Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"Время новостей", 16 марта, среда
При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.
По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону
(095) 231-23-07
ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ
ОПЕК "добавляет баррели"
Нефтяной картель всеми силами пытается снизить цены
Сегодня в иранском Исфахане начинается конференция Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), на которой члены картеля должны определить размер квот на добычу во втором квартале. Однако фактически решение об увеличении объема производства было принято еще вчера. Как передает Bloomberg, президент ОПЕК, министр Кувейта Ахмад ас-Сабах сообщил, что "есть согласие между всеми нами (членами картеля. -- Ред.) о необходимости увеличить добычу на 500 тыс. баррелей в сутки или более". Таким образом, очевидно, Организация пытается хотя бы немного сбить высокие цены на нефть, которые в последние несколько месяцев держатся около отметки в 50 долл. за баррель.
По словам г-на ас-Сабаха, "споры (внутри картеля. -- Ред.) касаются того, стоит ли сразу увеличивать добычу или после проведения президентом картеля консультаций в течение следующих двух недель". Вчера в Исфахане уже начал работу комитет мониторинга, на основании заключений которого министры примут окончательное решение. Как сообщил советник иранского министра нефти Ага Наили, слова которого приводит РИА "Новости", "закрытое заседание прошло в конструктивной атмосфере, его можно охарактеризовать как достаточно эффективное. Министры под председательством Ирана рассмотрели вопросы об уровне добычи нефти картелем, возможном повышении совокупных квот добычи и экспорта нефти".
Пока квота ОПЕК составляет 27 млн баррелей в сутки. До недавнего времени члены картеля, опасаясь падения спроса во втором квартале не исключали возможности снижения с апреля объемов добычи. Однако резко возросшие (почти до 53 долл. за баррель) цены на нефть заставили нефтяных министров отказаться от этих планов. Несколько дней назад президент Организации заявил, что до тех пор, пока котировки не опустятся, картель не собирается снижать поставки на мировой рынок. Правда, при этом г-н ас-Сабах призвал отказаться от практики превышения установленных квот. По данным Bloomberg, страны картеля де-факто добывают около 28 млн баррелей в сутки. При этом Иран и Венесуэла уже высказывали мнение, что 50 долл. за баррель -- оптимальный уровень цен для производителей и потребителей, учитывая снижение курса доллара по отношению к другим мировым валютам.
Как отмечается в недавно опубликованном докладе Международного энергетического агентства (IEA), "реальность сегодняшнего дня состоит в том, что потребление достигает предельных возможностей нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности". Одной из основных причин роста цен остается постоянно увеличивающееся потребление энергоносителей в Китае и Америке, экономики которых развиваются быстрыми темпами. Многие члены ОПЕК считают, что изменить ситуацию может только снижение темпов экономического роста, а не увеличение поставок сырья на мировой рынок, и высказываются за сохранение квот. По словам министра энергетики Алжира Шакиба Халиля, ОПЕК "может сделать жест доброй воли и увеличить квоту, но это не поможет снизить цены": "Мы можем добавить баррелей, но это не приведет к стабилизации цен -- экономический рост должен приостановиться". В свою очередь, его коллега, представитель Ливии Фати Шатван заявил: "Если картель сейчас увеличит добычу нефти, то впоследствии ничего не сможет сделать из-за отсутствия свободных мощностей". При этом, как отмечают эксперты, возможность увеличить добычу осталась только у Саудовской Аравии, на долю которой приходится более 30% производства всего картеля. Также эта страна является крупнейшим поставщиком нефти в США.
Именно Саудовская Аравия вчера выступила с предложением увеличить квоты. При этом министр нефти королевства Али аль-Наими вчера заявил, что если эти инициативы не будут поддержаны картелем, его страна предпримет односторонние шаги по увеличению производства.
Вчера вечером цены на нефть Brent по фьючерсным контрактам на апрель снизились на 31 цент до 53,33 долл. за баррель.
Денис РЕБРОВ
Счет и фактура
Минфин и МЭРТ представили ведомственные бизнес-планы
Два ключевых экономических ведомства -- Минфин и Минэкономразвития -- докладывали вчера в Белом доме о том, на каких проблемах собираются концентрировать свои усилия в ближайшие годы и каких результатов попробуют добиться. Доклады министерств были представлены на очередном заседании возглавляемой вице-премьером Александром Жуковым правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов.
Напомним, что начиная с 2006 года министерства, федеральные службы и агентства переводятся со сметного на программно-целевой метод бюджетного финансирования. Проще говоря, деньги будут выделяться под конкретные программы с ясными целями, прописанными путями их достижения и предполагаемыми результатами. Такой метод финансирования правительственных структур, по убеждению правительства Михаила Фрадкова, должен существенно повысить эффективность бюджетных трат.
По словам знакомого с работой комиссии правительственного чиновника, хотя доклады Минфина и МЭРТ и были в целом одобрены, однако без замечаний не обошлось. Наиболее значимым недостатком труда Минфина эксперты, готовившие под эгидой МЭРТ заключение на доклад, назвали его неполноту. У них не возникло возражений по поводу формулировок заявленных целей и задач, касающихся, в частности, качественной подготовки бюджета, поддержания макроэкономической и финансовой стабильности, формирования конкурентной налоговой политики. "Рецензенты", однако, обратили внимание на то, что в докладе отсутствуют цели и задачи, связанные с рядом других закрепленных за министерством функций, например, в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и камней, организации и проведения лотерей и т.д. Ведомству г-на Кудрина рекомендовано исправиться.
Непонимание у экспертов, а вслед за ними и у членов комиссии вызвал и рост непрограммных расходов Минфина с 2,5% (22,7 млн руб.) в 2005 году до 2,5% (31,8 млн руб.) в 2006-м и 4,4% (58,6 млн руб.) в 2007-м. Признано, что это противоречит принципам расширения использования программно-целевых способов расходования средств. Всего же Минфин запросил на свое содержание в 2005 году 1,157 млрд руб., в 2006-м -- 1,25 млрд руб., в 2007-м -- 1,337 млрд руб. За эти деньги (за вычетом средств на непрограммные расходы) планируется реализовать около 30 ведомственных целевых программ, охватывающих практически все направления деятельности министерства. Под программно-целевое финансирование подпадает, например, управление средствами стабилизационного фонда. На это Минфин просит 18,3 млн руб. в 2006 году и 19,6 млн -- в 2007-м. Причем, как указано в докладе, "основные расходы на осуществление программы состоят из расходов на денежное содержание сотрудников и расходов на обеспечение их деятельности". Кстати, на основе доклада можно сделать вывод, что объем неприкосновенной части стабфонда в 500 млрд руб. останется неизменным (ранее звучали предложения рассчитывать его в процентах от ВВП). Средства фонда Минфин планирует размещать с доходностью 3% годовых. Столь низкая доходность объясняется тем, что закон разрешает инвестировать деньги всероссийской заначки исключительно в ценные бумаги наиболее развитых стран, то есть наиболее надежные, но наименее доходные финансовые инструменты.
Впрочем, выполнение ряда целей, заявленных Минфином, трудно соотнести с выполнением той или иной ведомственной программы. Мало того, они вообще вряд ли выполнимы. Речь идет, например, об инфляции. На 2005 год Минфин планирует ее рост на уровне 8,5% (этот показатель также указан в докладе), на 2006-й -- 7,5%, на 2007-й -- 6,5%. Сегодня уже почти никто из аналитиков на показатель инфляции 8,5% по итогам 2005 года не поставит и ломаного гроша. Учитывая, что все последние годы (за исключением 2003-го) правительственные прогнозы по инфляции оказывались заниженными, существует большая вероятность, что и ближайшие несколько лет не станут исключением. Впрочем, кара за неисполнение целевого показателя вряд ли будет ощутимой, если вообще последует. На наказание рублем вряд ли стоит рассчитывать. Не урежут же расходы на министерство, от которого напрямую зависит финансирование всех других правительственных структур. Похоже, вопрос о том, как министерства и ведомства будут отвечать за невыполнение собственных планов, пока вообще не рассматривается.
Проанализировав доклад Минэкономразвития, эксперты, в том числе неправительственные, пришли к выводу, что система целей, задач и показателей ведомства Германа Грефа недостаточно полно охватывает по сути самые важные направления -- обеспечение экономического роста, повышение качества жизни, создание потенциала будущего развития и ряд других. Более того, нет ответа на вопрос, какое министерство несет ответственность за формирование системы стратегических целей, оценку вклада того или иного ведомства в решение общенациональных задач. Примечательно, отмечают эксперты в своем заключении, что "по факту" такая работа как раз ведется МЭРТ и Минфином. Похоже, Минэкономразвития не особо рвется отвечать, по крайней мере в одиночку, за достижение основных показателей, характеризующих состояние российской экономики. Что, впрочем, вполне объяснимо. От экономических ведомств в целом и от МЭРТ в частности порой мало что зависит. Оказавшие негативные последствия для экономики действия прокуратуры в отношении ЮКОСа -- тому наглядное подтверждение. А повлиять на прокуратуру не то что г-н Греф, сам премьер вряд ли может. Силовиков, как известно, курирует лично президент. А ему целевых планов писать не положено.
Михаил ВОРОБЬЕВ
Директорский минимум
Конституционный суд огорчил топ-менеджеров
Руководителям частных и государственных компаний не удалось с помощью одной из высших судебных инстанций страны прибавить к своим привилегиям еще и право требовать мотивированного объяснения причин своего увольнения -- как это необходимо, скажем, при расторжении трудового соглашения с рядовым сотрудником. Директор может быть уволен владельцем компании без объяснения причин, и единственным утешением ему будет выплата компенсации. Такое решение принял во вторник Конституционный суд России, изучавший жалобы на Трудовой кодекс и закон "Об акционерных обществах".
Процесс в КС был инициирован Волховским городским судом Ленинградской области, Октябрьским районным судом Ставрополя, а также двенадцатью обиженными руководителями -- от бывшего главврача поликлиники до директора торгового дома. Все они подняли старую проблему -- могут ли акционеры без оглядки на Трудовой кодекс решать, кому доверить управление принадлежащей им компанией, либо же при увольнении топ-менеджера придется ловить его на прогулах и прочих нарушениях трудовой дисциплины. Заявители, считающие, что их незаконно уволили, утверждают, что закон "Об акционерных обществах" и Трудовой кодекс ставят директоров компаний в неравное положение по сравнению с их подчиненными, так как "не предусматривают какие-либо основания для увольнения". Такое положение, по мнению топ-менеджеров, "влечет за собой беспредел в отношении увольняемого руководителя организации". Все обратившиеся в КС граждане настаивали на том, что досрочное расторжение договора с главой компании должно быть обусловлено вескими причинами, перечисленными в трудовом законодательстве.
Однако КС пришел к противоположному выводу. Судьи признали п. 2 ст. 278 Трудового кодекса и абзац 2 п. 4 ст. 69 закона "Об акционерных обществах" конституционными, постановив тем самым, что совет директоров или собственник компании вправе сам выбирать, кто должен ею руководить, и досрочно без объяснения причин расторгнуть договор с управленцем. "Предоставление собственнику возможности без указания мотивов досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации не может рассматриваться исходя из особенностей его правового статуса как не имеющее объективного и разумного оправдания и несовместимое с требованиями ряда статей Конституции РФ", -- говорится в постановлении КС.
Но при этом КС указал, что владельцы должны выплатить уволенному компенсацию. В лучшем случае ее размер должен определяться трудовым договором с руководителем, в случае же конфликтной ситуации определить сумму сможет суд. Причем для того, чтобы облегчить судам общей юрисдикции эту задачу, КС предложил оговорить минимальный размер компенсации увольняемым директорам в Трудовом кодексе. В связи с чем не соответствующей Конституции была признана ст. 279 ТК и разъяснено, какими принципами должны руководствоваться суды до тех пор, пока Госдума не поправит кодекс. "До внесения в законодательство необходимых изменений гарантированный минимальный размер компенсации не может быть ниже, чем это предусмотрено действующим законодательством для сходных ситуаций расторжения трудового договора с руководителем организации по не зависящим от него обстоятельствам", -- говорится в постановлении КС.
Юрий КОЛЕСОВ
Не казните за НДС
МВД анонсирует рост арестов по налоговым преступлениям
Вопреки всем потугам кабинета министров оптимизировать налоговое администрирование, установив для фискалов четкие критерии дозволенного, в законодательстве остается главное пугало налогоплательщиков: статьи УК, наказывающие лишением свободы сроком до пяти лет за уклонение от уплаты налогов или сокрытие имущества, за счет которого производится их взыскание. Но силовым структурам, похоже, этого мало: в МВД считают, что в статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за налоговые правонарушения, необходимо внести изменения, ужесточающие ответственность плательщиков.
Как заявил вчера на бизнес-форуме "Налоговые преступления: пределы ответственности" заместитель руководителя правового управления МВД России Илья Кучеров, в 2004 году к уголовной ответственности за налоговые преступления было привлечено около 7 тыс. человек, в 2000 году налоговая полиция доводила до суда 40 тыс. дел в год. Снижение показателей г-н Кучеров связывает с административной реформой. "Сейчас она уже закончена, и мы надеемся вскоре выйти на прежние показатели", -- заявил он.
Налоговые преступления, по подсчетам МВД, в прошлом году нанесли ущерб бюджету 75 млрд руб. (для сравнения: все прочие экономические преступления -- 40 млрд руб.), при этом возместить в бюджет из этой суммы удалось лишь 8 млрд руб. Любопытно, что хуже всего расследуются налоговые преступления в Санкт-Петербурге. Заместитель начальника следственного комитета МВД Борис Гаврилов сетует: "В Москве и Московской области раскрыто около 250 таких правонарушений, а в Санкт-Петербурге, к великому нашему стыду, за прошлый год расследовалось всего два дела". Всего по стране за прошлый год зафиксировано 2,8 тыс. фактов уклонения от налогов физическими лицами, 3,5 тыс. -- организациями, 360 -- налоговыми агентами, не исполнившими своих обязательств. Выявлено также 1,1 тыс. фактов сокрытия имущества.
Бороться с "черными" зарплатами МВД предлагает жесткими мерами типа введения в статью 199.2 УК дополнительной ответственности налоговых агентов. То есть бухгалтерий предприятий, обязанных передавать фискалам сведения о зарплатах работников и перечислять их 13-процентный подоходный налог. По словам заместителя руководителя правового управления МВД России Ильи Кучерова, преступлением будет считаться не только неисполнение таких обязанностей в личных интересах, но и в пользу других лиц. Таким образом, главному бухгалтеру, не оформившему и не сдавшему расчет по налогу на доход физического лица в "интересах налогоплательщика", может грозить штраф в размере 100--300 тыс. руб. или лишение свободы на срок до двух лет.
Может быть исключена из УК так называемая проблема "трех финансовых лет". Сейчас факт уклонения от уплаты налогов в крупных размерах доказывается на показателях трех финансовых лет, но должны ли идти эти годы подряд друг за другом или их можно "надергать" из предыдущих десяти лет, УК разъяснений не дает. По мнению г-на Кучерова, этот термин, ввиду его неточности, надо исключить. Однако отсутствие конкретных временных рамок может дать проверяющим новые основания для применения санкций, так как срок давности по уголовным статьям -- десять лет.
Подготовка этих поправок осуществляется в рамках программы по совершенствованию налогового администрирования, сказал г-н Кучеров. И зачем-то вдруг добавил: "В Китае незаконное возмещение НДС карается смертной казнью, но этот метод не применим к российским налогоплательщикам".
Зато, по мнению экспертов, говорить не то что об ужесточении, а вообще о наличии какой бы то ни было уголовной ответственности за налоговые преступления со стороны государства некорректно. По словам председателя экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаила Орлова, за последние пять лет было принято 66 законов, дополняющих неясные понятия Налогового кодекса, 29 из них были приняты в прошлом году. "Если по налогу на прибыль Минфин обнародовал новые декларации на восемь дней позже крайнего срока отчетности, миллионы плательщиков сразу стали преступниками", -- сказал г-н Орлов. Но государственным чиновникам все это сходит с рук. По словам заместителя председателя бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, проблема даже не в том, что нужно вносить поправки в налоговое или уголовное законодательство для защиты плательщика. Просто сегодня считается нормальным, что всех налогоплательщиков государство постоянно держит на крючке уголовного преследования.
Ирина СКЛЯРОВА
Судьба ЮКОСа в руках "Роснефти"
"Юганскнефтегаз" пытается отобрать последнее у своей бывшей материнской компании
"Роснефть", похоже, зачастила с различного рода "техническими ошибками". Вчера выяснилось, что ее внучатая компания "Юганскнефтегаз", подавшая два иска к ЮКОСу в сумме на 11 млрд долл., забыла оплатить госпошлину (она не превышает 200 тыс. руб.). А потому арбитражный суд Москвы оставил на месяц иски без движения. Пошлина, несомненно, будет уплачена, заверяют в "Роснефти", однако этот эпизод характеризует взаимоотношения между новым и старым собственниками "Юганскнефтегаза": подаются крупные иски, направленные на отъем оставшихся активов ЮКОСа, причем их юридическая проработка оставляет желать лучшего. Спешка же объясняется, вероятно, тем, что принято принципиальное решение о судьбе "Роснефти": после того как государство обменяет ее активы (кроме "Юганска") на 10,7% акций "Газпрома", недостающих до контрольного пакета, надо полагать, будет создаваться новая крупная государственная нефтяная компания, причем вертикально интегрированная.
В понедельник, как известно, глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что в течение ближайших ста дней "Газпром" получит в собственность активы "Роснефти". Такое решение было принято по итогам совещания в Кремле под руководством главы президентской администрации (он же председатель совета директоров "Газпрома") Дмитрия Медведева. При этом г-н Христенко упомянул, что план слияния уже согласован с "Росимуществом", Минэкономразвития, Минпромэнерго и руководителями компаний. Подробностей того, что именно написано в этом плане, никто не раскрывает. Источник, близкий к одному из участников совещания, сообщил "Времени новостей", что на самом деле утвержден довольно общий документ, в котором нет ответа почти ни на один острый вопрос.
Спорными же, как известно, являются вопросы распределения долгов "Роснефти" (они, как говорили в компании, "приближаются к 20 млрд долл.), а также перечень активов, которые будут участвовать в сделке по слиянию. Источник газеты утверждает, что решения долговой проблемы пока нет. Относительно же активов, судя по всему, противостояние продолжается. Глава "Газпрома" Алексей Миллер в выступлении в телеэфире 2 марта заявил, что в сделке будет задействована практически вся "Роснефть", кроме "Юганскнефтегаза", который останется под контролем президента государственной нефтяной компании Сергея Богданчикова. Г-н Богданчиков же, в свою очередь, настаивал на том, что за его компанией останутся и другие активы -- необходима оценка "Роснефти", говорилось в пресс-релизе, который затем был признан "технической ошибкой".
Очевидно, г-н Богданчиков не желает строить новый ЮКОС практически с нуля, ведь отбирать оставшиеся у опальной компании активы -- дело довольно хлопотное в нынешних условиях и даже рисковое, учитывая постоянные апелляции к американскому правосудию. В то же время нельзя не учитывать отношение г-на Богданчикова к ЮКОСу в принципе, ведь именно он считается одним из инициаторов наступления на империю Михаила Ходорковского. И видимо, после того, как будет принято окончательное решение о том, какие именно активы "Роснефти" будут переданы под контроль "Газпрома" и на каких условиях (т.е. сможет ли г-н Богданчиков управлять той или иной переданной в газовую монополию собственностью), станет понятно, какой силы будет дальнейшая атака на ЮКОС со стороны государственной нефтяной компании.
Первый шаг этой атаки, надо полагать, сделан -- это иск "Юганскнефтегаза" к ЮКОСу на 11 млрд долл. Как говорится в исковом заявлении, из них 5,1 млрд -- это налоговый долг бывшей "дочки" ЮКОСа, который сложился в результате использования внутрикорпоративных цен в холдинге. Остальное -- недополученная в результате этого выручка. ЮКОС вчера выпустил специальное заявление в связи с этим иском: "ЮКОС полностью отвергает предположения о том, что компании "Роснефть" причитаются какие-либо денежные средства по результатам прошлой деятельности ОАО "Юганскнефтегаз", как это безосновательно утверждается в судебном иске, поданном накануне "Роснефтью" против НК "ЮКОС", -- говорится в нем. -- Претензии, выдвинутые "Роснефтью", абсолютно нелепы и полностью необоснованны". А управляющий директор Group Menatep Тим Осборн напомнил, как передает Интерфакс, что "Юганскнефтегаз" сам должен более 800 млн долл. владельцам ЮКОСа, так как выступал гарантом по кредиту. "Мы намерены обратиться в суд против "Юганскнефтегаза", чтобы заставить компанию заплатить по гарантиям, -- сообщил г-н Осборн. -- Было направлено формальное требование о погашении кредита, но они не ответили. Мы работаем с юристами, и если они не заплатят к тому времени, как мы будем готовы подать иск, мы подадим иск". Глава Group Menatep уточнил, что группа намерена требовать уплаты как остатка по основной сумме долга, так и процентов, которые будут рассчитаны на момент подачи иска.
В "Роснефти" вчера предпочли не комментировать ситуацию.
Николай ГОРЕЛОВ
Wintershall не хочет быть акционером "Газпрома"
Второй по величине контрагент "Газпрома" в Европе -- германская компания Wintershall подвела вчера итоги года. Руководство фирмы, которая входит в концерн BASF, связывает большие надежды с развитием сотрудничества с "Газпромом". Однако следовать примеру своего главного конкурента -- E.ON Ruhrgas, который является не только покупателем, но и крупным акционером российской монополии, -- не собирается. "Мы партнеры "Газпрома" и останемся таковыми, -- цитирует Интерфакс председателя правления компании Райнера Свитсерлоота. -- Нам нравится наш статус".
Вместе с тем Wintershall настроен очень серьезно на расширение совместных проектов с "Газпромом" как в Европе, так и в России. Что касается совместного бизнеса в России, то руководство Wintershall рассчитывает развить успех, достигнутый в рамках проекта по разработке ачимовских залежей Уренгойского месторождения. По словам г-на Свитсерлоота, его компания готова побороться с E.ON Ruhrgas за право стать эксклюзивным партнером "Газпрома" при разработке крупного Южно-Русского месторождения, которое должно стать базой для поставок газа по Северо-Европейскому газопроводу. "Wintershall обладает 75-летним опытом добычи нефти и газа с труднодоступных месторождений и готов поделиться этим опытом с "Газпромом", -- заявил глава компании.-- Я думаю, что в случае с Южно-Русским месторождением мы с "Газпромом", который на протяжении десятилетий успешно трудится в условиях вечной мерзлоты, прекрасно дополнили бы друг друга в техническом плане. Насколько я знаю, наши западные конкуренты, которые также предлагают России свои услуги по добыче углеводородов в Западной Сибири, не располагают необходимыми технологиями: не стоит вводить в заблуждение российских партнеров".
Помимо того что эта компания продлила осенью прошлого года контракты на закупку у "Газпрома" 20 млрд кубометров газа в течение 25 лет, стороны активно развивают торговлю через совместные предприятия. Объем продаж совместных предприятий Wintershall и "Газпрома" -- WINGAS GmbH (65 и 35% соответственно), WIEH GmbH (50 на 50) и WIEE AG (50 на 50) -- в 2004 году увеличился на 6,7%, до 3,2 млрд евро. Вместе с тем развивается и направление спотовых поставок газа в Великобританию и на другие рынки.
Алексей ГРИВАЧ
Переоценка Домодедово
Администрация аэропорта хочет знать, что у нее есть
Государственное имущество аэропорта Домодедово будет подвергнуто независимой оценке. Подобная оценка уже проводится в другом крупнейшем аэропорту Москвы -- Шереметьево Однако если в Шереметьево эту процедуру инициировало центральное правительство в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом ("Росимущество"), то оценку Домодедово заказала его собственная (государственная) администрация. Выяснить стоимость имущества ей потребовалось для налаживания правильных отношений с арендатором аэропорта -- группой компаний "Ист Лайн".
Вчера Интерфакс со ссылкой на собственный анонимный источник сообщил, что ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" заказало оценку госимущества аэропорта компании "Бизнес Консалтинг", базирующейся в городе Домодедово. "Оценка ведется с целью определения справедливого размера арендной платы за пользование аэродромом, находящимся в федеральной собственности и не подлежащим приватизации", -- пояснил собеседник агентства. Как он сообщил, "в контракте оговорено, что оценка должна завершиться во второй половине апреля". Итоги оценки будут использоваться при перезаключении договора аренды между группой "Ист Лайн" и "Росимуществом". При этом отчет об оценке, подготовленный компанией "Бизнес Консалтинг", будет подвергнут экспертизе одного из оценщиков, аккредитованных при "Росимуществе".
Пресс-служба группы "Ист Лайн" вчера подтвердила "Времени новостей" факт проведения оценки, назвав ее "обычной практикой, не связанной с тем, что проводится в Шереметьево". Оценка Шереметьево, согласно заявлениям чиновников "Росимущества", сделанным позавчера, выполняется с прицелом на возможную приватизацию этого аэропорта в 2006 году.
Директор аэропортового комплекса Домодедово Сергей Рудаков ранее сообщал, что "Ист Лайн" и "Росимущество", ведущие сейчас переговоры об условиях аренды аэропорта, еще не согласовали размер арендной платы.
Необходимость в проведении этих переговоров возникла 14 февраля этого года, когда "Росимущество" через суд расторгло предыдущий договор на аренду воздушной гавани, заключенный в мае 1998 года между ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" и ЗАО "Международный аэропорт Домодедово", входящим в состав группы компаний "Ист Лайн". В соответствии с этим договором ЗАО получило государственное имущество аэропортового комплекса в аренду на 75 лет (до 2073 года). Размер установленной в том договоре арендной платы обе стороны отказываются публично называть, однако они сходятся в том, что плата была скромной.
В 2003 году ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" подало в арбитражный суд Московской области иск о признании договора аренды недействительным, ссылаясь на то, что в результате этой сделки оно утратило возможность исполнять свои уставные обязанности по обеспечению авиационной безопасности. Кроме того, чиновников перестал устраивать размер арендной платы с аэропорта, который под управлением "Ист Лайн" пережил масштабную модернизацию, сопровождавшуюся значительным ростом производственных и финансовых показателей. Минимущества (преобразованное к настоящему времени в "Росимущество" под эгидой Минэкономразвития) и Государственная служба гражданской авиации Минтранса (превратившаяся теперь в Федеральное агентство воздушного транспорта) присоединились к разбирательству в качестве истцов.
Михаил КУКУШКИН
NASDAQ ищет выход на российский рынок
Американская биржа договорилась о взаимодействии с ММВБ и РТС
Две ведущие российские биржи -- ММВБ и РТС -- подписали вчера соглашения о взаимопонимании и сотрудничестве с NASDAQ, второй после Нью-Йоркской биржи американской фондовой площадкой. Церемония подписания состоялась в посольстве США. Присутствовавший на ней посол США в России Александр Вершбоу заявил об "очередном шаге на пути интеграции России в мировой финансовое сообщество, свидетельствующем о стремлении к большей прозрачности и соблюдению принципов корпоративного управления".
NASDAQ стала активно интересоваться Россией в прошлом году. В июне она объявила о назначении директора по России. Комментируя тогда это событие, директор NASDAQ International Шарлотта Кроссвелл рассказывала, что в течение ближайших 6--12 месяцев на бирже планирует разместить свои ценные бумаги "большое число российских компаний, преимущественно топливно-энергетического комплекса". Хотя обозначенные г-жой Кроссвелл сроки еще не истекли, вполне очевидно, что отечественные эмитенты вовсе не толпятся в ожидании листинга на NASDAQ. За последние девять месяцев эту процедуру не попыталась осуществить ни одна российская компания. В котировальных списках биржи по-прежнему значится только одно предприятие, ведущее бизнес в России, -- Golden Telecom. Правда, оно зарегистрировано на территории США.
Отсутствие активности со стороны российских эмитентов объясняется, с одной стороны, жесткими требованиями закона Сарбейнса--Оксли -- прохладное отношение к листингу на американских биржах продемонстрировали вообще все неамериканские компании. А с другой -- в России не так уж много эмитентов, отвечающих стандартам американской биржи. В погоне за этими компаниями преимущество пока у тех конкурентов NASDAQ, которые раньше нее вышли на российский рынок. Например, с июня прошлого года (дата назначения русского директора NASDAQ) отечественные компании провели только два IPO на западных площадках: "Мечел" предпочел сделать это на NYSE, а АФК "Система" -- в Лондоне.
Скорее всего Лондонская биржа и была определена NASDAQ в качестве главного соперника, в противном случае зачем устраивать офис директора по России именно в Лондоне. Подписывая меморандумы с ММВБ и РТС, NASDAQ повторяет ходы конкурента: LSE уже заключила с обеими российскими биржами подобные соглашения.
Президент РТС Олег Сафонов выразил вчера уверенность в благоприятном воздействии проекта на развитие российского фондового рынка. А исполнительный вице-президент NASDAQ Брюс Ост заявил, что сотрудничество с ММВБ и РТС будет являться источником полезного опыта. "Мы надеемся, -- сказал он, -- что соглашение даст возможность лучше понять российский рынок и дальше там работать". В частности, американская сторона, если судить по текстам меморандумов, проявила интерес к специфике проведения на российских биржах процедур листинга и делистинга. NASDAQ договорилась с российскими партнерами о взаимном обмене информацией об эмитентах, чьи бумаги включены в котировальные листы бирж. Правда, если учесть, что ни одна из российских компаний не прошла листинга на NASDAQ, информацию о клиентах этой биржи и ММВБ, и РТС могут пока только принять к сведению. Зато российские участники могут сполна удовлетворить свой интерес к торгово-расчетным технологиям, применяемым американской стороной, что может оказаться нелишним в свете проектов ФСФР по созданию центрального депозитария. Кроме того, гендиректор ММВБ Александр Потемкин вчера отметил, что его биржа активно готовится к массовому выходу российских компаний с IPO на открытый рынок, изучая наиболее важные наработки в этом вопросе за рубежом, и надеется использовать уникальный опыт NASDAQ по первичному размещению акций на фондовом рынке.
ММВБ, кстати, кроме соглашений с LSE и NASDAQ уже заключила подобные договоры с NYSE в 1997 году, Чикагской биржей в 1998 году и Шанхайской в 2004 году. В июле 1999 года аналогичный меморандум, предусматривающий, в частности, обмен информацией об эмитентах, прошедших листинг, ММВБ подписала и с РТС.
Игорь ПОЛИЩУК
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: fin.rbc.558 |
Отписаться |
В избранное | ||