Практически все школьники старших классов хотят устроиться
на НАСТОЯЩУЮ, ВЗРОСЛУЮ работу.
Детям скучно в школе, и они не знают чем себя занять.
Дети мечтают скорее повзрослеть и обрести свободу от
родителей.
Для них работа - возможность приобщиться к взрослой жизни,
найти интересное дело и заработать денег на карманные расходы.
Возможно это иллюзия, и столкновение с реальной
действительностью охладит пыл многих ребят.
Однако, сама возможность трудоустройства - настолько
сильный мотиватор, что ради нее дети готовы САМИ что-то ДЕЛАТЬ в ненавистной
школе.
Все мои предыдущие попытки добиться от детей какой-то
осмысленной деятельности терпели неудачу. :-)
Мысль устроить детей на работу зрела у меня еще с января,
но я все откладывал. Думал, пусть они сначала сделают проект внутри школы.
В это время я начал постепенно отходить от обычных
лекционных занятий. Хотелось увидеть практические результаты, какие-то
изменения в детях, а занятия в классе ничего не давали, кроме общей эйфории.
В конце концов, надоело быть клоуном ‑ каждый раз приходить в класс и
пытаться устроить шоу.
Я пробовал детям давать задания на дом ‑ понаблюдать
над чем-то в поведении окружающих, подумать над каким-то вопросом, взять
интервью у учителей и друзей. Все без толку. Дети что-то делали только во
время занятий. В остальное время работать категорически отказывались.
Я подумал, раз отдельные домашние задания детей не
вдохновляют, может быть, целостный проект сможет их заинтересовать?
Запустив внутришкольный проект, я планировал убить сразу
трех зайцев:
- дети попробуют себя в
настоящем деле, и смогут реально чему-то научиться;
- для обсуждения появится
конкретные жизненные примеры из практики;
- мне не нужно будет тратить
кучу времени на подготовку в занятиям.
Школьный проект - хорошая практика для детей. Им
приходится договариваться с администрацией школы, находить общий язык между
собой, решать множество мелких орг. вопросов, а самое главное - учиться ДОЖИМАТЬ
начатое дело до конца.
Практика показала, что дети совершенно не готовы к
проектной работе. Фантазий и идей не занимать, но сдыхают на первых же шагах.
Попросту не хватает сил. Нужно их постоянно поднимать, отряхивать и в виде
нежного пинка вдохновлять на новые свершения.
Конечно, была создана дополнительная замануха. Мы обещали
детям во время весенних каникул организовать бизнес-лагерь, где они доложат
результаты проектов, и смогут поиграть в игру "Денежный поток".
Детям она очень понравилась.
Однако замануха не сработала. Дети проекты попросту тихо
саботировали. Выглядело это примерно так - на занятии определяем задачу,
распределяем роли и ставим сроки. Ребята в один голос говорят "Да. Да.
Будем делать!", и ... тишина. На следующее занятие приходят с
умилительными лицами и ждут новой порции информации, что я им в клювике
принесу. Роль мамы мне совсем не улыбалась, поэтому на каждом занятии приходилось
всю работу по проекту начинать заново.
Я уже почти потерял надежду чего-либо от детей добиться. В
качестве последнего средства решил спросить, что они думают по поводу
возможности трудоустройства на настоящую работу? Правда, сначала им нужно
показать себя в деле и закончить внутришкольный проект.
Результат превзошел все ожидания! Ребята вдруг сами
собрались в кучу, стали что-то страстно обсуждать и распределять работы. В
тот день я даже ушел раньше, чтобы им не мешать. :-)
Через неделю я договорился с несколькими рекламными
агентствами Петрозаводска, что они возьмут детей рекламными агентами.
Я специально искал работу, требующую общения с людьми.
Делом в том, что детям катастрофически не хватает уверенности в себе, и они
совершенно не умеют общаться. А работа рекламным агентом отлично развивает
переговорные навыки, дает уверенность и уменьшает гордыню.
Правда, агентства не берут на работу школьников, но я их
уболтал, и они согласились попробовать.
Ребятам я сказал, что взял за них ответственность. Поэтому
мне нужно проверить в деле. А для этого они должны сделать школьный проект.
Сейчас мои школьники как миленькие корпят над своими
проектами ‑ в одной группе ребята делают сайт бизнес-школы, а в другой ‑
организуют дискотеку для младших классов.
Первая группа должна уже на этой неделе закончить, и на
следующей (как раз время весенних каникул) ‑ приступить к работе.
По результатам напишу.
Общий вывод такой ‑ повести сильный мотиватор,
все остальное люди сделают сами. :-)