Внимание, по независящим от нас причинам утренний номер разослан нечитабельным.
Это повторный выпуск рассылки. Приносим извинения за причиненные неудобства.
Структуры, реализующие стратегию
Создав стратегию, необходимо ответить на вопросы кто, как и когда будет выполнять
поставленные задачи. Можно просто распределить задачи: "ты делаешь это,
а он - то". Но этот путь влечет за собой хаос: каждый делает то, что он
считает нужным. Как правильно поступить в этом случае? Необходимо построить
организационную структуру компании.
Многие формируют структуру методом рисования квадратиков, соответствующих департаментам,
отделам или должностям. Этот метод при известной сноровке и идеальной памяти,
в общем, может дать положительный эффект, но начинать необходимо не с этого.
Из стратегии мы видим, какими типами деятельности необходимо заниматься, чтобы
выполнить все поставленные задачи. Здесь под "типами деятельности"
понимается спектр функциональных обязанностей от производства продукции до охраны
помещений. Определив перечень типов деятельности, необходимо использовать классическую
схему управления: СПК.
СОДЕРЖАНИЕ =>
ПРОЦЕСС => КОНТРОЛЬ
При построении организационной структуры должны быть учтены моменты, которые
определяют, что в рамках одного типа деятельности существует этап предоставления
исходной информации, передача содержания. Следующим этапом является выполнение
задания - процесс. И последним шагом осуществляется контроль результатов.
Для обеспечения процессов вышеописанным образом всегда описывается объект и
субъект. Под "объектом" понимается тот, кто выполняет процесс. К нему
всегда относится только четыре функции: поступление информации, ее переработка,
передача информации и поддержка результата. А под "субъектом" понимается
тот, кто предоставляет содержание и осуществляет контроль.
Составив перечень типов деятельности, выделив, какая информация и какой контроль
нужен для выполнения задач или этапов этих задач, и обеспечив понимание объекта
и субъекта, можно приступить к формированию организационной структуры. При этом
полезно знать о том, что существуют три принципиально различных структуры: линейная,
дивизиональная и матричная. Примерное сравнение первых двух приведено в следующей
таблице:
Линейно-функциональные
Дивизиональные
Стабильность
(наиболее эффективны в стабильной среде)
Гибкость
(наиболее эффективны в динамичной среде)
Экономия на управленческих расходах
Оперативность принятия решений
Специализация и компетентность
Междисциплинарный подход
Быстрое решение простых проблем, находящихся в компетенции
одной функциональной службы
Быстрое решение сложных межфункциональных проблем
Ориентация на действующие технологии и сложившийся рынок
Ориентация на новые рынки и технологии
Ориентация на ценовую конкуренцию
Ориентация на неценовую конкуренцию
Матричная структура является совокупностью первых двух. Здесь нет смысла особо
рассказывать о достоинствах и недостатках каждой схемы, это можно прочитать
во многих книгах по организации бизнеса.
Итак, мы пришли к пониманию того, что построение организационной структуры
предприятия - это сложный процесс, требующий понимания функционирования предприятия,
теоретических основ и творчества. Термин "творчество" нужно выделить
особо. Нет стандартных и общепризнанных методик построения организационной структуры.
Процесс построения всегда уникален и неповторим. Но есть требования, перечисленные
выше, которые просто должны быть учтены при построении организационной структуры.