Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записная книжка бизнесмена

  Все выпуски  

Управленческий Шаолинь. Записная книжка бизнесмена. 330


Академия Романовой Елены

Сакральный смысл профессионализма

Центропупизм

 

Прежде, чем писать, задумалась на тему выпуска… Вспомнились рассказы руководителей о незаменимых сотрудниках. Высококвалифицированных. Уникальных. В общем, о сотрудниках-профессионалах.

Во все времена мастерство ценилось! Руководители или коллеги рассказывают о таких людях, как о высококвалифицированных профессионалах.

НО! Рассказывая, они чаще огорчены, нежели горды за своего классного специалиста. От профессионализма сотрудников жить как-то становится труднее. Вроде бы должно быть наоборот… Более профессиональный человек решит задачу быстрее, чем менее грамотный в этом же деле…Так что же огорчает руководителей? То же, что и всех людей.

Вот рассказ из обыденной жизни:
«Приезжаешь в автосервис. Мастер устраняет неполадку в машине. Проблема решена, но мастер как-то так всё делает, говорит с тобой, будто ты земляной червь. От такой беседы, скорее монолога мастера, хочется побыстрее уехать… и больше к нему не приезжать… Парадокс!»
Другой эпизод из жизни людей:
«Жду курьера. Заказал себе книги. Звонок по телефону, курьер говорит в ухо, что сейчас он прокладывает маршрут и мой адрес будет последним: «Будьте дома в 17.00».
Я ему объясняю: «К сожалению, я не смогу в 17. Давайте перенесём доставку на другой день, когда мы оба сможем подстроиться друг под друга».
В ответ слышу тяжёлый вздох возмущения: «ЧтО вы хотите?» Я: «Не понял вас?»
Ответ курьера: «Когда приехать надо? Что, вы не понимаете, что мне это не удобно? Мне придётся всё переделывать, весь маршрут и ехать к вам будто вы особенный. Заказали, так получайте, когда привезут».
Понимаю, что уже никаких книг мне не надо, а этот курьер, вместо того, чтобы мне облегчить жизнь, напрягает меня. «Уж лучше я пойду в магазин схожу как-нибудь за книгами» - думаю я.
В это время в ухо орёт телефон: «Так КОГДА???» Отвечаю: «До 13-ти сможете привезти мой заказ?»
В ответ – гудки. Остаюсь в недоумении: то ли привезёт, то ли нет… Что это было? Ненавязчивый российский сервис или просто недоразумение?
Решаю подождать до 13-ти. Где-то около этого времени прозвучал звонок в дверь. Открываю. Мужчина, лет 50-ти, сходу начинает свою речь, наступая на меня:
- Вы что думаете какой-то особенный? Или, вы думаете, я вам мальчик на побегушках? Я восемь лет работаю курьером и знаю, какой маршрут лучше при доставке. Вы начинаете мне диктовать, как сменить этот маршрут. Знаете, сколько сложностей в курьерской работе?! Пробки, морозы, заказы. А вы, тут строите из себя! Указываете, как мне работать. Я профессионал в своём деле!»
Я обалдел, и решил ситуацию как-то сгладить: «Да что вы, я просто попросил…если можно, то лучше… чтобы вас не гонять зря…»
В ответ слышу назидательное: «Поработайте с моё курьером, будете указывать, и гонять меня на моей машине через всю Москву».
Передача заказа, денег происходили под непрекращающийся поток нравоучений, как вести себя с курьерами, что он профессионал своего дела и т.д.
Когда за ним закрылась дверь, воцарилась тишина. А я стоял и крутил в руках небольшой свой заказ. Подумалось: «А, как же люди?»»

Некоторые люди профессионализм путают с центропупизмом. Точнее, свой профессионализм превращают в центропупизм.

Центропупизм одолевает человека, когда он считает, что вся Вселенная крутится только вокруг него, ради него и благодаря ему. Вроде бы не плохо, да? Уверенный в себе профессионал. Зачем нам неуверенные в себе люди в бизнесе? Нам нужны - уверенные. Но, как-то с такими «уверенными центропупистами» профессионалами-«грамотеями» рядом неуютно работается.

На семинарах, предлагая участникам вспомнить любимых учителей из школы, преподавателей из вузов, прошу рассказать: «Почему их любили и уважали». Разные люди говорят похожие вещи:
- преподаватели знали и любили своё дело…
- были строгими, но справедливыми…
- могли научить…
- с ними было интересно…
- хотелось больше находиться рядом с человеком…
- скромные…
- нас любили и уважали…
Всё просто. Наши чувство любви, признание и уважение всегда реагируют на ОТСУТСТВИЕ центропупизма у Мастера.
Работая с коллегой профессионалом-центропупистом, каждый может вспомнить нередкие случаи, когда этот человек то:
- раздувает свою значимость «дует щёки от важности»,
- смотрит на нас сверху вниз «это кто там опять чего-то не может?»
- то капризничает «ну, по уговаривайте меня»,
- то «делает» ТАКОЕ лицо, закатывает глаза, вздыхая «опять вы с ерундой справиться сами не можете»,
- делает одолжение «если бы не я, где бы все были.»…
В общем, когда профессионализм превращается в центропупизм, он становится просто способом привлечения к себе внимания, чужого и своего, поднимая свою значимость (на фоне других) в своих собственных глазах и глазах коллег, начальства, родных и клиентов.

От центропупизма страдают все, даже сам центропупист. Истинный профессионализм и мастерство действительно делают жизнь лучше и легче.

Многие руководители попадают в сети центропупизма своих сотрудников-профессионалов. Центропупистом может быть кто угодно с хорошей квалификацией и опытом, человек любой профессии, на любой должности.

Подобных профессионалов узнать легко – он знает всё, поэтому он – белая кость, остальные – чернь. Всем следует подходить к нему редко, если решили пожойти, то с низким поклоном, уговорами, шаманскими танцами и обязательными восхвалениями его прошлых заслуг, дабы он мог убедиться, что никто не забыл его «героизма».

Если бы культура и воспитание ослабили своё давление на таких людей, они бы постоянно прямо говорили «Я лучше, чем ты. А ты хуже-хуже-хуже!» Пока правила в обществе такой вот «прямоты» не поощряют, они будут поднимать свою значимость по другому.

Через какое-то время центропупист начинает диктовать условия, как и когда ему работать, всем – коллегам, руководству, клиентам. Ведь он «Ого-го-го! Кто!!», а все они «непонятно кто…» Дома он сетует, что его плохо ценят: «Что они понимают!» Отделяясь от людей, возносясь над ними, он всё больше чувствует одиночество…

Таким специалистам-профессионалам-центропупистам глубоко всё равно, что уходит рабочее время на их уговоры, что сами уговоры не уместны. Они давно забыли, что любая работа и любой человек, ероме него самого может заслуживать уважения. Что в этом мире есть более важные вещи, чем отдельно взятые знания, которые не приносят радости, когда берутся из рук такого специалиста-центропуписта.

Если вы, читатели, повспоминаете, то в вашей памяти обязательно обнаружится опыт, когда вас обслужили на самом высоком уровне, а вам хочется быстрее расплатиться и уйти из этого места. Когда вам не хочется идти за советом или помощью к более опытному коллеге…

Поделитесь, пожалуйста, своими примерами центропупизма из обычной и деловой жизни. Напишите письмо по адресу water-fire-metal@mail.ru

Если вас эта статья затронула, и вы хотите сказать, что центропупизм оправдан и необходим, тем более – напишите, пожалуйста.

Все мнения приветствуются.
Так в чём же сердце профессионализма?
Во все времена мастерство ценилось…
А в наше время профессионализм превращается в центропупизм…
Что необходимо знать, чтобы и в наше время профессионализм не терял ценность? Этот разговор мы продолжим с вами в следующем выпуске.

Как намёк на следующий выпуск, процитирую слова Коносуке Мацусита, основатель Matsushita Electric:
«Человек может с годами приобрести требуемые знания и опыт, даже если руководители его компании не делятся своим ощущением миссии с сотрудниками. Однако знания и опыт сами по себе не помогут обрести мудрость и зрелость. Человеку нужна философия, помогающая структурировать его мысли и направляющая его поведение. Руководители компании могут способствовать личностному росту каждого сотрудника, четко донося до них философию компании».

Буду рада вашим отзывам в письмах, которые жду по адресу water-fire-metal@mail.ru
Уважайте себя и цените других.

Пусть ваш Путь будет достойным.

До новых встреч!

И помните, мне ничего не известно о том, что вы думаете и чувствуете,

до тех пор, пока вы не написали..

С уважением к Вам, Романова Елена.

 

WWW: http://elena-romanova.ru E-mail: water-fire-metal@mail.ru
Copyright (C) 2007-2012 Академия Елены Романовой
Перепечатка любых материалов разрешена только при сохранении авторства и размещении активной ссылки на наш сайт.
Отправляя письма, Вы соглашаетесь с тем, что они могут быть опубликованы в рассылке.
Cеминары, тренинги, курсы, тренинг-игры, консультации

В избранное