Термин "большая ложь", насколько я помню, впервые был применён по отношению к агитационным методам Йозефа Геббельса, рейхсминистра пропаганды в фашистской Германии.
Вообще же сам подход "большой лжи" используется довольно широко, и применяют его самые разные организации, от торговцев биодобавками до политических партий.
Смысл "большой лжи" в том, чтобы уверить людей в чём-то совершенно невероятном, совершенно бредовом, во что бы они в обычной ситуации никогда бы не поверили.
- Что, кстати, не так уж и сложно. В разное время разные лидеры заставляли толпу поверить то в превосходство немецкой расы над русскими недочеловеками, то в торжество идеи коммунизма, то ещё в какую-нибудь несуразицу. Кончалось, правда, всякий раз плохо.
Как опознать "большую ложь"? Есть несколько признаков.
Первый признак: размах
Для того, чтобы "большая ложь" сработала, лжец должен обещать не просто много, а очень много, невероятно много, безумно много. Ложь должна быть грандиозной.
В качестве примера можно вспомнить пресловутое выступление Остапа Бендера в провинциальном шахматном клубе: он пообещал, что Васюки станут не меньше, чем столицей мира и нарисовал грандиозную картину:
Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках. Мраморные лестницы действительно ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые
иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах – приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и, завидующие васюкинцам, – москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы. Автомобили конвейером двигались среди мраморных отелей...
– Не беспокойтесь, – сказал Остап, – мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, а Москва – в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва
становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.
Другой пример: торговцы "чудодейственными" препаратами и "волшебными" приборами обязательно расскажут Вам, что их средство лечит от всех болезней. Решительно от всех. Включая и признанные неизлечимыми, и даже неизвестные врачам. Причём лечит всегда и быстро. А также не имеет побочных эффектов, улучшает потенцию и помогает в карьере.
Ещё пример: мошенник-"инвестор", желающий заполучить деньги доверчивых вкладчиков, обещает им не 17% в год, как в банке, и даже не 170% в год, а 200-300% каждый месяц.
Почему "большая ложь" непременно должна быть грандиозной? Да потому, что людям тяжело поверить, что их так нагло обманывают. Конечно, они подозревают, что манипулятор лжёт, и на всякий случай "делят на десять" его слова. Но автор "большой лжи" обыгрывает слушателей именно за счёт размаха – даже после того, как его обещания "разделили на десять" или даже "на пятьдесят", результат всё равно выходит крайне привлекательным.
Второй признак: повтор
"Большая ложь", чтобы ей поверили, должна повторяться снова и снова. Десятикратно, стократно, тысячекратно. "Ложь, сказанная сто раз, становится правдой" – говорил Геббельс.
Если речь идёт о предвыборной пропаганде, она должна висеть на каждом столбе и звучать из каждого телевизора. Если мошенники убеждают нас заплатить за "чудо-лекарство", они буквально засыплют нас историями о том, как от одной таблетки проходил грипп, от двух пропадала язва желудка, после третьей таблетки отрастала ампутированная нога, а четвёртая приносила выигрыш в лотерее – десятки историй, одна другой удивительнее, будут сыпаться на Вас непрерывно.
В книге "Охота на Снарка" не зря говорится: "Если трижды сказал, значит верно". То, что с первого раза воспринимается как наглая ложь, с десятого кажется уже менее бредовым, а после сотого повтора многие люди начинают задаваться вопросом: "А может, в этом и вправду что-то есть?"
Третий признак: "годится всем"
Очень характерный признак "большой лжи" – обращение ко всем и обещание для всех.
Если с её помощью рекламируют лекарство, то оно лечит все болезни. Не "некоторые", а именно все. Кто бы ни спросил: "Поможет ли мне это лекарство" – ответ всегда будет утвердительным, безотносительно того, чем человек болен.
Если с её помощью пытаются выиграть выборы, то кандидат обещает "счастье для всех, даром, и чтобы никто не ушёл обиженным". От его планов не пострадает никто, а выиграют решительно все.
Почему именно так? Чтобы ложь была большая, она должна охватить как можно больше людей. Поэтому манипулятор и старается зацепить своей рекламой или своими обещаниями всех и каждого.
Четвёртый признак: социальное доказательство
Максимальную эффективность "большая ложь" получает после того, как в неё поверит некоторое количество людей. После этого манипулятор может ссылаться на них как на свидетелей ("-Петров, скажи им? - Да, безусловно"). Чем этих людей больше, тем убедительнее слова манипулятора для слушателя.
- Потому что миллион леммингов не может ошибаться, верно?
Более того, даже если таких "свидетелей" нет, их можно выдумать. Реклама "оздоровительных сеансов чукотского шамана Мастур-Батыра" не зря занимает газетный разворот: ведь рекламодателю необходимо воткнуть туда несколько десятков отзывов от якобы довольных клиентов.
Человек – существо по природе своей стайное. Поэтому чем больше людей подтверждают (или кажется, что подтверждают) какую-то версию, тем больше шансов, что и жертва манипулятора в неё поверит безоговорочно. Этим и пользуются авторы "большой лжи".
Что же делать?
Если на переговорах, в рекламе или на митинге Вы сталкиваетесь хотя бы с двумя-тремя из четырёх перечисленных признаков – скорее всего, Вы столкнулись с "большой ложью".
Что делать в такой ситуации? Повторю уже не помню в который раз, что сам факт опознания манипуляции уже отчасти защищает от неё. Как только Вы распознали обман, лучше прекратить общение с манипулятором – свернуть переговоры или попросить выслать подробности по факсу, выключить телевизор, выкинуть листовку.
Но если почему-либо предложение кажется ну очень заманчивым (чего манипулятор и добивался), или если ситуация такова, что просто так разорвать контакт Вы не можете... Тогда вспомните, что ни пятикратный повтор одних и тех же слов, ни порванная на груди тельняшка, ни крик: "Мамой клянусь" – доказательством не является.
И требуйте доказательств реальных. Официальных документов, гарантийных писем, проведения экспериментов или экспертизы и т.п. И следите за реакцией партнёра. Девять к одному, что он сам разорвёт отношения с Вами и пойдёт искать более лёгкую жертву. А если согласится предоставить доказательства – проверьте их со всей возможной тщательностью.
И только после этого принимайте решение. Причём лучше бы, чтобы само принятие решения происходило наедине, а не в присутствие партнёра.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать вопрос Присылайте новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2009,
Наталия Педченко. Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора материала (указание автора и его сайта)