Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 313.2. Латание дыр или системное развитие бизнеса?


Советы бизнес-консультанта

Выпуск N313.2, 09.03.2015. Общий тираж рассылки на 3 серверах - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007

Уважаемые подписчики!

Мы решили провести бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе» с 4 по 14 апреля (помимо традиционных Дахаба и Угры). Его особенности и плюсы:

  • Он пройдет в ближнем Подмосковье.
  • Проживание – в комфортном (и недорогом) SPA-пансионате Бекасово. Там же есть коттеджи для семей и команд. Отличная возможность для тех, кто не хочет выезжать за пределы России зимой или жить в лесном лагере летом.
  • Каждый день будет на 2 часа больше времени на работу над вашим бизнесом, чем в Дахабе – глубже разберем наведение порядка в бизнесе, ваши задачи. Да и море не отвлекает :)
    9 дней плотных занятий с 10 до 19 часов с 2-часовым перерывом на обед и кофе-паузами. Между 3-дневными блоками - по 1 дню отдыха.
  • Антикризисные цены: участие от 40 тысяч рублей для самых быстрых – при оплате до 13 марта включительно.
  • Хорошие скидки для команд, постоянных клиентов, рекомендателей и пр.
  • В СПА-центре пансионата: бассейн с гейзерами, русская баня, массаж, косметологические процедуры, солевая и кислородная терапия и т.п.
    Также возможны и активные виды отдыха: волейбол, настольный теннис, бег, скандинавская ходьба, велосипеды, боулинг.
    Для детей – развивающие занятия, аниматоры.
    На территории центра есть большой лес, где можно гулять.

Бизнес-лагерь – лучший (и при этом экономный) способ начать грамотно и системно наводить порядок в своей компании. Ниже, сразу за статьей читайте и смотрите отзывы участников.

Подробная программа лагеря

Оргвопросы, счет за участие и пр.

Тема выпуска. Латание дыр или системное развитие бизнеса? Часть 1

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант, основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Михаил: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

Эта фундаментальная статья написана в июле 2014 года, но свою актуальность она не потеряет еще очень долго. Надеюсь, она пойдет вам на пользу. Применяйте! Задания лучше выполнять письменно.
Если Вы пришлете мне подробные ответы, я смогу дать вам обратную связь: info@mrybakov.ru (это займет некоторое время).

Симптомы

Я много общаюсь с бизнесменами и руководителями, часто получаю письма. Вот несколько характерных фрагментов:

  • Мы только встаем на ноги и очень много непонятных сиюминутных трудностей, которые требуют моего присутствия. Все завязано на мне, а у нас непроплаты по счетам и соответственно, долги перед работниками.
  • Трижды консалтинговые фирмы пытались внедрить систему качества на заводе. Появилось раздражение к этим методикам. Все делается формально, ради отчета.
  • Желания работать нет, наверно перегорел. Когда возникают затыки, их решаю, а дальше идёт по накатанному.
  • Мне не удается привлечь соучредителя к работе по наведению порядка в бизнесе. У него есть определенное понимание этой проблемы, но мы несколько диссонируем: он молодой (ему еще нет 40-ка), умный, энергичный, амбициозный, неординарный человек, мне нелегко его убеждать. Сегодня ему достаточно, что есть я, а я хочу свободы.
  • Все надеялась навести самостоятельно порядок. В голове многое разложено по полочкам, а вот возможности реализовать план – нет. То ведущий специалист увольняется, то кризис не дает связать концы с концами.
  • Наверное, нужно все-таки все бросить и  к вам приехать. Даже если за время моего отсутствия все развалится. А это создавалось с 90-х. Но нет времени, да и денег тоже. Я сам себя спрашиваю: а зачем мне такой бизнес? И сам отвечаю: но на хлеб с маслом хватает, и еще немного. Мне очень нравится мое дело, персонал, и наши партнеры, и клиенты.
    Вот как-то так. Замкнутый круг, который страшно разорвать.

Практическое задание. А какие основные проблемы в Вашем бизнесе?
Что мешает Вам его системно развивать? Пишите нам.

Основная причина проблем в бизнесе

И я почти не встречал тех, кто не развивал бы свой бизнес.

- Наведение порядка? Да, конечно, это важно. Каждый день этим занимаемся.

Но почему же тогда во многих компаниях:

  • Не хватает клиентов?
  • Прибыль нестабильна?
  • Хороших сотрудников не найти днем с огнем?
  • Собственнику бизнеса и топам приходится работать почти без отдыха, вытягивать все на себе (особенно развитие)?

Можно искать разные оправдания:

  • Вести бизнес в России – не мед лаптем хлебать
  • Сейчас сложное время – на дворе кризис
  • Отрасль у нас непростая
  • Хороших работников практически нет
  • Федеральные/международные компании забирают рынок, и пр.

Но все это отмазки. Главная причина – одна:

Вы недостаточно профессиональны как бизнесмен, как руководитель.

В каждом деле можно быть профи или нет: водители, строители, музыканты, повара…

Так же и в бизнесе.

Успешность зависит не от отрасли, страны, эпохи и везения. А от вашего профессионализма.

Точнее, от перечисленного тоже зависит. Но профессионал умеет этим грамотно управлять. А дилетант – нет.

Кстати, дилетантом можно оставаться долгие годы. И даже всю жизнь.

Для дилетанта засуха вызвана гневом богов. И можно разве что дать шаману в бубен – чтобы активнее вызывал дождь. Или принести в жертву стадо баранов, чтобы боги услышали.

У профессионала на любую проблему есть грамотное решение. Технология, которая дает достаточно предсказуемые стабильные результаты.

А если пока нет – он умеет ее создавать. Это – тоже технология.

Рост и развитие

Вы можете возразить:

«Михаил, ну что ты на нас наезжаешь? Мы же развиваем свой бизнес. Открываем новые магазины, расширяем производство, снимаем новые склады, увеличиваем штат и ассортимент». Ну, или делали это до нынешнего непростого года.

Друзья, это не развитие. Это рост.

Я рад, если он у вас есть. Или был.

Однако:

Куча мусора растет, но не развивается!

Больше – не значит лучше. Рост бизнеса без его качественного улучшения, это:

  • Снижение управляемости. Рост оборота, каждый следующий сотрудник, клиент, единица техники, торговая точка и пр. - усложняют управление. Причем усложнение происходит не линейно, а по экспоненте. Развитие системы управления здесь – просто необходимо для выживания бизнеса.
  • Повышение рисков – по мере роста ваш бизнес становится лакомым куском, который хочется отнять, ну или хорошенько подоить.
  • Усиление противоречий между совладельцами, руководителями и сотрудниками. Что приводит к пункту 1 (см. выше).

Почему же тогда основной ориентир для бизнесменов – количественный рост? Ответ в наших инстинктах: «Больше – значит лучше». Подробнее читайте в статье «Основной обман человечества».

Значит, рост бизнеса – это плохо? Пусть всегда маленьким остается?

Не обязательно.

Опасен рост без развития. Потому что конец такого «колосса на глиняных ногах» всегда печален – вопрос времени и той напасти, которая его сгубит. Примеры я вижу каждый день.

А что такое развитие?

Развитие – это повышение эффективности бизнеса.

Это вполне конкретное понятие:

Эффективность = результат / затраты.

Результат – это не только прибыль. Но и, к примеру, ваша репутация на рынке, ваша команда, ваше удовольствие от работы и жизни вообще.

Затраты – это не только деньги, но и люди, площади, оборудование. А также вложенные силы, здоровье и нервные клетки (которые не восстанавливаются).

Подробнее – в статье «Результативность и эффективность бизнеса и жизни» (часть 1, часть 2).

Так вот,

Основная задача бизнесмена и руководителя – повышать эффективность бизнеса. 
И в этом же – большое удовольствие, драйв.

 

Весь мировой прогресс человечества создают руководители. Которые повышают эффективность управляемых ими организаций и подразделений.

Но:

  • Можно делать это грамотно, профессионально.
  • А можно – как получится. Шаг вперед – два шага назад.

При втором подходе развитие идет очень медленно, с пОтом и кровью, сменяясь эпохами тьмы и мракобесия (в бизнесе и не только).

При первом – идет гораздо быстрее. Если делать все грамотно, то и мягче, экологичнее, без вреда для участников и окружения. Сам процесс развития и его результаты приносят радость.

Практическое задание. Посмотрите на свой бизнес максимально честно.
Он растет?
Он развивается? Что именно Вы развили в нем за последние годы?
Какие отмазки популярны у Вас? Пишите нам.

Латание дыр

Именно так можно назвать второй подход.

  • Прохудился кафтан – поставим заплатку.
  • Лодка течет – замажем дырку пластилином.
  • Конфликт между подразделениями – напишем регламент их взаимодействия.
  • Продавцы дают необоснованные скидки клиентам – издадим приказ, который категорически запрещает им это делать.

К сожалению, именно так «развиваются» большинство российских (а также украинских, белорусский, казахских и пр.) компаний. От мала до велика, в самых разных городах и весях.

И когда мы спрашиваем владельца и его команду: «У вас в компании какая стадия развития: бардак, система, саморазвитие?» (см. схему тут), нам чаще всего отвечают…»

Практическое задание. Посмотрите схему и ее описание. Ответьте честно на вопрос: на каком этапе развития находится Ваш бизнес. Пишите нам.

Итак, чаще всего нам отвечают, что компания – на пути к системе. А точнее, что система есть, но она… Ну такая, не совсем система.

  • Тут есть приказ
  • Там положение
  • Тут регламент
  • Там должностная инструкция
  • А вот останки от как бы внедренного когда-то ИСО-9001
  • Еще CRM есть – правда, пользуемся редко
  • А тут ваще – вызвал сотрудника на ковер и показал, где раки зимуют. Ерш его медь!
  • И т.п.

Такие попытки заткнуть дыры и поставить заплатки – работают слабо.

Это – лоскутное одеяло!

Все состоящее из заплаток: одна поверх другой.

Многие из них противоречат друг другу и/или устарели.

Значительная часть работы компании вообще никак не регламентирована. Работают, как Бог на душу положит. Как умеет данный сотрудник. Какое у него сегодня настроение.

 

У меня для вас плохая новость.

Это не система. Это – бардак!

Часто, по мере того, как я вникаю в устройство той или иной компании, я удивляюсь – как это вообще работает?

И правда, как?

За счет отдельных ключевых людей. Которые искренне болеют за дело, тянут все на себе. Убери их – и все рассыпется вмиг (что часто и происходит).

Работают они грамотно, профессионально?

Зачастую, нет. У них большой практический опыт, и сильное чувство ответственности.

Но до эффективности там далеко.

Кстати, и сами они от этого страдают. Работают до вечера, а порой и в выходные. По многу раз переделывают одно и то же. Постоянно разруливают всевозможные косяки: свои и чужие. И т.д.

И можно бы отладить работу, начать делать ее более четко, с меньшими затратами времени и нервов.

Но… Некогда – работать же нужно!

Так и ездят по бизнес-дорогам компании на прямоугольных колесах.

Практическое задание. Что Вы СДЕЛАЕТЕ сейчас, после прочтения этой статьи? Пишите нам.

Продолжение статьи будет в среду, 11 марта.

Смотрите также статью «Как организовать в своей компании работу по наведению порядка».

******

На этой неделе, 14 марта, повышение цены на участие в бизнес-лагере "Как навести порядок в своем бизнесе", который пройдет 4-14 апреля в Подмосковье. Успевайте оплатить по минимальным ценам!

Отзывы участников бизнес-лагерей "Как навести порядок в своем бизнесе"

Олег Гафаров, г. Новокузнецк, Россия. Собственник и директор компании «Торговый дом «ПОКОЛЕНИЕ» (розничная торговля).
Что я взял от лагеря в «сухом остатке». Это понимание того, что сложные вещи можно делать понятными и применимыми на практике. Это очень большой сухой остаток. Спасибо огромное

Ольга Мут, Самара, Россия. Собственник компании "Клиника Доктора Мут" (здравоохранение)
Люди почему-то боятся ехать на такие мероприятия. Они дома сидят и ищут ответы на свои вопросы. Лазают по интернету. Не бойтесь, ребята. Я сидела, искала, ковыряла. Здесь нашла ответы на все свои вопросы. Просто надо встать, созвониться, купить билеты и приехать. После этого поймете, что все легко, все просто. Это реально все зажигает. И вы наконец-то из усталой жизни вернете настоящее человеческое лицо. Я возвращаюсь домой совершенно спокойная, уверенная в завтрашнем дне. Так что, приезжайте, вы получите то, за чем вы ехали. Это здорово!

Андрей Даценко, Киев, Украина.  Руководитель компании в сфере здорового образа жизни
Хочу отметить уникальный формат лагеря. Я еще нигде такого не видел – именно в бизнес-формате. Люди здесь просто менялись на глазах, я сам менялся. Я видел, как коллектив сплачивался. За время лагеря я нашел себе трех бизнес-партнеров, с которыми я планирую сотрудничать. И это очень важный момент, потому что мы с ними прошли единую школу, мы с ними смотрим на вещи одними глазами, я в этих людях уверен и мне интересно будет с ними работать.

Анна Волгина, г. Дахаб, Египет. Собственник компании «5 квадратов» (организация туристических поездок, виндсерфинг, кайтсерфинг, яхты)
Я вынесла для себя несколько идей. Я и раньше слышала о бизнес-процессах. Но это были разрозненные куски где-то. А сейчас они собрались в цельную мозаику. Общая картина сложилась. Спасибо большое!

Георгий Беспертых, Москва, Россия. Собственник компании "Эко Дом" (строительное оборудование)
Что самое главное для себя хотел вынести из этого лагеря – это объем тех знаний, которые нам преподносят Михаил и Ольга, которые выстраиваются в структуру компании и открывают новое видение, новый обзор. То есть мы не сидим в офисе, не работаем, как папы Карло, на своих должностях, а находимся в процессе постоянного развития своего бизнеса. Спасибо!

Больше отзывов >>>

Видео-отзывы  >>>

До встречи на бизнес-лагере в Подмосковье.

Будьте счастливы!

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).

P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Недавние выпуски рассылки (полный структурированный архив здесь):

Всегда рад долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству. 

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook
: www.facebook.com/mikerybakov

 

Наведение порядка в бизнесе Стратегические сессии
по решению ваших бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы
Книга
"Как навести порядок
в своем бизнесе"
Фильм
"От карьеры к свободе"

В избранное