В предыдущих выпусках вы узнали, как пробиться на рынок, а теперь поговорим о том, как сбывать товар, чтобы его покупали и чтобы он пользовался спросом.
Так вот задача сбыта товара во многом не совпадает с задачей проникновения на рынок. Например, чтобы вывести товар на рынок, его цена должна быть, по возможности, ниже, а чтобы сбыт товара дал максимальную прибыль, цена должна быть выше. Для этого необходимо использовать такие важные элементы сбыта, как система каналов и методы распределения товаров, продвижение товаров к покупателю, организация и стимулирование продаж, управление сбытом.
Каналом распределения товаров является путь от производителя товара к его потребителям. На этом пути товар проходит через ряд посредников – фирм или отдельных лиц, передающих товар из рук в руки.
Работа через посредника позволяет весьма существенно уменьшить расходы на сбыт товара. Происходит это за счёт того, что производитель сокращает число необходимых контактов с клиентами.
Канал распределения это сложная система, решающая следующие задачи:
1. Установление постоянной связи с покупателями, в том числе с потенциальными.
2. Сбор и обработка информации, необходимой для эффективного сбыта.
3. Стимулирование сбыта – поощрение покупателя и продавца на осуществление сделки купли-продажи.
4. Организация движения товаров: транспортировка и складирование.
5. Предпродажная подготовка товаров – приспособление их к последним требованиям покупателя.
6. Финансирование канала распределения товара.
7. Обеспечение рынка, связанного с транспортировкой, складированием и другой деятельностью канала.
8. Ведение переговоров со всеми участниками канала, включая производителя и покупателя товара, по вопросам сбыта (прежде всего, по ценам, риску, распределению издержек и т.п.).
Следует отметить, что по вопросу распределения издержек функционирующего канала не существует твёрдого стандарта. В каждом конкретном случае путём переговоров устанавливается, какую часть этих издержек должен нести производитель товара, какую – посредник, а какую придётся целиком переложить на покупателя.
В зависимости от количества посредников в цепочке "производитель – покупатель" различаются каналы разных уровней. Наиболее длинный – трёхуровневый канал, включающий оптового продавца (1-й уровень), мелкооптового продавца (2-й уровень) и рыночного продавца (3-й уровень).
Канал нулевого уровня состоит из производителя и потребителя (его называют каналом прямого маркетинга).
Наряду с прямыми каналами распределения могут существовать и обратные – например, каналы утилизации отходов. Обратные каналы должны включать пункты по сбору вторичного сырья, центры по переработке отходов, соответствующие склады и т.д.
Существуют две разновидности организации каналов распределения товаров. Одна может быть условно названа горизонтальной, вторая – вертикальной. В горизонтальной системе все её основные элементы вполне самостоятельны – как бы на одном горизонте управления. Взаимоотношения между производителем и посредниками различных уровней строятся на основе независимости каждого и исходят только из их собственных экономических интересов.
Вертикальный маркетинговый канал распределения товаров в нём все участники работают как единая экономическая система. В такой системе главное – общий конечный эффект, который достигается путём оптимизации распределения усилий всех элементов системы. При этом может оказаться, что прибыль какого-либо посредника и не является максимально возможной, если это противоречит оптимуму системы в целом.
Вертикальный маркетинговый канал предполагает, что один из его элементов является хозяином остальных или же может оказывать на них существенное экономическое влияние. Таким хозяином чаще всего является производитель либо оптовый торговец, но в принципе это может быть и тот, кто держит в руках розничную торговую сеть.
В следующем выпуске мы рассмотрим несколько практических примеров вертикальных маркетинговых каналов распределения.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать вопрос Присылайте новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2008,
Наталия Педченко. Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора материала (указание автора и его сайта)