Советы бизнес-консультанта -313.5. Как с пользой пережить спад на рынке
Советы бизнес-консультанта
Выпуск N313.5, 26.03.2015. Общий тираж рассылки на 3 серверах - свыше 100000
читателей. Регулярно выходит с 10'2007
Уважаемые подписчики!
Через 2 дня, 28 марта - повышение цены на
бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе», который пройдет
4-14 апреля, в Подмосковье.
Бизнес-лагерь – лучший (и при этом экономный) способ начать грамотно
и системно наводить порядок в своей компании. А заодно – отдохнуть,
набраться сил и энергии, обменяться опытом, найти новых друзей и партнеров,
укрепить взаимопонимание в своей команде.
Приезжайте командой: с совладельцами и топами. Вам будет гораздо легче
внедрить в своих бизнесах то, чему вы научитесь на лагере.
Успевайте оплатить, пока действует скидка >>>
Тема выпуска.
Как с пользой пережить спад на рынке
В последнее время я все чаще слышу от
клиентов, о том, что идет спад в бизнесе. У кого-то он уже наступил,
некоторые его ожидают.
Не хочу, чтобы это стало
самосбывающимся прогнозом и не люблю пугалки, стараюсь сохранять
объективность.
Как ситуация у вас?
Поделитесь, пожалуйста – естественно, конфиденциально. Никуда дальше
меня эта информация не уйдет. Но нам важно понимать, что происходит на
рынке: в разных отраслях, регионах. В обобщенном виде я напишу в рассылке о
результатах этого опроса – не называя имен и компаний.
А сегодня давайте подумаем, что делать
в сложившейся ситуации.
***
Итак, как быть. Вариантов, как водится,
несколько. И у каждого свои последствия.
Делать вид, что ничего не происходит
То
есть отдаться судьбе – может быть, пронесет, и спад вас не коснется.
Впрочем, вряд ли. Пока что в России
огромная часть денег проходит через государство. И то, как оно себя
чувствует, по цепочке влияет на большинство отраслей и компаний.
Когда денег у него много – что-то
перепадает и бизнесу. Мало – компании начинают «сосать лапу».
Сейчас в стране ситуация не самая
лучшая. Дефицит бюджета, сокращение госрасходов и государственных служащих.
В целом снижение доли государства в экономике, сокращение чиновников – благо
для общества. Но благо в среднесрочной перспективе и дальше. А вот в
ближайшем будущем может быть несладко.
Бежать быстрее
Другой подход – работать больше, быть
более активным и настойчивым в продажах, требовать от сотрудников трудовых
подвигов.
Этот путь выбирают очень многие.
Собственник, работающий почти без
отдыха, выжатые как лимон сотрудники – цена, которую компания платит за
сохранение позиций на рынке.
Вообще, в России любят напряги и
авралы. Просыпаются, достигают невозможного.
И все бы ничего, но есть одно НО.
Все это делается исключительно на
человеческом факторе. За счет резервов психики и организма ключевых людей.
При этом бизнес становится еще более
бессистемным, хаотичным. И какая тут на хрен система, когда нужно выжить!
Решения принимают второпях, без
серьезного анализа и обсуждений в команде. Думать некогда – бежать нужно!
Аааа!!!
К концу кризиса люди приходят уставшие
в хлам, с потерями по здоровью и синдромом хронической усталости. С
разрушенными семьями, потерянными друзьями и смыслом жизни.
Бросить все ваще
«А кабы бросить все ваще, да и свалить
бы, блин, в Париж», - пел известный поэт и панк Александр Лаэртский.
Такой конец часто наступает в двух
описанных выше случаях.
Радостный или печальный – каждому свое.
Но только бизнеса уже нет. Или вас в нем нет. Или его остатки выживают уныло
и печально, оставшись без энергии того, на ком все держалось.
Свет уже не мил, и хочется свалить
куда-нибудь в Гоа на несколько лет, и там тупо валяться на пляже, стучать в
барабан и употреблять психотропные вещества, как порой делятся на
консультациях клиенты. То есть сначала «держат морду лица», но потом панцирь
смягчается, люди заглядывают в себя, обнаруживают там пустыню.
Впрочем, бухать можно и в России… Или
играть в азартные и компьютерные игры, или гоняться за новыми тачками и
гаджетами, или беспорядочно менять любовниц/любовников, или… Да мало ли куда
сбегает от жизни выгоревший человек.
Замедлиться, осознать себя и мир, выйти на новый уровень
В жизни бывают разные периоды.
Иногда
– хорошо лететь вперед как на крыльях. Когда есть драйв, энергия, силы.
Когда вселенная «дает зеленый свет» нашим планам и проектам.
Но бывает и другое. Когда «мир против
нас», когда долбишься в бетонную стену, а результатов почти нет. Уже весь
лоб в шишках и крови, но внутренний голос требует: «Давай, поднимайся! Ты
мужик или тряпка?» (у женщин слова другие, но суть та же).
Это как плевать против ветра. Как
сажать картошку зимой.
Можно и так. Это героизм. Но очень
глупый. Идущий поперек потока жизни и против планов судьбы.
Вообще жизнь – штука мудрая. И иногда
предлагает нам сделать передышку.
Намекает на это. Сначала тонко, потом
все сильнее. Как правило, после разорения, инфаркта, онкологии и пр. доходит
до самых упертых.
Но не до всех. Я знаю женщин, которые в
роддоме в перерывах между схватками раздавали указания по телефону! А уже
через неделю после родов уезжали в командировку, оставив младенца бабушкам и
производителям детского питания.
Более мудро – слышать себя и жизнь.
И жить в гармонии с естественными ритмами.
И если:
На рынке объективный спад
Душа не поет, часто плохое настроение и упадок сил, ухудшается
здоровье
Портятся отношения с близкими, друзьями и партнерами
От вас уходят клиенты и сотрудники
...то самое время...
Практическое задание. Остановитесь. Что
вы обычно делаете в такой ситуации?
К чему это приводит: сразу и впоследствии?
По моему опыту, все это сигналы от жизни о том,
что пора:
Сделать паузу или замедлить бег. Выйти из текучки, отдохнуть. Чтобы
в сознании появилось свободное место. Для начала хотя бы выспаться
несколько дней – желательно за городом на свежем воздухе.
Понять ситуацию: какие у вас ощущения, что объективно изменилось в
вас, в бизнесе и в окружающем мире.
Спокойно все обдумать, обсудить в команде, договориться о том, как
действовать дальше.
Кстати, трудности в бизнесе и в личной
жизни – самое удачное время для изменений, для решения давних проблем.
Когда все хорошо, противоречия и
сомнения спрятаны глубоко – смотреть на них не хочется. Да и зачем? Все же
хорошо. Ну или «нормально», привычно.
Любой психолог знает, что самая
эффективная работа с человеком происходит тогда, когда ему плохо. Потому что
он готов меняться, его проблемы – близко к поверхности. И их можно решить
гораздо быстрее, чем в другое время.
Лично я, когда мне плохо, иду к своему
психологу. Чтобы решить всплывшую проблему, чтобы она больше не мешала мне
жить. И так раз за разом жизнь становится все лучше, хорошо решенная
проблема уходит навсегда.
А что же в бизнесе?
Самое время сделать его «пересборку».
Пересмотреть основные моменты:
На каких рынках работаем?
Какую ценность даем нашим клиентам?
Чем мы лучше конкурентов (и лучше ли)?
Куда хотим прийти и как это сделать
Как мы работаем: по каким алгоритмам ищем клиентов, договариваемся с
ними, выполняем их заказы? Как мы нанимаем, обучаем и мотивируем людей?
Как ведем учет? Нет ли лишних издержек? И так далее.
Насколько эффективна наша оргструктура? Нет ли лишних подразделений?
Все ли люди на своих местах?
И, наконец, приносит ли бизнес радость: владельцам,
работникам, клиентам, партнерам? Если нет – то зачем нам это все? (см.
мои статьи «Делать
главное» и «Основной
обман человечества»)
2 лучших способа сделать это:
Провести в своей компании
стратегическую сессию. С участием всей своей управленческой
команды и грамотным внешним модератором, который поможет вам услышать
друг друга, преодолеть конфликты и прийти к согласию. А также даст
толковые проверенные методики,
как навести порядок в своем бизнесе.
Можно пытаться и самим, но это примерно как делать себе операцию на
мозге. Это мало кому удается.
Потому что изнутри проблемы не видно: вы – часть системы, которая их
породила. Трудности бизнеса вызывают кучу негативных эмоций, поднимают
на поверхность острые конфликты. Они туманят разум, не дают найти
решение.
Проводить команду через такие непростые моменты – наша профессия.
Пройти
системное практическое обучение. Выйти из текучки, отдохнуть, взглянуть
на себя и свой бизнес со стороны. Конечно, лучше в команде. Чтобы
выработать общую точку зрения, прийти к согласию на уровне ума и души,
вместе проработать методики – применительно к своему бизнесу.
Именно это каждый раз случается с участниками наших
выездных бизнес-лагерей.
Прежде всего, пройдите мой Основной лагерь «Как
навести порядок в своем бизнесе». Там мы прорабатываем всю
систему на практике от А до Я. Происходит активный обмен опытом между
участниками – бизнесменами и руководителями из разных отраслей и
регионов России, стран СНГ и не только (Германия, Англия, Испания, США).
Компании - от малого бизнеса до нескольких тысяч сотрудников.
Это заряжает! Дает силы и энергию двигаться дальше. Многие участники (в
том числе с 20-летним опытом своего бизнеса) говорили мне, что жизнь
делится на до лагеря и после. Сначала я смущался, потом
привык :)
Провожу я,
Михаил Рыбаков, с моей супругой и партнером
Ольгой Пайвиной.
Вот
результаты клиентов, которые работали с нами. А вот
отзывы участников наших бизнес-лагерей.
Ближайший бизнес-лагерь
совсем скоро: 4-14 апреля, Подмосковье. Лагерь - самое эффективное вложение в
преобразование своего бизнеса по соотношению "результат / затраты (времени,
денег)". Приезжайте вместе со своими партнерами и управленческой командой.
Можно приехать с семьей - в пансионате отличные условия для отдыха.
И вообще, кризис (в себе, семье,
компании, стране, мире) – это хорошо. Он означает, что вы находитесь на
пороге нового интересного этапа. Тем, кто выживет и переродится, откроется
много интересного.
До встречи – в новом мире. Будьте
счастливы!
******
Отзывы участников бизнес-лагерей "Как навести порядок в своем
бизнесе"
Павел Сарафанников,
Кингисепп, Россия. Собственник «Логистической индустриальной компании»
(грузоперевозки, пассажирские перевозки, аренда спецтехники) Прошел довольно много различных тренингов, и, честно говоря, ехал уже –
ну так, может быть, чему-нибудь научат. Знаете, приятно удивлен. Удивлен,
во-первых, атмосферой. Дружественная, легкая, наверное, больше отдых, чем
учеба, больше получил удовольствия, нежели ощущения тягости от знаний. А то,
что касается знаний – искренне советую всем: приезжайте, участвуйте, не
сомневайтесь. Конструктивно, интересно, интерактивно, нестандартно. Поэтому
– вперед!
Данил Шулико, Набережные
Челны, Россия. Акционер ЗАО "Камский завод электронных компонентов
(производство электронных блоков управления для КАМАЗа) По итогам бизнес-лагеря я понимаю, что тот, кто не выстраивает систему в
своем бизнесе, работает в хаосе, тот теряет больше и в деньгах, и в энергии.
Спасибо!
Денис Лазуков, Кингисепп,
Россия. Генеральный директор «Логистической индустриальной компании»
(грузоперевозки, пассажирские перевозки, аренда спецтехники) Очень рекомендую и советую принять участие в бизнес-лагере. Почему?
Потому что дают хорошие и очень простые инструменты. Такие, например, как
мотивация сотрудников, бизнес-процессы, и в целом, как навести порядок в
бизнесе. Поэтому, ребята, друзья, коллеги и будущие товарищи, соратники,
очень вам советую посетить этот бизнес-лагерь, и вы одновременно отдохнете,
получите много полезной информации, ну и, я думаю, что ваш бизнес после
этого бизнес-лагеря станет гораздо эффективней.
Ольга Мут, Самара, Россия. Собственник компании
"Клиника Доктора Мут" (здравоохранение) Люди почему-то боятся ехать на такие мероприятия. Они дома сидят и ищут
ответы на свои вопросы. Лазают по интернету. Не бойтесь, ребята. Я сидела,
искала, ковыряла. Здесь нашла ответы на все свои вопросы. Просто надо
встать, созвониться, купить билеты и приехать. После этого поймете, что все
легко, все просто. Это реально все зажигает. И вы наконец-то из усталой
жизни вернете настоящее человеческое лицо. Я возвращаюсь домой совершенно
спокойная, уверенная в завтрашнем дне. Так что, приезжайте, вы получите то,
за чем вы ехали. Это здорово!
Станислав Веречук, г. Киев, Украина. Собственник и
директор компании Yutland (оффшорное планирование). Огромное спасибо вам, Ольга и Михаил, за то, что вы сложные вещи делаете
простыми и понятными. Для меня очень ценна была информация о процессах и их
описаниях и о показателях. Какой еще вывод для себя сделал? Я очень много
вещей делаю сам. И сотрудников я не воспринимал, как тех, с кем можно
реально делать это вместе, вовлекая их в это. Для меня это – саморазвитие на
ближайшее время. Спасибо!
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.