor's Екатерина Трофимова. Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров отмечает, что крупнейший госбанк доминирует почти во всех регионах России с очень высокой долей рынка (более 90%): "Концентрация на Сбербанке не столь велика лишь в Москве, ряде других крупных городов, а также территориях, где Сбербанк оптимизировал свою филиальную сеть в последние годы". Чиновник отмечает, что исследование -- "лишь констатация факта" и никаких действий или мер по его результатам предприниматься не будет.

Согласно исследованию ФАС, по итогам 2003 года Сбербанк занимал доминирующее положение (больше 20%) в 15 из 16 регионов Центрального федерального округа, в 7 из 12 регионов Южного округа, в 10 из 14 регионов Сибирского округа, в 11 из 14 регионов Приволжского округа, в 8 из 9 регионов Северо-Западного округа, в 4 из 6 регионов Уральского округа и в 7 из 9 регионов Дальневосточного округа. За исключением Москвы и ряда других городов выбор банков-кредиторов у населения крайне ограничен, резюмирует один из чиновников ФАС. Сбербанк предлагает более низкие процентные ставки, но требует от заемщика предоставления поручительств, а частные банки выдают кредиты по упрощенной процедуре и значительно более высоким ставкам.

Между тем в ФАС обращают внимание на целый ряд регионов, где монопольное положение принадлежит частным банкам. По данным исследования, в Нижегородской области 94% рынка потребкредитов занимает филиал банка "Союз", 4% -- Саровбизнесбанк и 0,4% -- банк "Центральное ОВК". В Магадане лидирует банк "Дальневосточное ОВК" с 74,9% потребительских кредитов (Сбербанк контролирует 19% рынка), в Адыгее -- банк "Новация" (67%), "Центральное ОВК" (12,3%) и Галабанк (9,8%), в Дагестане -- банк "ЭНО" (55%), Анджибанк (21%) и банк "Избербаш" из одноименного города (12%). В ряде случаев рынок сконцентрирован на других госбанках: в Удмуртии -- филиал Банка Москвы (79,1% рынка), а в Приморском крае второй российский банк --Внешторгбанк (74%).

В ряде регионов конкурентная ситуация, по словам чиновников, "очень хорошая". Так, в Свердловской области три лидера рынка выдали 45% потребительских кредитов ("Первое ОВК" -- 19%, "Северная казна" -- 14%, Уралтранспортбанк -- 11%), в Челябинске -- 58% (Челиндбанк -- 29,6%, Кредитуралбанк -- 15,2%, Мечел-банк -- 13,6%), в Республике Коми -- 63% (Северный народный банк -- 28,3%, Газпромбанк -- 19,5%, Сбербанк -- 16%), в Тульской области -- 73% (Сбербанк -- 46,5%, банк "Эксперсс-Тула" -- 15,3%, Ист Бридж банк -- 11,5%). В целом ряде случаев частные региональные банки предлагают более интересные продукты. "Через два года мы увидим совсем другую картину рынка", --отмечает один из чиновников.

По мнению г-жи Трофимовой, частные банки имеют хорошие шансы на конкуренцию со Сбербанком, позиционируя себя в отдельных сегментах розничного кредитования. К примеру, госбанк почти не представлен в точках продаж ритейловых сетей. "Постепенно доля Сбербанка будет снижаться в связи с укреплением позиций других игроков, но по суммарным валовым показателям он будет доминировать как минимум несколько лет", -- полагает аналитик.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ

Черная "двойка"

Первый зампред ЦБ анонсировал отзыв лицензий

Если кризис, экономический или финансовый, становится следствием неумелого государственного регулирования, чиновники должны либо уходить в отставку, либо делать выводы и не повторять ошибок. В России не происходит ни того, ни другого. Не прошло и года после банковского кризиса "доверия", спровоцированного закрытием Содбизнесбанка (СББ), а также обещанием главы финансовой разведки разобраться еще с десятком контор, отмывающих деньги, как руководство ЦБ снова пугает банковский сектор отзывами лицензий у неназванных кредитных организаций.

Вчера агентства Прайм-ТАСС и Рейтер процитировали первого зампреда ЦБ Андрея Козлова, который сказал, что его ведомство рассматривает вопрос об отзыве лицензий у двух российских банков по подозрению в отмывании денег (по аналогичной причине, напомним, была отозвана лицензия СББ). Г-н Козлов выступил в Нью-Йорке на конференции "Инвестиции в российский банковский сектор: развитие бизнеса в условиях реформирования" и рассказал международному сообществу о борьбе с отмыванием денег.

"В начале нынешнего года уже были отозваны лицензии у двух банков -- "Родник" (лицензия отозвана приказом от 7 декабря прошлого года. -- Ред.) и Ака-банк, -- сказал первый зампред Центробанка. -- По размеру они были очень маленькими, но по объему разного рода теневых операций -- чемпионы. Сейчас мы работаем еще с двумя банками, которые также откровенно действуют в зоне "серых" операций". Ранее Андрей Козлов уже говорил, что с марта по октябрь "Родник" обналичил более 75 млрд руб., а в сентябре по выдаче наличных средств обогнал Сбербанк.

Мотивы г-на Козлова понятны: в прошлом году американские банки активно закрывали счета банкам российским из-за того, что те (российские банки) проводят слишком много подозрительных операций, и в ЦБ уже давно решили ломать имидж "грязной банковской системы". И два банка, конечно, меньше, чем десять, о которых в прошлом мае заявил руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктор Зубков. Плохо то, что, стараясь приучить иностранных и российских банкиров к мысли об "антиотмывочном" походе, регулятор рискует снова посеять панику.

Нынешняя ситуация, конечно, отличается от той, что была весной--летом: у банков все отлично с ликвидностью, межбанковский рынок "отсеял" некоторых игроков, грешивших отмыванием, а ЦБ почти завершил отбор банков в систему страхования вкладов (и с момента начала этого отбора отозвал более 20 лицензий). Но на рынке, где представители "среднего" бизнеса с удовольствием вносят друг друга в "черные" списки и этим же спискам верят, риск напряженности все равно есть. Поэтому неудивительна реакция известного московского банкира, сказавшего "Времени новостей": "Зная Андрея, трудно поверить, что он мог сделать такое заявление".

Действительно, трудно поверить, тем более что, говоря что-либо публично, чиновники обычно думают не только о рыночных, но и об аппаратных процессах. По итогам летнего кризиса, погашенного стараниями ЦБ, г-на Зубкова в Кремле простили: он, по словам высокопоставленных чиновников, не сознавал последствий своих слов. А Андрею Козлову кризисов больше не простят, даже если они будут происходить не по его вине.

На Неглинной сказали, что слова г-на Козлова может прояснить только он сам.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное