Советы бизнес-консультанта. Выпуск 223. Долго, дорого и больно
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта
Долго, дорого и больно
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 100000 читателей. Рассылка регулярно
выходит с октября 2007 года.
Выпуск N223,
15.05.2013
Если жизнь начинает вносить изменения в твои планы,
пора вносить изменения в твою жизнь.
Завтра 16 мая в Москве - вводный 1-дневный курс Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной "Как
навести порядок в своем бизнесе". Хорошая возможность сделать первый шаг в развитии своего бизнеса, понять
технологию, вовлечь партнеров и ключевых руководителей.
Александр
Сорокоумов
- консультант по изменениям и наведению порядка в коллективе, мой партнер по
многим проектам.
Именно так выглядит каждый первый проект
изменений. Чем быстрее вы пытаетесь его провести, тем дороже и больнее он выйдет
вам в итоге. Но почему именно так? И может ли быть по-другому? Давайте попроуем
разбраться.
1. Долго.
Ключевая проблема для бизнеса – скорость.
Молодая, недавно динамичная и быстрорастущая компания, начав наведение порядка в
бизнесе, привыкла мерять все своими мерками. В которых скорость – едва ли не
самое главное. И дествительно, двавйте быстро все опишем и перестроим. Быстро
проведем сессию по определению целей и стратегии. Быстро создадим новую
структуру и напишем должностные инструкции.
Однако живые организмы растут быстро или
медленно не по чьему-то желанию, а по заложенным в них законам природы. И период
изменений и перестройки бизнеса требует изменений и перестройки его коллектива
как некоего живого сообщества. А этот процесс подчиняется не планам и проектам,
а некоторым законам, о которых компания еще не знает.
Но существует массовый рынок, на котором на
продажу выставлено все в соответствии со спросом. И если есть спрос на
«побыстрее», то таких предложений будет вагон и маленькая тележка. Что, в свою
очередь, создает впечатление у потенциальных потребителей, что изменения
происходят быстро. Вот мы и имеем замкнутый круг и вечную историю.
Вся беда в том, что на нашем рынке нет реальных
стандартов, которые бы показывали: вот это – долго, а это – быстро. Мы понемногу
их вырабатываем. И вот к чему мы пришли:
Процесс подготовки к изменениям занимает
минимум 2 года. За это время собственник осторожно вникает в то, что
предстоит сделать, изучает все на своей шкуре (в нашей закрытой минской группе)
и нарабатывает необходимые навыки и понимание. Любая попытка обойтись без
подготовки (или ускорить) обрекает процесс на неудачу. Причина – все завязано на
владельца по самое немогу, и без изменений в нем с компанией ничего не
произойдет.
Основную массу технических изменений можно
провести за год (есть примеры). Но при этом процесс изменения коллектива займет
больше лет (включая подготовку собственника) и будет напрямую зависеть от
скорости, с которой учится и изменяется собственник. А для того, чтобы
результаты закрепились, приоритетным является изменение и коллектива, и самого
собственника.
Здесь мы пока ждем достаточного числа
результатов, поэтому не спешим делиться цифрами
2. Дорого.
Дороговизна изменений целиком зависит от
финансовых возможностей компании. Если у бизнеса много беспокойства о статусе и
много страхов этот «статус» потерять, они обычно покупаются на «статусные» вещи
вроде дорогих систем управления, мегабрендовых гуру и прочее. И при этом
старательно избегают тех глубинных вопросов, которые и вызвали необходимость
изменений. Денег здесь можно потратить очень много. И будет вам очень дорого.
Если денег нет совсем, а менять все давно пора,
то самый бюджетный путь для собственника – нанять себе хорошего
коуча-психотерапевта лет на 3-5. И проработать свои слепые пятна, которые и
привели компанию к кризису. Самые лучшие специалисты работают в сфере
психологии, а цены там очень демократичные. Настолько демократичные, что
некоторых клиентов начинает мучить совесть.
Все остальные расходы лежат в широком диапазоне
между этими двумя вариантами. Если клиент, который приходит к нам, сталкивается
с тем, что ему не по карману наши услуги, мы спрашиваем: сколько ты хочешь
потратить на все эти задачи? И рекомендуем набор действий, который позволит ему
уложиться именно в эту сумму. Так что изменения по карману всем. Не все их
выдерживают по совсем другой причине:
3. Больно
А кто вам сказал, что больно – это плохо? Если
орган болит, значит, он еще жив. И жить, кстати, хочет, о чем и сигналит
доступными ему средствами. Чтобы лечение дало результаты, боль должна быть
достаточно сильной, чтобы заставить человека что-то изменить. Но при этом она
должна быть переносимой. Она не должна зашкаливать.
Вот собственно говоря, это и является нашим УТП.
В работе мы создаем условия, в которых боль периодически возникает. Но здесь она
становится переносимой, управляемой… и самое главное: здесь есть возможности
проследить ее до глубинных причин, понять, какие нужны изменения, и сделать их.
Когда нас просят сделать быстрее, мы
предупреждаем, что может быть намного больнее. Причем настолько, что сотрудники
будут готовы уволиться, лишь бы не приезжать на следующую сессию. В последнее
время таких случаев не бывает, но мы все равно перестраховываемся.
А совсем без боли изменения не произойдут. Если
компания надеется, что придут добрые дяди и все для нас сделают, и будет нам
хорошо, то ей лучше не изменениями заниматься, а всем коллективом сходить на
массаж.
Хотя массаж тоже разный бывает. И по ощущениям,
и по результатам.
Чтобы успешнее (а также проще, быстрее и дешевле) пройти изменения в своем
бизнесе, Вы можете принять участие в летних бизнес-лагерях на Угре.
Александр Сорокоумов принимает участие в проведении:
Start-up week
(или Как создать новый успешный бизнес) 22-28 июня совместно с Михаилом Рыбаковым.
Для тех, кто сразу хочет создать новый бизнес по уму, не ходить годами по
граблям. Для новичков, которые только хотят создать свой первый бизнес, и
для опытных бизнесменов, которые хотят создать новые направления, избежав
старых ошибок.
20 июня - цена участия вырастет.
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших
коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
С уважением, ведущий рассылки Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры" WWW:
WWW.MRYBAKOV.RU Тел: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.