Сегодня мы поговорим о том, как пробиться на рынок.
Какой бы не был бизнесмен "крутой" он не может завоевать всех покупателей сразу, т.к. покупатели имеют разные потребности. Поэтому успех в продаже товаров достигается только в том случае, если бизнесмен ориентирован на определённую часть рынка, которая может принести бизнесмену наибольшую возможность прибыли.
Возможны три формы рыночной деятельности.
Первая – это работа с массовым сбытом одного и того же товара для всех категорий покупателей. Положительным в этом случае является снижение издержек при массовом производстве и продажах. Отрицательным – нет возможности развиваться (бизнесмен или фирма не реализует возможностей, появляющихся при работе с разнообразными товарами).
Вторая форма работы на рынке – дифференцированный сбыт двух или нескольких различных, но, как правило, близких по свойствам товаров. При этом возможности расширяются, но всё же они остаются весьма узкими.
Третья форма – это так называемый целевой рынок и соответствующий ему целевой маркетинг. Каждый бизнесмен выявляет применительно к своим возможностям различные части (сегменты) рынка, выбирает из них наиболее прибыльные и сосредотачивается на их деятельности. Выбрав сегмент - начинается разработка товаров. Продавая различные товары и услуги при целевом маркетинге, есть возможность их массового сбыта, и получения максимально возможной прибыли.
Целевой маркетинг предусматривает три группы обязательных мероприятий:
- сегментирование рынка;
- выбор целевых сегментов рынка;
- позиционирование товара на рынке.
Сегментирование рынка предполагает разделение рынка на чёткие группы покупателей, для каждой из которых существует или может появиться потребность в конкретных товарах. Сегментирование может производиться по самым различным признакам: возрасту, уровню доходов, географическому положению и т.д. Очень часто на практике эти признаки накладываются друг на друга. Так, например, дорогие духи попадут в сектор покупателей – женщин с высоким доходом, а, например, дорогая электробритва попадёт в сектор
покупателей - мужчин с высоким доходом, жителей тех регионов мира, где принято пользоваться безопасными электрическими бритвами.
Как правило, используются такие основные признаки сегментирования рынка как:
Географический признак. Рынок разбивается по государствам, их областям, городам, а также применительно к плотности населения, климату, насыщенности средствами коммуникаций и т.д. Подобная разбивка даёт возможность отобрать покупателей и товары для определённой местности и её населения, имеющего свои традиции, потребности и возможности.
Демографический признак. Рынок делится применительно к возрасту, полу, размеру семьи потенциальных покупателей. При этом различается жизненный цикл семьи (молодые холостяки, молодая семья без детей, молодая семья с одним ребёнком в возрасте до 6 лет и т.д. вплоть до пожилого одинокого супруга без детей), уровень её доходов, образование членов семьи, род их занятий, убеждения (политические, религиозные, моральные и другие), раса и национальность.
Сегментирование по демографическому признаку даёт возможность сориентироваться относительно покупателей самых различных товаров, установить, у каких групп населения какие товары пользуются спросом. Сегмент строиться сразу по нескольким демографическим признакам, скажем, выделяются покупатели-женщины определённого возраста, образования и уровня доходов.
Психографический признак позволяет разделить покупателей по принадлежности к общественному классу (высшего, среднего, низшего), образу жизни (консерваторов, жизнелюбов – оптимистов, эстетов и т.д.) и типу личности (покупатели-конформисты, живущие по принципу "как все"). Каждая из названных психографических групп имеет свои приверженности, вкусы, традиции, которые нельзя не учитывать при завоевании рынка.
Поведенческий признак. В отличие от уже рассмотренных признаков, данный характеризует не столько личность покупателя, сколько складывающееся отношение покупателя к товару, взаимоотношения между покупателем и продавцом, реакцию покупателя на товар и характер использования товара. Это важнейший с точки зрения маркетинга признак, ибо он не только доступен учёту, но и, в отличие от других признаков может быть изменён в нужном направлении благодаря целенаправленной маркетинговой деятельности.
Разделение покупателей рассматривается в зависимости оттого, что служит им поводом для покупки товара: обыденная эта покупка или особый случай. Анализируется, какие выгоды ищет потребитель при покупке товаров: качество, экономию средств, сервис. Какова предположительная интенсивность потребления товара данной группой покупателей: слабая, умеренная, активная. Оценивается также отношение потребителя товара данной группой покупателей: слабая, умеренная, активная. Оценивается отношение потребителя-пользователя к
товару по времени: бывший, будущий, новичок, регулярный, периодический.
Учитывается и уровень информированности покупателя, а также его готовность приобрести данный товар: информированный покупатель; слабо осведомлённый покупатель; покупатель, желающий приобрести товар, намеривающийся это сделать и т.д.
Наконец, при сегментировании рынка должно учитываться и эмоциональное отношение покупателя к товару, начиная с восторженного и кончая враждебным.
Продолжение статьи о том, как пробиться на рынок, читайте в следующем выпуске.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать вопрос Присылайте новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2008,
Наталия Педченко. Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора материала (указание автора и его сайта)