Сегодня вы ознакомитесь с ключевыми историческими точками развития
брендинга.
Для маркетологов брендинг - это основной способ дифференциации продуктов и
инструмент продвижения товаров на рынок. Некоторые заявляют, что брендинг
- это "новый культурный язык современного общества, базирующего на
рыночных отношениях". По существу современный потребительский рынок - это
борьба брендов.
Итак. В самой первой эпохе капиталы зарабатывались на
географическом преимуществе.
Кто-то имел рудник и продавал её. Другие рудник не имели и вынуждены были
покупать руду у того, кто её имел. Кто-то имел лес и реку рядом и торговал
лесом, сплавляя его по реке. И т.д. В это время любая визуальная
идентичность не имела никакого серьезного значения – разве что служила
опознавателем. Покупали преимущественно то и именно у этого кого-то, чего
нельзя было купить у другого в зоне досягаемости.
Если мне нужен лес, и я знаю, что у Мистера Х есть лес и у Мистера Y есть
лес, но при этом ближе ко мне находится Мистер X (существенная экономия на
логистике), то я покупаю лес у Мистера X.
Никакого решающего участия в выборе и предпочтении визуальная идентичность
не играла.
Это была эпоха географических монополий.
Во второй эпохе капиталы зарабатывались на технологиях и
инновациях.
Кто-то сумел придумать новый продукт и наладить технологию его
производства. Секрет этого всего хранился в тайне, конкуренты не могли
воспроизвести данную инновацию и технологию в обозримо короткое время.
Клиенты покупали инновационные продукты сугубо у того, кто их
придумал.
Ford, Xerox и т.д. – это все гиганты этой эпохи.
И визуальная идентичность опять же не играла никакого решающего участия в
выборе и предпочтении потребителей. Если вам был нужен ксерокс, вы могли
купить его только у ксерокса.
Это была эпоха технологических монополий.
Однако настоящий расцвет идеи брендинга пришелся на вторую половину
двадцатого века, и связано это было с вполне естественными причинами -
появлением на рынке большого количества похожих товаров.
Наступила третья эпоха.
Эпоха товарного изобилия.
Технологии больше не принадлежат одной компании или человеку. То, что
сегодня сделает Motorolla, уже завтра с легкостью воспроизведет Sony,
Nokia, Samsung и другие. При этом функционально товарные предложения всех
компаний будут одинаково хорошими.
Больше нет плохих автомобилей (в России пока ещё есть), все автомобили
сравнительно хороши: Mercedes не сможет вам предложить ничего
принципиально нового, чего вы не встретите у BMW, Honda или Volvo.
Нужную мне морковку я могу купить в гипермаркете, могу — в соседнем
местном магазине продуктов, могу — на рынке у бабушке, а могу и вовсе
заказать через Интернет-магазин с доставкой на дом.
Потребитель получил абсолютную свободу выбора и стал безбожно капризен и
обидчив, теперь, чтобы он купил товар именно у вас, а не у десятка
ваших конкурентов, вы должны завладеть его вниманием и любовью. Вы
практически должны добиться его любви, как рыцари добивались любви
Прекрасной дамы!
И вот здесь уже визуальная идентичность играет решающее значение! Потому
что она является проповедником маркетинговой стратегии бренда. Всё, что
напридумали маркетологи – дизайнеры должны донести до потребителя в
красочной визуальной форме, картинке. Называйте, как хотите – суть не
меняется.
А все усилия маркетологов направлены на вовлечение потребителя в бренд,
похищение (присваивание) его — т.е. они должны добиться, чтобы потребитель
счёл бренд "своим", чтобы бренд стал выразителем его образа жизни, его
мировоззрения. И вот тогда эти люди будут ездить исключительно на BMW,
одеваться исключительно от Armani, звонить исключительно по iphone, курить
исключительно Dunhill, чистить зубы исключительно Colgate и мыть посуду
исключительно Fairy.
Третья эпоха – это эпоха временных монополий за счёт манипуляций
массовым сознанием.
Каждый потребитель сегодня отчасти бог. И он не любит, когда ему что-то
навязывают. Бренд невозможно "спустить сверху", как разнарядку, бренд
можно создать только совместно с потребителем: влезть в его шкуру, понять
— что ему хочется и предложить ему именно это.
Конечно, когда ваш потребитель — типичный покупатель зубной щётки, весьма
сложно вообразить его богом. Ну, подумаешь, он не купит у нас щётку! Да и
бог с ним! Продадим другому или, на край, продадим на одну щётку меньше в
этом месяце — солнце все равно взойдёт, как и положено, на востоке, а
зайдёт на западе.
А если этот потребитель, к примеру, — покупатель тихоокеанской яхты и
стоимость сделки начинается от $3 000 000? Вероятно, богоподобная сущность
этого потребителя чувствуется как-то отчетливее.
Впрочем, если тот самый маленький (в ваших глазах – ничтожный) бог —
покупатель зубной щётки, не купив вашу щётку, расскажет своим ближайшим
друзьям, что не стоит покупать вашу щётку, потому что она плохая (а люди
очень прислушиваются к мнению друзей). А друзья расскажут своим друзьям, а
их друзья свои друзьям, а кто-то напишет об этом в своём журнале (и этот
кто-то окажется человеком с 10 000 читателей). А потом кто-то во время
своего интервью по центральному телевидению поделиться своим субъективным
частным мнением, что это действительно плохая и неудобная щётка (при этом,
этот кто-то окажется известным и уважаемым в народе артистом) и т.д. — то,
в один прекрасный момент вдруг вы останетесь наедине со всеми вашими не
купленными щётками — вот тогда, вам, видимо, станет уже совсем понятно,
что каждый потребитель действительно — бог, и он решает: кому жить на этом
рынке, а кому умереть (отдавая или не отдавая самое ценное, что у него
есть для вас — его предпочтение).
Так вот, дизайн — прежде всего мышление и только потом дизайн. И так как
визуальная идентичность является первичным выразителем сущности бренда, то
следует думать до её создания, во время и после. Думать лучше над тем, что
мы делаем, и делать это лучше.
Так, например, многие не видят за деревьями леса. Они пытаются воссоздать
ощущения леса, воспроизводя всю полноту деревьев в нём. Но лес — это не
деревья. Лес — это несоизмеримо большее как по числу составляющих (птицы,
звери, звуки…), так и по возникающим между этими составляющими
эмерджентными свойствами. И, прежде всего лес — это именно совокупность
его эмерджентных свойств.
Эмерджентное свойство — это свойство, которым не обладает ни одна из
составляющих в отдельности, и которое возникает только при особом
взаимодействии этих составляющих. Так, например, ни капля, ни свет не
содержат в себе радуги, но при определенном их взаимодействии – радуга
возникает.
Именно эмерджентные свойства отвечают за формирование нужного искомого
ощущения от образа, и если вы не умеете их воссоздавать, то сколь бы
искусно технически вы не соединяли частные составляющие образа — в итоге
вы так и не добьётесь живой убедительности образа, который доказывал бы
правоту себя самим фактом своего существования.
То же происходит и на бытовом уровне: испытывая страсть к какому-либо
человеку, вы испытываете её всю целиком и сразу (мгновенно) — потому что
вы сходу ощущаете эмерджентные связи вашего двуединого
существования.
Если бы Вам начали подробно рассказывать о человеке, сидящем перед вами,
какой он страстный, нежный, заботливый и прочие составляющие его эго, вы
бы вряд ли только на основе этого рассказа и бездействия самого человека
(противоречащего рассказу о нём) испытали бы страстное влечение к нему. И
даже если бы возникновения страсти в вас к концу долгого рассказа всё же
удалось бы добиться — эта страсть никогда не сравнится по остроте и
чудоподобности с первой, ибо она вызвана искусственно и в большей степени
умозрительно. Первая же действует на уровне инстинктов и ощущений — именно
на таком же уровне работает и визуальная идентичность бренда.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из
Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или
просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только
выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать
вопрос Присылайте
новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет
явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле
письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2009,
Наталия Педченко. Все права
защищены. Разрешается републикация материалов сайта в
Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора
материала (указание автора и его сайта)