Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новый проект Юрия Мороза

  Все выпуски  

Новости Школы своего Дела


ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА Юрия Мороза
www.moroz.onego.ru и www.shsd.ru
Электронная газета "Новости Школы своего Дела"
(тираж: 100.000)
Поступить в ШСД
Наш стратегический партнер - Клуб органического земледелия - www.cluboz.net

Школьные годы чудесные…

Выпуск от Н. Чигарёва

Письмо от Романа Хохлова, организатора АДЖ во Владивостоке: roman_altavista@mail.ru.

Чему учиться? Вы знаете, что бы хотели уметь? Или уже умеете. Кому вы можете быть благодарны за эти знания?

Расскажу о себе. Два года назад закончил я технический лицей. В общем из названия следует, что большой упор делается на технический предметы. Лицей, кстати, только для мальчиков (!). Это, конечно, маразм для отдельной темы, ну да ладно. Попал я туда в 9 классе. А вообще туда детей набирают после 7 класса. Так что мне еще несказанно повезло, что я проучился там только последние три года. Но это не суть важно.

Поступление в сам лицей тоже забавная тема. Формально надо сдать тесты по алгебре, русскому и английскому. Я тоже сдавал, правда только русский и то не особо удачно, ибо мне это все было безразлично. И что же? Мама с папой (в отличие от меня) очень хотели, чтобы я там учился. И я там учился. Пришлось только спонсорскую поддержку оказать =) Спонсорство в таких заведения – это ВСЕ… И этим все сказано. Каким бы идиотом не был бы ваш ребенок, но если вы окажете спонсорскую поддержку, м…учиться он там все равно будет. Другое дело, что общий уровень успеваемости там с годами падает, но это пустяки. Репутация то сохраняется, ее не продашь =)

Если вспомнить, у нас было что-то около 6-7 часов алгебры и физики в неделю, конечно в ущерб других предметов или просто за счет увеличения времени проводимого в лицее. И мотивировалось это тем, что большинство выпускников поступают на бюджетные места в славный вуз нашего города ДВГТУ. То бишь долбят все эти предметы не для того, чтобы что-то УМЕТЬ, а чтобы ПОСТУПИТЬ в вуз. И родители отдают туда своих детей в надежде, что их чада будут потом учиться в универе. Чада, к слову, не всегда имеют такие умственные способности, но с ними (за отдельную плату) будут заниматься факультативно. И как-нибудь да доведут его до вступительных экзаменов.

Ерунда какая-то. А что после того как поступишь и окончишь? РАБотать. Об этом напрямую не говорят и вообще не говорят, что будет после того как окончишь университет. И я сам об этом мало задумывался. Это ведь еще так не скоро должно было случиться. А там как ближе к концу будет видно…

Но вернемся к нашим баранам. К техническим предметам у меня способности были, проблем с решением задач никогда не было. Только скучно все это для меня. НЕ МОЕ. Хоть убей. А больше всего физику не любил. Просто глупым все это казалось какие-то частицы, токи, аноды с катодами. Чушь. Не понятно было ЗАЧЕМ мне это все надо будет в жизни. Никогда не читал учебник по физике. А у учителя опрос был таким образом: вызывает кого-нибудь по журналу и рассказываешь какую-то подтему из прошлой лекцию, потом другого. За урок человека три опрашивала. Я попадал в этот список не часто. И так как у доски некуда было подсматривать просто тянул время или сразу говорил, что ничего не знаю. Два в дневник, завтра роспись родителей показать. Дневников у меня только два было =) Другое дело письменные опросы. Тут все было как по масло. Делал шпоры и списывал все подчистую. Хотя палили всех очень сильно. Я так не разу и не попался. Вообще списывать это единственный навык, который мне пригодился в универе. Так как в школе списывал очень часто.

Хотелось конечно окончить без троек, но вот взаимная нелюбовь к физике сделать этого не позволила. В конце концов я просто забил на этот предмет. И самое интересное, что все в конце года суетились, ходили что-то там пересдавали, упрашивали препода. А меня вызовут, я не готов, двойкой меньше-больше все равно итоговая не меняется =)

Что мне очень нравилось – это литература. Большое спасибо нашей учительнице Марине Анатольевне много у нас с ней было интересных разговоров. Книги, правда, не все и не всегда читал до конца. Но тут всегда можно узнать чем закончилось и всегда можно ответить так, что будет казаться что читал. Потом, правда, после школы читал заново кое-что, просто потому что хотелось.

Еще нравилась история. Не знаю почему у других были такие проблемы с этим, но они просто ПЕРЕСКАЗЫВАЛИ прочитанное. По-моему там просто одно вытекает из другого. Цепочка событий. А ее мало кто видит. И, главное, увидеть ее не учат.

Всегда удивляло меня почему предметам, которые могут РЕАЛЬНО развивать человека уделяется так мало внимания.

Поступил в университет на бюджетное место еще зимой. Сдал экзамены на какую-то специальность где конкурс был 3 человека =) Мама была в шоке. Сказала будущего у меня нет =) А мне было просто все равно где учиться. В армию просто совсем не хотелось. Хотя одно время очень парился куда пойти учиться. Это ж такой выбор и от него вся жизнь потом зависит =)  Позже все равно пересдал экзамены на другую специальность, но родители все равно удовлетворены не были.

У моих родителей вообще какой-то глюк. Они считают, что мужчина ДОЛЖЕН иметь техническую специальность. Потому что у них так, хоть по специальности НИКОГДА и не работали. Но все равно НАДО. По специальности, к слову, и так почти никто не работает (зачем учимся тогда?) Моего мнения как понимаете никто не спрашивал.

Так вот каков итог? Выпустившись из школы, что реально умеет человек? НИЧЕГО. Ничего такого что бы отличало его от миллионов таких же других. Практических навыков у него никаких нет, разве только если он не научился чему-то сам. Он неконкурентноспособен, а часто и просто потерявший интерес к жизни человек. А как иначе. Ведь там ВРУТ. Не говорят, что ждет потом и НИКОГДА не скажут ЗАЧЕМ все это надо.

Что еще? Убивают способность к самообучению. Настолько что люди просто перестают верить тому, что могут чему-то научиться сами без вуза или каких-то курсов. И более того привыкают к этому тупому способу, когда им кто-то читает лекции. Почему тупому? Да потому что мертвая эта теория, практики нет и не дают. Меня спрашивают про АДЖ будет ли там какая-то теория (!). Какая теория? Теории вокруг масса, почему же вы все еще ничего не создали? Ответственно заявляю всем кто хочет поучаствовать в АДЖ: НЕТ, ТЕОРИИ НЕ БУДЕТ. Придется действовать, а не бумагу марать. Так что писарям на АДЖ делать просто нечего.

Что мне еще запомнилось из школы – это постоянные жалобы учителей на плохую жизнь. И непонятно в чем проблема. Не нравиться – уходи, тем более терять то особо нечего. Так нет же, РАБотают и продолжают жаловаться. И денег мало и часов много и ученики – дебилы. ЖУТЬ.

И ведь разговариваешь с людьми об образовании, многие соглашаются, но говорят, что все равно надо в школу ходить. Т.е. ПЛОХО, но НАДО. Для общего развития. А то кроме как в школе развития нет. И уравнения квадратные решать не сможете. Вы ж каждый день к ним прибегаете =) И к органической химии, например тоже. Никуда без нее, даже картошку не почистите. Помните ли вот только хоть что-нибудь?

Одно теперь я знаю точно: моим детям нечего будет делать в школе. Потому что все что им надо могу научить я, а всему остальному они смогут научиться сами. А всем тем, кто не знает чему учить своих детей могу только посочувствовать. Потому что если вы не можете научить тому, что умеете сами – значит вы ничего не умете, разве только жаловаться на жизнь.

Жизнь то многогранна и то, что дает система образования, не отражается на очень маленькой гране. А это общая деградация. На АДЖ будем развивать другие грани, чтоб не деградировали. Для тех кто слабо представляет что такое АДЖ залезьте на сайт. И напоминаю, что 7 апреля во Владивостоке стартует АДЖ, которая продлится по 7 мая. Стоимость участия 4000 руб, студентам и иногородним скидки. Ведущий Николай Чигарев.

По вопросам регистрации на АДЖ пишите мне roman_altavista@mail.ru . 

Кстати, из вуза я все-таки ушел. Закончил первый курс, а на втором уже всерьез задумался, что потом. А потом все мутно. И не только у меня, с кем из старшекурсников не общался - НИКТО не знает чем заниматься потом. А раз так какой смысл ждать этого в универе, если можно начать строить свое будущее самому прямо сейчас. Мне всегда нравилось рисовать, но никогда серьезно этим не занимался. Потом подумал почему не заниматься именно этим. Более того я научился работать с photoshop и coreldraw, сейчас изучаю 3dmax. Хочу еще заняться вебдизайном. Кому интересно насколько все хорошо, могу выслать свои работы. За эти пол года как я не учусь в вузе я научился гораздо большему, чем за то время что я там проучился. И уж если я буду учиться у кого-то, то уж точно не у вузовских преподавателей, а у настоящих мастеров. Такие, к сожалению, в вузах долго не живут.

При желании научиться можно всему, было бы желание. А вы все надеетесь, что ваших детей и вас научат чему-то (непонятно только чему) дяди и тети из школ и вузов. Для общего развития, как говориться…

А что именно важно в жизни для вас, какие проблемы вы хотели бы научиться решать? И учат ли этому в школах? Обеспечить себе достойную жизнь, например. Или как познакомиться с девушкой. Или как сохранить здоровье. Как защитить себя и своих близких. Как в тридцать лет не впасть в депрессию, от осознания бесполезности собственной жизни. А это все важно. Настолько важно, что с этим сталкиваешься КАЖДЫЙ день. Но только не учат этому почему то ни в школах, ни в вузах.

Прусская система. Стране нужны рабочие и солдаты. И те и другие, к слову ценятся меньше всего. Потому что полностью заменяемы. Полноценные люди стране не нужны. Требуют много =) Вот и думайте сами какую участь вы себе выбираете.

Роман Хохлов, организатор АДЖ во Владивостоке. roman_altavista@mail.ru

Что тренируется в школе и в вузе? Если не кривить душой? Тренируется ПАМЯТЬ. Запоминание информации, причем ненужной информации.

Умение ДУМАТЬ практически не тренируется. Не тренируется ни у школьников, ни у студентов.

Я на АДИ сам, воочию увидел уровень МЫШЛЕНИЯ у 90% людей. Когда дается вопрос, на который человек НЕ ЗНАЕТ ответа, происходит ступор. А ведь это именно тот навык, который и нужен в предпринимательской деятельности - находить ответы на вопросы не из книжек, а ПРИДУМЫВАТЬ, решать задачи с неизвестным алгоритмом ее решения.

Проблема школы и вуза в том, что они морально устарели. Принципы, которые положены в их основу, уже в современном мире слабы. Есть сильнее.

Какие принципы сильнее? - Умение думать. Этому можно научить. Это умение можно тренировать.

Лучше всего та тренировка, которая максимально связана с практикой, ведь верно? А самый большой объем мыслительной деятельности дает именно свое дело.

Школа тренирует синапсы и прочее НЕЭФФЕКТИВНО. В этом ее главная проблема.

Обучение в школе и вузе вредно и с энергетической точки зрения. В школе и вузе происходит обмен энергии учеников на ненужные знания. А для творения, для решения БОЛЬШИХ задач нужны не специальные знания. А именно высокий уровень энергии.

И еще. К сожалению, школа и вуз уменьшают осознанность людей. Причем очень сильно. У тех, кто стремится получать отличные оценки, есть очень слабое, туманное представление о том, зачем это нужно. Просто надо и все. В дальнейшем это становится очевидно на примере аспирантов, которые пишут диссертации НЕ ДУМАЯ, НЕ ПОНИМАЯ, зачем им это надо. У них нет стратегии личного развития, личного роста.

И причина такой неосознанности - из школы. Когда на вопрос "Зачем?" отвечают оккультным "НАДО". Это не вопрос осознанного троечника "Надо. - Зачем?" :)

Для успеха в жизни нужны три главные вещи - 1) энергия, 2) осознанность, 3) умение думать. И все три эти вещи в школе и вузе не то, что тренируются, а наоборот, уменьшаются.

В школе и вузе воспитывается потребительское отношение к знаниям. Я сам работал со студентами - пробовал действовать по-другому. Сначала задавать вопрос, на который они не знают ответа. А потом искать ответ вместе. То есть, повторять структуру мышления. Студенты сопротивляются. Как они сказали, им так ВООБЩЕ НИКОГДА так материал не давали. Просили дать материал под запись.

А в жизни материала под запись нет. И денег материал под запись не приносит.

Здесь некоторые могут возразить, что множество талантливых людей имеет высшее образование.

Действительно способный человек способен решать разные задачи, в т.ч. получить высшее образование. Но из этого НЕ СЛЕДУЕТ, что он этот уровень личного развития получил ВСЛЕДСТВИЕ получения высшего образования.

Как говорится, из того, что одно событие произошло ПОСЛЕ другого, НЕ СЛЕДУЕТ, что оно произошло ВСЛЕДСТВИЕ другого.

Уровень образования (в т.ч. какой аттестат/диплом) и уровень личного развития - разные вещи.

В школе я был отличником. Стал им для того, чтобы поступить в вуз. В вузе я пересиливал себя, я не мог найти ответа на вопрос все пять лет - зачем мне эти знания. Тело ТРЕБОВАЛО бросить учебу. Громадным усилием воли, отодвиганием этого вопроса на задний план, я доучился.

Я не ходил на лекции. Для меня была мука смертная сидеть на них часами. Никогда не писал конспекты - это дурость - писать от руки. Читал перед экзаменом учебники, и сдавал очень многое на отлично, но иногда были и тройки у тех преподов, которые хотели посещений, а не соображения. Красного диплома не было.

А пришел на работу. Работал не по специальности, которая была в вузе. И очень быстро обогнал в карьере других, красных дипломников, закончивших вуз по специальности. И тогда понял, на практике понял, что на самом деле значит это специальное образование.

Навык самостоятельного мышления в вузе развивается СЛАБО. Невероятно слабо.

Я в вузе, на дипломе, взял и ПРИДУМАЛ, доказал несколько новых математических теорем. Так вот - это был очень редкий случай. Практическое большинство этим НЕ ЗАНИМАЕТСЯ. Максимум - готовят по известной схеме материал, запоминают, в лучшем случае ПОНИМАЮТ его или заучивают. Но - насколько этот навык - знания и понимания - слабее навыка самостоятельного, живого мышления!!!

Придумывать новые теоремы в вузах НЕ УЧАТ. УЧАТ ЗАПОМИНАТЬ, а потом - максимум - по пройденному материалу решают задачки.

Именно в этом проблема текущего образования. Вопиющая проблема.

Я думаю, что школа будущего должна принципиально отличаться от текущей. Школа должна НЕ УМЕНЬШАТЬ, а ПОВЫШАТЬ - осознанность, энергию, умение думать.

По форме занятия в этой школе будут напоминать "тематические АДИ". Когда ученикам будет даваться не информация/ответы на вопросы, а СНАЧАЛА вопросы. И пусть сами готовят на них ответы. Вопросы насущные - об устройстве мироздания, о личном развитии.

Кстати, у Мегрэ (см. www.vladivostok.shsd.ru) есть описание подобного урока.

Вот такая школа - действительно развивает, а не перегружает мозг ненужной информацией и наукообразностью, не отупляет.

А если ребенку хочется развиваться по профилю, тогда он сможет учиться у мастеров своего дела. И те будут показывать свое умение, навыки, а не учить говорить красиво на заданную тему.

Но это в будущем. А пока такой школы нет – учиться ребенку в школе попросту вредно.

Сейчас я участвую в рабочей группе по подготовке законов Приморского края "Об инвестиционной деятельности" и "Инновационной деятельности. Хочу попробовать продвинуть во власти идеи ШСД. И воочию убеждаюсь в том, что РЕАЛЬНО мешает развитию региона. Наукообразность и недостаток мысли.

Есть огромное количество всяческих изобретений, заявок, написанных наукообразно, и которые лежат мертвым грузом. Есть чиновники, которые много и умно говорят по теме поддержки инноваций. Готовят толстенные труды по этому поводу. И ЧТО ТОЛКУ??? Воз и ныне там. На заседаниях, умно рассуждают о том, во исполнение каких решений правительства, нужно заниматься поддержкой инноваций...

И решение вопроса предлагают одно, по привычному шаблону – создать Совет по поддержке инноваций, который будет заниматься тем же перекладыванием бумажек. Еще одну бюрократическую структуру.

Так и хочется их всех вытащить на АДИ, где их мысль будет «обнажена» и понятен ее действительный уровень.

Объем наукообразия не передать. А откуда ноги растут??? Именно из образования. Которое учит говорить "умно", наукообразно, но не учит делать.

Я некоторое время назад участвовал в заседаниях т.н. ТЦСР - Тихоокеанского Центра Стратегических разработок. Занимались они такой вещью как разработка "Стратегии Приморского края". Так вот - когда выступали чиновники, научные работники, депутаты, очень мало кто что-либо понимал. Ученые рисовали заумные графики, много и долго говорили о тенденциях. А ТОЛКУ? Какие практические решения нужно принимать по поводу сделанных докладов? На этот простой и самый злободневный вопрос не было ответа.

А откуда такой подход? Из текущего образования. Только предприниматели предлагали ясные, четкие предложения. Но они не были абстрактно-заумными, наукообразными, и как слишком простые и конкретные, не принимались "ученой братией"...

Все сводится к одному. Личное развитие и текущее образованиеразные, и сейчас взаимоисключающие вещи! А раз так, нужно выбрать – что для Вас главное, чему следовать – одному или другому.

Выбирайте

Николай Чигарёв, Владивосток

www.vladivostok.shsd.ru, adj_vladivostok@pochta.ru

 

P.S. Расписание проектов Школы Своего Дела во Владивостоке:

АДЖ пройдет с 7 апреля по 7 мая.

Семинар Голтиса пройдет во Владивостоке 2-5 июня
Весенняя Дальневосточная АДИ пройдет 17-18 мая
Дальневосточная Экстремальная АДИ с 7 по 9 июля

Подробная информация на www.vladivostok.shsd.ru.

РАСПИСАНИЕ АДИ
в регионах
АДИ и АДЖ::
АДИ :: СПб Алматы Москва Калужская область
АДЖ :: Москва
ОТЗЫВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ в ШСД - Для тех, кто сомневается.
!!! Вы можете свободно использовать тексты из нашей электронной газеты при обязательном указании ссылок на сайты
http://www.moroz.onego.ru и http://www.SHSD.ru

RB2 Network RB2 Network

В избранное