Все люди любят истории, и любят их больше всего на свете.
Поэтому я расскажу вам свою.
Когда в сентябре прошлого года ехал в Петрозаводск, я еще
точно не знал, чем буду заниматься. Думал попробовать себя в журналистике. По
приезду первым делом пошел в киоск "Союзпечать" и скупил все
местные газеты. Всего их набралось около 10 штук.
На последней странице газет всегда печатаются
"выходные данные" с телефоном и адресом редакции. Я обзвонил все
редакции и договорился о встрече с главными редакторами. Отказали только в
одной газете - "Карелия", официальном печатном органе
республиканской власти. Попросили сначала показать какую-нибудь публикацию. В
остальных редакциях ко мне отнеслись вполне благосклонно. Справок и дипломов
об окончании журналистских курсов не спрашивали, внимательно выслушали, сразу
надавали заданий, и я пошел работать.
Так я стал журналистом.
Печатался в "АИФ", "Московском
комсомольце" и местной газете "Петрозаводск". Для последней мы
выпустили первое в истории города цветное приложение на белом мелованном
бумаге с красочными иллюстрациями и фотографиями. Четыре из восьми полос
занимали мои статьи.
Как мне сказал один главный редактор, журналисту помимо
мозгов нужна железная задница. Действительно, чтобы не умереть с голоду,
нужно строчить так, чтобы клавиатура компьютера плавилась, и пар из ушей шел.
Не знаю, как столичные, а провинциальные газеты очень бедные. Я бы даже
сказал, нищие. Они еле сводят концы с концами, и мало кто-то готов работать
за те крохи, которые предлагают. Поэтому в редакциях всегда рады любому
энтузиасту, способному написать что-то более-менее путное.
У работы журналиста есть один жирный плюс - вы постоянно
общаетесь с новыми людьми и нарабатываете уникальные связи и контакты. Так
совершенно случайно я познакомился с ребятами из Карельского регионального
агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Просто однажды главный
редактор газеты "Петрозаводск" отправил меня взять у них интервью.
Молодые ребята по 25 лет, предприниматели. Они рассказали,
что обучают детей основам бизнеса и уже год ведут занятия идут в одной из
школ Петрозаводска. Возникла идея распространить программу бизнес-образования
на другие школы города, и мне предложили этим заняться. Я согласился.
Так я стал руководителем программы бизнес-образования для
школьников.
Составлял учебную программу, подбирал преподавателей,
ездил по школам, встречался с директорами и завучами, выступал перед детьми и
их родителями. Это был, наверное, самый тяжелый проект, из всех, что мне
приходилось делать. Никогда раньше я не проводил столько переговоров и
публичных выступлений. Как-то прикинул, за три месяца в общей сложности я
обошел около 20 школ, в каждой школе в среднем два 9-х и два 10-х класса, в
каждом классе порядка 25 детей. Получается, я провел 20 х 4 х 25 = 2000
переговоров!
Все было в новинку. Было много неудач и разочарований.
Самое большое разочарование случилось, когда я обошел 10 школ, и ни в одной
не нашлось желающих заниматься. Но постепенно где-то как-то зацепился, и
что-то начало получаться. Через три месяца занятия шли уже в 6 школах, а мои
выступления дети встречали овациями. :-)
Конечно, ребята из Агентства поддержки малого и среднего
бизнеса помогли - привлекли телевидение, и сюжеты про нас показывали в
вечерних новостях по центральному каналу. Это очень действует - ты приходишь,
рассказываешь, а про тебя уже слышали!
Вообще, с директорами школ и завучами проблем нет. Это в
основном пожилые тетки, затюканные школьной рутиной и не избалованные
вниманием. Им катастрофически не хватает свежих идей и творческих кадров -
школы ведь бедные, и никто туда не идет. А тут приходят молодые люди, красиво
говорят, что-то предлагают. Тем более про бизнес. Эта тема сама по себе очень
заманчивая и привлекательная.
Основная проблема с детьми - они либо приходят на
занятия, либо не приходят. Как сделать так, чтобы школьники приходили
постоянно и массово, я еще не понял. Чтобы лучше узнать детей и научиться
возбуждать в них интерес, я начал сам преподавать.
Так я стал школьным учителем.
Рассказывал детям про бизнес, учил деловым переговорам и
общению. Сейчас пытаюсь вместе с детьми запустить внутришкольные проекты -
школьное радио, школьная газета, школьные вечеринки и т.д. Результаты пока
только где-то как-то обозначаются, то есть пока не видны.