Эта фундаментальная статья написана в июле 2014 года, но свою
актуальность она не потеряет еще очень долго. Надеюсь, она пойдет вам на пользу. Применяйте! Задания лучше выполнять письменно.
Если Вы пришлете мне подробные ответы, я смогу дать вам обратную связь: info@mrybakov.ru (это займет некоторое время).
Навести порядок в бизнесе может каждый владелец.
Нужно только желание, волю и настойчивость. Экономическое образование, MBA и
пр. – не обязательны, а порой и вредят, загрязняют разум теоретическими
моделями.
Это можно сделать из любой исходной точки
(успешный холдинг, малый бизнес на грани разорения и пр.).
Основной
принцип – логически движемся сверху вниз, от общего к частному.
Системно и целостно:
Сначала определили, где бизнес находится сейчас (точку А). Потом
– договорились, куда хотим прийти (точка Б). Затем – определили
маршрут,
стратегию движения.
Определили основные принципы работы компании – ее политики.
В каждой компании ситуация своя, уникальная.
Поэтому и каждый проект по наведению порядка – особенный. Например:
В одной компании остро стоит вопрос взаимодействия подразделений
– в первую очередь помогаем отладить процессы.
В другой – рынок изменился, клиентов забирают крупные компании.
Находим сильные стратегические ходы: куда и как развиваться.
В третьей – никак не могут подобрать людей на некоторые
должности. Начинаем с проведения
конкурса по найму.
В четвертой – собственнику не ясна финансовая картина. Теряет
деньги, но вот где дыры? Какие направления убыточны? Где
переплачивает налоги? Тогда начинаем с
управления финансами.
Тем что, помогая решить одну задачу или проблему, мы
всегда помним про целостность бизнеса (см. статью «Как
стать целостным»). Учитываем взаимосвязи. И всегда возвращаемся к
системной работе, как только разобрались с «больным зубом».
Важно: мы помогаем создать систему – максимально
легкую, простую. Необходимую для решения задач вашего бизнеса.
Громоздкие бюрократические монстры – не наш путь.
А еще системы, которые создают с нашей помощью – живые.
Они способны развиваться долгие годы. В них хорошо всем: от собственника до
рабочего, а также клиентам, партнерам.
Практическое задание. Какие
элементы системы есть в вашей компании? Они работают? Это
действительно система, или лоскутки и заплатки?
Пишите нам.
Пару слов про реинжиниринг
Есть такой популярный подход – родом из компьютерных
технологий. Внешне все выглядит очень красиво и логично:
Описали бизнес, как он есть сейчас.
Создали правильные модели (бизнес-процессы, структура и пр.)
Подготовили план внедрения
Внедрили.
В реальности это не работает.
Потому что на описание, как есть, уходят все силы и деньги.
Потому что идеальные модели оказываются далеки от жизни.
И главное – потому что попытки это внедрить вызывают бурное
сопротивление сотрудников. За которых решили, как им жить и
работать.
Попытка произвести революцию в компании всегда вызывает
ожесточенное сопротивление. Как ни странно – не только от сотрудников, но и
от руководителей всех уровней. А главное – от самих владельцев. Потому что
нарушает их привычки и подходы к управлению, сложившиеся годами.
Смотрите подробнее.
Практическое задание. У вас были
попытки реинжиниринга? Называться могло по-другому – не важно.
Возможно, так внедряли какие-то ИТ-системы. Каковы результаты?
Пишите нам.
Золотая середина
Получается, что наведение порядка в бизнесе – это золотая
середина.
Между хаотичным затыканием дыр и технократическим
реинжинирингом, применимым в мире машин, но не живых людей.
Хорошие результаты есть всегда. Их не может не
быть (см. ссылку чуть выше).
Точнее может. Но только в одном случае.
Если у собственника бизнеса не хватает воли
двигаться вперед.
Потому что любые сложности можно преодолеть, и, как
правило, «малой кровью», а то и вообще с удовольствием для большинства
участников. Если делать все грамотно. Если что-то не получается, обращаться
к нам за поддержкой – это окупается многократно.
А вот если погрязнуть в текучке и перестать развивать
свой бизнес – тогда произойдет откат назад. К исходной точке.
А точнее – даже не к ней, а хуже. Потому что у вашей
команды и у вас лично накопится опыт неуспеха, провала. Отказа от изменений
при появлении трудностей, нехватке времени, высоком/низком сезоне и пр.
Если такой опыт возник, то в следующий раз начать
системное развитие бизнеса и довести его до результатов будет сложнее.
Именно поэтому, если упал с велосипеда, с мотоцикла или
со скал (и при этом более-менее жив и цел), нужно обязательно сразу же сесть
в седло и проехать еще хоть чуть-чуть, или пройти еще хоть одну простую
трассу на скалах. Иначе этого не сделать уже никогда – страх одолеет.
Как говорится, если не можешь бежать к цели, иди к ней.
Если не можешь идти, ползи. Если и это не можешь, ложись головой по
направлению к ней. Отдохни, и начинай ползти.
Я сам так живу. Мне тоже многое дается непросто. Но хотя
бы головой к цели я направлен всегда. И ползу, цепляясь зубами за траву.
«Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» (Ницше).
Кстати, цель можно по ходу изменить. Но изменить
осознанно, а не просто забить на нее хрен.
Практическое задание. Готовы ли
вы начать системно наводить порядок в своем бизнесе?
Пишите нам.
Ваш выбор
Ваш выбор – развивать ли свой бизнес. И если да, то как.
Если вы хотите делать это системно (и с удовольствием!),
то приглашаю вас и вашу команду в
наведение
порядка.
Чтобы
делать это грамотно, сначала нужно обучиться. Не в теории – это не
работает. А на практике – живых примерах из своего бизнеса. Шаг за шагом –
пропустить все через себя.
Понять как отдельные технологии (создание стратегии,
описание бизнес-процессов, создание системы мотивации и пр.), так и всю
систему в комплексе.
Лучшая возможность это сделать – пройти наш Основной
бизнес-лагерь «Как
навести порядок в своем бизнесе». Участвуют бизнесмены и топы из
самых разных уголков России и других стран. Средний и малый бизнес. Самые
разные отрасли.
Я знаю, что всегда есть куча причин, почему не ехать:
Мы пока не готовы.
Мы слишком крутые, большие и опытные.
У нас сезон / не сезон. Провал в бизнесе / бурный рост.
Не могу оставить бизнес.
Уезжаю в отпуск.
У меня семья, дети.
И еще тысяча объяснений.
К нам часто приезжают статусные бизнесмены и бизнес-леди:
с 20-летним опытом ведения своего бизнеса. Затем приезжают снова и снова,
привозят своих детей.
Приезжают и владельцы микро-бизнесов.
Все демократично, без галстуков и регалий. Новые
знакомства: партнерство и дружба на долгие годы.
Ближайший
основной бизнес-лагерь состоится совсем скоро: 4-14 апреля.
Приезжайте вместе со своими партнерами и управленческой командой. Можно
взять семью и детей.
Действуйте!
Чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно
прожитые годы.
А то так и жизнь пройдет.
******
Отзывы участников бизнес-лагерей "Как навести порядок в своем
бизнесе"
Андрей Кухарев, г. Москва, Россия. Соучредитель и
директор компании «Элснаб» (дистрибуция промышленного электрооборудования). Я считаю, что бизнес-лагерь - очень качественный бизнес-продукт в
наше время для выстраивания бизнес-системы в любом бизнесе, на котором
дается весь необходимый инструментарий для того, чтобы собственник, или
топ-менеджер, или команда, которая будет работать над этой задачей, смогла
поэтапно правильно навести в своем бизнесе порядок, закрепить основные
бизнес-процессы и формализовать их так, чтобы, скажем так, не изобретая
велосипед, вовлечь своих сотрудников в этот процесс, и сделать этот порядок
постоянным. Спасибо большое!
Ольга Мут, Самара, Россия. Собственник компании
"Клиника Доктора Мут" (здравоохранение) Люди почему-то боятся ехать на такие мероприятия. Они дома сидят и ищут
ответы на свои вопросы. Лазают по интернету. Не бойтесь, ребята. Я сидела,
искала, ковыряла. Здесь нашла ответы на все свои вопросы. Просто надо
встать, созвониться, купить билеты и приехать. После этого поймете, что все
легко, все просто. Это реально все зажигает. И вы наконец-то из усталой
жизни вернете настоящее человеческое лицо. Я возвращаюсь домой совершенно
спокойная, уверенная в завтрашнем дне. Так что, приезжайте, вы получите то,
за чем вы ехали. Это здорово!
Ринат Салахутдинов, г. Сургут, Россия. Собственник и
директор компании «Евро-фарм» (розничная продажа медикаментов). Такое хорошее удовлетворение, что три года бизнеса интуитивно шел
правильно, всё, что делал – интуитивно чувствовал, а здесь это всё
подтвердилось. Увидел, услышал, понял. Конечно, за три года было много
ошибок. Но на лагере у меня «паззл сложился», системная картинка появилась.
И за то, что открыли картину, вам, Михаил и Ольга, огромное спасибо!
Андрей
Даценко, Киев, Украина. Руководитель компании в сфере здорового образа
жизни Хочу отметить уникальный формат лагеря. Я еще нигде такого не видел –
именно в бизнес-формате. Люди здесь просто менялись на глазах, я сам
менялся. Я видел, как коллектив сплачивался. За время лагеря я нашел себе
трех бизнес-партнеров, с которыми я планирую сотрудничать. И это очень
важный момент, потому что мы с ними прошли единую школу, мы с ними смотрим
на вещи одними глазами, я в этих людях уверен и мне интересно будет с ними
работать. Спасибо!
Елена Сагалова, г. Брест, Беларусь. Собственник и директор компании
«Рекламная кухня». Спасибо огромное, Ольга, Михаил. Мне очень понравилось, потому что я
получила новый опыт работы в командах на этом лагере. У меня никогда такого
опыта не было. И я смогу это перенести в свою компанию и там так работать –
уже со своими людьми.
Хочу спасибо сказать всей группе – все талантливые неординарные личности с
прекрасными идеями. Очень было приятно со всеми работать. Спасибо вам
огромное за время, за ваши отзывы, душевность!
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.