Сегодня мы продолжим говорить о том, как сделать выгодный товар.
В предыдущем выпуске мы остановились на том, что с появлением товара на рынке начинается его жизненный рыночный цикл. Этот цикл состоит из четырёх этапов:
- выведение на рынок;
- рост;
- зрелость;
- упадок.
Для каждого из названных этапов будет иметь место своя величина сбыта. Действия бизнесмена обязательно должны строиться с учётом каждого из них, т.к. характер маркетинговой стратегии в каждом из них самый разный.
Жизненный рыночный цикл товара должен учитывать три важнейших его показателя: стиль, моду и фетиш.
Под стилем понимают форму выражения индивидуальности. Это как бы почерк товара.
Мода – стиль наиболее распространённый, популярный в данное время или в данной сфере деятельности.
Фетиш – крайнее, частное проявление моды, которое быстро охватывает рынок, достигает пика и также быстро исчезает.
Стиль может существовать неограниченно долгое время: стиль барокко, например, существует века, то, набирая популярность, то, теряя её.
Мода вначале выступает в форме яркой индивидуальности и принадлежит узкому кругу людей. Затем начинается подражание более широко. Далее наступает массовое распространение моды и, наконец, мода приходит в упадок, постепенно, а иногда довольно резко, сходя со сцены.
Фетиш быстро завоёвывает внимание, встречается с большим энтузиазмом, резко поднимается до пика и столь же резко приходит в упадок. Фетиш распространён значительно менее чем мода, его период весьма непродолжителен. С фетишем обычно связано нечто резко бросающееся в глаза (например, бритая часть головы, причёска "ирокез" или красные, зелёные колготки). Фетишем подвержена главным образом та часть населения, которая стремится как-то выделиться, самоутвердиться.
Теперь рассмотрим, как протекают и чем характерны различные этапы жизненного цикла товара.
Этап выведения на рынок требует определённого времени. Сбыт, а значит и прибыль на этом этапе растёт медленно. На этом этапе весьма высоки затраты на распределение товара и стимулирование сбыта: на рекламу и другие виды информации о новом товаре, на побуждение покупателя попробовать новый товар (организация выставок-продаж, демонстрационных залов, усиленный послепродажный сервис и др.), на подготовку розничной сети. На этом этапе цены на товар обычно повышены, число производителей товара ограничено,
товар идёт не более чем в одной – двух модификациях, характерны потребители с высокими доходами.
На этапе роста рынок товара быстро расширяется. Появляются новые производители товара, его новые модификации, ужесточается конкуренция. Цены по мере увеличения продаж медленно снижаются. Однако затраты на стимулирование сбыта пока остаются высокими – к этому вынуждает конкуренция и продолжающееся освоение рынка.
Важно, что прибыли на этом этапе начинают расти, ибо доход от сбыта становиться выше расходов на его стимулирование. Бизнесмен обычно заинтересован в увеличении продолжительности этого этапа до максимума. Для того чтобы растянуть период быстрого роста прибыли, рекомендуется продолжать работу над новым товаром, придавая ему дополнительные свойства. Это следует делать постоянно, по принципу: "не всё сразу". Следует продолжать расширять рынок за счёт завоевания новых групп покупателей. Формировать новые каналы
распределения товаров, переключать рекламу от пропаганды нового товара на стимулирование его приобретения, вести постепенное снижение цен.
Этап зрелости товара наступает тогда, когда темпы его сбыта начинают заметно замедляться. Это самый протяжённый и сложный этап. Возникает ряд новых проблем. Обостряется конкуренция, (конкуренты сбивают цены), накапливаются запасы не распроданных товаров, рынок до предела насыщен рекламой, приходиться нести большие расходы на исследование по улучшению товара и созданию его модификаций. На этом этапе рекомендуется продолжать совершенствовать, модифицировать товар (улучшая и придавая новые свойства),
а также стремиться сделать более привлекательным его внешнее оформление. Важное значение приобретает повышение качества товара в тех случаях, когда оно явно поддаётся улучшению, а так как существует потребность рынка в таком улучшении, то и покупатели ожидают данный товар лучшего качества. Цена товара на этом этапе, как правило, снижается, а прибыль достигает своего пика.
Этап упадка неизбежен практически для любого товара. Это объясняется как появлением новых достижений научно-технического прогресса, "затмевающих" этот товар, так и изменением потребностей и вкуса покупателей. Появляются новые, в том числе импортные товары, которые вытесняют то, что, было сделано раньше: так, например, колготки вытеснили чулки, кассетные магнитофоны вытеснили катушечные и т.д.
Падение спроса может быть резким и замедленным до его полного прекращения или до сохранения на определённом, более низком уровне в течение длительного времени. Для этапа упадка характерно неуклонное падение прибыли. Цена на товар может, как оставаться на прежнем уровне, так и расти за счёт увеличения доли издержек по сравнению с прибылью. Рекомендации по данному этапу однозначны: всеми мерами сократить его до минимума, избавиться от одряхлевшего товара самым решительным образом, при необходимости вести активную
распродажу товара по сниженным ценам.
Необходимость сокращения этапа упадка вызвана не только сокращением прибылей в этот период, но также и тем, что "упадочный" товар отнимает производственные мощности, снижает престиж и ухудшает перспективы развития бизнесмена и его фирмы.
И так вы ознакомились с основными рыночными характеристиками товара и процессом его создания. Теперь вам необходимо пробиться на рынок. А вот как этого достичь вы узнаете из следующего выпуска.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать вопрос Присылайте новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2008,
Наталия Педченко. Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора материала (указание автора и его сайта)