Сегодня вы ознакомитесь со статьёй А. Левитаса "Мимикрия в природе и бизнесе или 35 способов произвести впечатление"
Представьте себе – кошка лезет на дерево, чтобы забраться в птичье гнездо. Однако, сунувшись в гнездо, она обнаруживает там не птицу, которой собиралась полакомиться, а извивающуюся и злобно шипящую гадюку – и в ужасе бросается прочь. Хотя на самом деле никакой змеи на дереве не было – зато птица под названием вертишейка на удивление ловко изображает змею, отпугивая непрошеных гостей.
Или представьте себе – ребёнок пытается поймать яркую бабочку, но та садится на дерево и... исчезает. Малыш в недоумении смотрит на серую бугристую кору дерева, не обнаруживает бабочки, пожимает плечами и уходит. А бабочка всё это время была прямо у него перед носом – просто прикрыла яркие задние крылья тусклыми передними, имитирующими рисунок древесной коры.
И в том, и в другом случае сработал механизм, известный биологам под названием "мимикрия" – животное притворяется тем, кем оно не является. Этот механизм весьма распространён – многие животные используют мимикрию, чтобы спастись от хищника или, наоборот, поймать жертву.
Белый медведь сливается со снегом. Гусеница притворяется сухой веточкой. Полосатая муха изображает осу. Неядовитые змеи подражают ядовитым. Хищные светляки имитируют световые сигналы самки другого вида светляков. Маленькие рыбёшки при появлении хищника собираются в комок, довольно убедительно изображая морского ежа. И так далее.
Бизнес нередко сравнивают с джунглями. И, как и в джунглях, в бизнесе широко распространена мимикрия, когда человек или фирма пытается изобразить перед потенциальными клиентами или партнёрами то, чем они на самом деле не являются. Для того чтобы произвести нужное впечатление, используются самые разнообразные приёмы мимикрии.
Тут необходимо сделать важную оговорку. Речь ни в коем случае не идёт о прямом обмане – это уже было бы мошенничеством. Вместо этого целевой аудитории подбрасывают лишь какие-то намёки, какие-то внешние признаки – глядя на которые, люди сами делают нужный Вам вывод.
Классический пример "маркетинговой мимикрии" – мороженое Häagen-Dazs. Американский производитель решил, что большей популярностью будет пользоваться мороженое, которое покупатели сочтут европейским – и задействовал сразу три механизма мимикрии. Во-первых, дал своему продукту название Häagen-Dazs, не имеющее никакого смысла, но звучащее "по-скандинавски". Во-вторых, использовал в написании торговой марки европейские буквы с точками, каких нет в английском языке. И, в-третьих, рисовал карту
Скандинавии на упаковке с мороженым. Расчёт оказался верным, и покупатели полюбили "настоящее европейское мороженое".
Итак, в чём же можно убедить целевую аудиторию, используя приёмы мимикрии? И какие приёмы для этого используются? Вот лишь несколько вариантов:
"Мы – крупная и богатая фирма"
Многие фирмы и бизнесмены стараются произвести на потенциального клиента впечатление крупной, богатой организации – ведь к солидной фирме больше доверия, ей легче получить заказ, у неё больше шансов на крупный контракт, ей простительны высокие цены... Так что даже если название фирмы "Пупкин энд Ко" расшифровывается как "Пупкин и его кошка" – владелец нередко стремится выдать свою контору за крупную фирму.
Классические способы пустить пыль в глаза известны – это дорогой костюм и аксессуары, приглашение на деловой обед в дорогой ресторан или клуб, арендованный на несколько часов представительский автомобиль и т.п. Один из московских консультантов принимает клиентов в переговорной комнате бизнес-центра "Даев Плаза", арендуя её на час-два – чтобы те подумали, что в бизнес-центре же находится и его офис. И так далее.
Менее известные способы мимикрии под крупную фирму используют такие инструменты, как название фирмы, название должностей, дизайн и т.п.
К примеру, привычные с советских времён названия, составленные из сокращённых слов – вроде "ИнЮрКоллегия" или "РосГосСтрах" – наводят на мысль о фирме крупной, стабильной, существующей уже много лет. Если сконструировать по такому же принципу название своей фирмы – и особенно если включить в него сочетание букв вроде "Гос" или "Глав" – то многие покупатели предположат, что имеют дело с крупным бизнесом.
Другой способ предполагает использование в названии таких слов, как "международный", "интернациональный", "всемирный", а также слов, обычно связанных с крупными организациями – "академия", "комбинат" и т.п. Когда человек слышит слова "международная маркетинговая академия", он скорее представит себе многоэтажное здание, чем офис на восьми квадратных метрах, переделанный из кладовки. Примерно из таких соображений получила своё название, например, фирма Federal Express.
Похожий эффект оказывают и названия должностей. Если на визитной карточке или под письмом значится "Директор по розничным продажам в Южном Федеральном округе", партнёр по переговорам почти наверняка предположит, что имеет дело с крупной фирмой, работающей в нескольких регионах.
Одна моя американская знакомая, консультант по безопасности компьютерных систем, работающая из домашнего офиса, изображала крупную фирму за счёт того, что сперва, изменив голос, представлялась собственным секретарём, затем "переводила звонок госпоже директору" и отвечала уже от собственного имени.
Наконец, создать впечатление солидной фирмы можно за счёт качества дизайна и полиграфии. Обычно несложно отличить малый бизнес от солидного офиса, взглянув на фирменный стиль, строгость дизайна документов, сайта и рекламных объявлений, на солидность логотипа, цветовую гамму, качество бумаги и печати и т.п. Так что малый бизнес может создать впечатление крупного ещё и таким способом.
"Мы – зарубежная фирма"
Россияне традиционно не доверяют качеству многих отечественных товаров, предпочитая "немецкое качество", "японское качество" и т.п. Что, в общем, понятно – достаточно сравнить "Фольксваген-Гольф" и "Ладу-Калину".
Поэтому нередко российские фирмы подражают герою Маяковского, который "был монтером Ваней, но в духе парижан себе присвоил званье: "электротехник Жан"" – и подают свой товар как зарубежную продукцию. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что порой так поступают и западные компании – если товар, который они производят, у клиентов ассоциируется совсем с другой страной. Например, американские производители фарфора нередко пытались подать его как английский.
Основными способами мимикрии тут являются название, дизайн и легенда товара. Как в истории с мороженым Häagen-Dazs.
Например, многие покупают канцелярские товары под маркой Erich Krause, поскольку доверяют немецкому качеству – хотя на самом деле торговая марка создана российской фирмой "Офис Премьер", а сами товары производятся главным образом в Китае и других азиатских странах. Тут же можно вспомнить такие бренды, как обувь Carlo Pazolini, одежду Tom Klaim, косметику Faberlic, чай Greenfield, пиво Bagbier и т.п.
Если продукция фирмы продаётся через розничные сети, "заграничное" название можно дополнить "заграничным" же дизайном упаковки. Обычно в таких случаях либо имитируют характерные черты дизайна товаров, действительно произведённых в той или иной стране – от цветовой гаммы и шрифта до размера и формы коробки или бутылки, – либо с помощью маркетинговых исследований выясняют, как должен выглядеть "немецкий", "английский" или "бразильский" товар с точки зрения потребителя.
Иногда частью дизайна становится даже персонал – так, одна из фирм, продававших лет десять назад псевдояпонскую промышленную электронику, нанимала в качестве менеджеров исключительно людей с восточной внешностью – бурятов, якутов, корейцев – и обучала их тонкостям японского делового этикета. Приезжающие на переговоры азиаты, говорящие на русском с акцентом и принимающие визитную карточку двумя руками, убедительно поддерживали легенду о японском происхождении товара.
Если же в какой-то товарной категории покупатели предпочитают именно отечественные товары – те же способы мимикрии задействуют с точностью до наоборот, маскируя китайское под рязанское.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать вопрос Присылайте новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2009,
Наталия Педченко. Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора материала (указание автора и его сайта)