Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта -313.5. Как с пользой пережить спад на рынке


Советы бизнес-консультанта

Выпуск N313.5, 26.03.2015. Общий тираж рассылки на 3 серверах - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007

Уважаемые подписчики!

Через 2 дня, 28 марта - повышение цены на бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе», который пройдет 4-14 апреля, в Подмосковье.
Бизнес-лагерь – лучший (и при этом экономный) способ начать грамотно и системно наводить порядок в своей компании. А заодно – отдохнуть, набраться сил и энергии, обменяться опытом, найти новых друзей и партнеров, укрепить взаимопонимание в своей команде.
Приезжайте командой: с совладельцами и топами. Вам будет гораздо легче внедрить в своих бизнесах то, чему вы научитесь на лагере.
Успевайте оплатить, пока действует скидка >>>

Тема выпуска. Как с пользой пережить спад на рынке

MR_Ugra.jpgМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант, основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

В последнее время я все чаще слышу от клиентов, о том, что идет спад в бизнесе. У кого-то он уже наступил, некоторые его ожидают.

Не хочу, чтобы это стало самосбывающимся прогнозом и не люблю пугалки, стараюсь сохранять объективность.

Как ситуация у вас? Поделитесь, пожалуйста – естественно, конфиденциально. Никуда дальше меня эта информация не уйдет. Но нам важно понимать, что происходит на рынке: в разных отраслях, регионах. В обобщенном виде я напишу в рассылке о результатах этого опроса – не называя имен и компаний.

А сегодня давайте подумаем, что делать в сложившейся ситуации.

***

Итак, как быть. Вариантов, как водится, несколько. И у каждого свои последствия.

Делать вид, что ничего не происходит

То есть отдаться судьбе – может быть, пронесет, и спад вас не коснется.

Впрочем, вряд ли. Пока что в России огромная часть денег проходит через государство. И то, как оно себя чувствует, по цепочке влияет на большинство отраслей и компаний.

Когда денег у него много – что-то перепадает и бизнесу. Мало – компании начинают «сосать лапу».

Сейчас в стране ситуация не самая лучшая. Дефицит бюджета, сокращение госрасходов и государственных служащих. В целом снижение доли государства в экономике, сокращение чиновников – благо для общества. Но благо в среднесрочной перспективе и дальше. А вот в ближайшем будущем может быть несладко.

Бежать быстрее

Другой подход – работать больше, быть более активным и настойчивым в продажах, требовать от сотрудников трудовых подвигов.

Этот путь выбирают очень многие.

Собственник, работающий почти без отдыха, выжатые как лимон сотрудники – цена, которую компания платит за сохранение позиций на рынке.

Вообще, в России любят напряги и авралы. Просыпаются, достигают невозможного.

И все бы ничего, но есть одно НО.

Все это делается исключительно на человеческом факторе. За счет резервов психики и организма ключевых людей.

При этом бизнес становится еще более бессистемным, хаотичным. И какая тут на хрен система, когда нужно выжить!

Решения принимают второпях, без серьезного анализа и обсуждений в команде. Думать некогда – бежать нужно! Аааа!!!

К концу кризиса люди приходят уставшие в хлам, с потерями по здоровью и синдромом хронической усталости. С разрушенными семьями, потерянными друзьями и смыслом жизни.

Бросить все ваще

«А кабы бросить все ваще, да и свалить бы, блин, в Париж», - пел известный поэт и панк Александр Лаэртский.

Такой конец часто наступает в двух описанных выше случаях.

Радостный или печальный – каждому свое. Но только бизнеса уже нет. Или вас в нем нет. Или его остатки выживают уныло и печально, оставшись без энергии того, на ком все держалось.

Свет уже не мил, и хочется свалить куда-нибудь в Гоа на несколько лет, и там тупо валяться на пляже, стучать в барабан и употреблять психотропные вещества, как порой делятся на консультациях клиенты. То есть сначала «держат морду лица», но потом панцирь смягчается, люди заглядывают в себя, обнаруживают там пустыню.

Впрочем, бухать можно и в России… Или играть в азартные и компьютерные игры, или гоняться за новыми тачками и гаджетами, или беспорядочно менять любовниц/любовников, или… Да мало ли куда сбегает от жизни выгоревший человек.

Замедлиться, осознать себя и мир, выйти на новый уровень

В жизни бывают разные периоды.

Иногда – хорошо лететь вперед как на крыльях. Когда есть драйв, энергия, силы. Когда вселенная «дает зеленый свет» нашим планам и проектам.

Но бывает и другое. Когда «мир против нас», когда долбишься в бетонную стену, а результатов почти нет. Уже весь лоб в шишках и крови, но внутренний голос требует: «Давай, поднимайся! Ты мужик или тряпка?» (у женщин слова другие, но суть та же).

Это как плевать против ветра. Как сажать картошку зимой.

Можно и так. Это героизм. Но очень глупый. Идущий поперек потока жизни и против планов судьбы.

Вообще жизнь – штука мудрая. И иногда предлагает нам сделать передышку.

Намекает на это. Сначала тонко, потом все сильнее. Как правило, после разорения, инфаркта, онкологии и пр. доходит до самых упертых.

Но не до всех. Я знаю женщин, которые в роддоме в перерывах между схватками раздавали указания по телефону! А уже через неделю после родов уезжали в командировку, оставив младенца бабушкам и производителям детского питания.

Более мудро – слышать себя и жизнь. И жить в гармонии с естественными ритмами.

И если:

  • На рынке объективный спад
  • Душа не поет, часто плохое настроение и упадок сил, ухудшается здоровье
  • Портятся отношения с близкими, друзьями и партнерами
  • От вас уходят клиенты и сотрудники

...то самое время...

Практическое задание. Остановитесь. Что вы обычно делаете в такой ситуации?
К чему это приводит: сразу и впоследствии?

 По моему опыту, все это сигналы от жизни о том, что пора:

  1. Сделать паузу или замедлить бег. Выйти из текучки, отдохнуть. Чтобы в сознании появилось свободное место. Для начала хотя бы выспаться несколько дней – желательно за городом на свежем воздухе.
  2. Понять ситуацию: какие у вас ощущения, что объективно изменилось в вас, в бизнесе и в окружающем мире.
  3. Спокойно все обдумать, обсудить в команде, договориться о том, как действовать дальше.

Кстати, трудности в бизнесе и в личной жизни – самое удачное время для изменений, для решения давних проблем.

Когда все хорошо, противоречия и сомнения спрятаны глубоко – смотреть на них не хочется. Да и зачем? Все же хорошо. Ну или «нормально», привычно.

Любой психолог знает, что самая эффективная работа с человеком происходит тогда, когда ему плохо. Потому что он готов меняться, его проблемы – близко к поверхности. И их можно решить гораздо быстрее, чем в другое время.

Лично я, когда мне плохо, иду к своему психологу. Чтобы решить всплывшую проблему, чтобы она больше не мешала мне жить. И так раз за разом жизнь становится все лучше, хорошо решенная проблема уходит навсегда.

А что же в бизнесе?

Самое время сделать его «пересборку». Пересмотреть основные моменты:

  • На каких рынках работаем?
  • Какую ценность даем нашим клиентам?
  • Чем мы лучше конкурентов (и лучше ли)?
  • Куда хотим прийти и как это сделать
  • Как мы работаем: по каким алгоритмам ищем клиентов, договариваемся с ними, выполняем их заказы? Как мы нанимаем, обучаем и мотивируем людей? Как ведем учет? Нет ли лишних издержек? И так далее.
  • Насколько эффективна наша оргструктура? Нет ли лишних подразделений? Все ли люди на своих местах?
  • И, наконец, приносит ли бизнес радость: владельцам, работникам, клиентам, партнерам? Если нет – то зачем нам это все? (см. мои статьи «Делать главное» и «Основной обман человечества»)

2 лучших способа сделать это:

  • Провести в своей компании стратегическую сессию. С участием всей своей управленческой команды и грамотным внешним модератором, который поможет вам услышать друг друга, преодолеть конфликты и прийти к согласию. А также даст толковые проверенные методики, как навести порядок в своем бизнесе.
    Можно пытаться и самим, но это примерно как делать себе операцию на мозге. Это мало кому удается.
    Потому что изнутри проблемы не видно: вы – часть системы, которая их породила. Трудности бизнеса вызывают кучу негативных эмоций, поднимают на поверхность острые конфликты. Они туманят разум, не дают найти решение.
    Проводить команду через такие непростые моменты – наша профессия.
  • Пройти системное практическое обучение. Выйти из текучки, отдохнуть, взглянуть на себя и свой бизнес со стороны. Конечно, лучше в команде. Чтобы выработать общую точку зрения, прийти к согласию на уровне ума и души, вместе проработать методики – применительно к своему бизнесу.
    Именно это каждый раз случается с участниками наших выездных бизнес-лагерей.
    Прежде всего, пройдите мой Основной лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе». Там мы прорабатываем всю систему на практике от А до Я. Происходит активный обмен опытом между участниками – бизнесменами и руководителями из разных отраслей и регионов России, стран СНГ и не только (Германия, Англия, Испания, США). Компании - от малого бизнеса до нескольких тысяч сотрудников.
    Это заряжает! Дает силы и энергию двигаться дальше. Многие участники (в том числе с 20-летним опытом своего бизнеса) говорили мне, что жизнь делится на до лагеря и после. Сначала я смущался, потом привык :)
    Провожу я, Михаил Рыбаков, с моей супругой и партнером Ольгой Пайвиной.
    Вот результаты клиентов, которые работали с нами. А вот отзывы участников наших бизнес-лагерей.

Ближайший бизнес-лагерь совсем скоро: 4-14 апреля, Подмосковье. Лагерь - самое эффективное вложение в преобразование своего бизнеса по соотношению "результат / затраты (времени, денег)". Приезжайте вместе со своими партнерами и управленческой командой. Можно приехать с семьей - в пансионате отличные условия для отдыха.

И вообще, кризис (в себе, семье, компании, стране, мире) – это хорошо. Он означает, что вы находитесь на пороге нового интересного этапа. Тем, кто выживет и переродится, откроется много интересного.

До встречи – в новом мире. Будьте счастливы!

******

Отзывы участников бизнес-лагерей "Как навести порядок в своем бизнесе"

Павел Сарафанников, Кингисепп, Россия. Собственник «Логистической индустриальной компании» (грузоперевозки, пассажирские перевозки, аренда спецтехники)
Прошел довольно много различных тренингов, и, честно говоря, ехал уже – ну так, может быть, чему-нибудь научат. Знаете, приятно удивлен. Удивлен, во-первых, атмосферой. Дружественная, легкая, наверное, больше отдых, чем учеба, больше получил удовольствия, нежели ощущения тягости от знаний. А то, что касается знаний – искренне советую всем: приезжайте, участвуйте, не сомневайтесь. Конструктивно, интересно, интерактивно, нестандартно. Поэтому – вперед!

Данил Шулико, Набережные Челны, Россия. Акционер ЗАО "Камский завод электронных компонентов (производство электронных блоков управления для КАМАЗа)
По итогам бизнес-лагеря я понимаю, что тот, кто не выстраивает систему в своем бизнесе, работает в хаосе, тот теряет больше и в деньгах, и в энергии. Спасибо!

Денис Лазуков, Кингисепп, Россия. Генеральный директор «Логистической индустриальной компании» (грузоперевозки, пассажирские перевозки, аренда спецтехники)
Очень рекомендую и советую принять участие в бизнес-лагере. Почему? Потому что дают хорошие и очень простые инструменты. Такие, например, как мотивация сотрудников, бизнес-процессы, и в целом, как навести порядок в бизнесе. Поэтому, ребята, друзья, коллеги и будущие товарищи, соратники, очень вам советую посетить этот бизнес-лагерь, и вы одновременно отдохнете, получите много полезной информации, ну и, я думаю, что ваш бизнес после этого бизнес-лагеря станет гораздо эффективней.

Ольга Мут, Самара, Россия. Собственник компании "Клиника Доктора Мут" (здравоохранение)
Люди почему-то боятся ехать на такие мероприятия. Они дома сидят и ищут ответы на свои вопросы. Лазают по интернету. Не бойтесь, ребята. Я сидела, искала, ковыряла. Здесь нашла ответы на все свои вопросы. Просто надо встать, созвониться, купить билеты и приехать. После этого поймете, что все легко, все просто. Это реально все зажигает. И вы наконец-то из усталой жизни вернете настоящее человеческое лицо. Я возвращаюсь домой совершенно спокойная, уверенная в завтрашнем дне. Так что, приезжайте, вы получите то, за чем вы ехали. Это здорово!

Станислав Веречук, г. Киев, Украина. Собственник и директор компании Yutland (оффшорное планирование).
Огромное спасибо вам, Ольга и Михаил, за то, что вы сложные вещи делаете простыми и понятными. Для меня очень ценна была информация о процессах и их описаниях и о показателях. Какой еще вывод для себя сделал? Я очень много вещей делаю сам. И сотрудников я не воспринимал, как тех, с кем можно реально делать это вместе, вовлекая их в это. Для меня это – саморазвитие на ближайшее время. Спасибо!

Смотрите и читайте другие отзывы >>>

До встречи на бизнес-лагере в Подмосковье!

Будьте счастливы.

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).

P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Недавние выпуски рассылки (полный структурированный архив здесь):

Всегда рад долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству. 

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook
: www.facebook.com/mikerybakov

 

Наведение порядка в бизнесе Стратегические сессии
по решению ваших бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы
Книга
"Как навести порядок
в своем бизнесе"
Фильм
"От карьеры к свободе"

В избранное